Развитие двигательных умений и навыков учащихся посредством использования подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре и здоровью на ІІ ступени общего среднего образования

- 9:59II И III СТУПЕНИ, Методичка, Физическая культура и здоровье

Описание опыта педагогической деятельности.

Сергей КОБРИНЕЦ,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область

 

 

1 Информационный блок

1 Название темы опыта

Развитие двигательных умений и навыков учащихся посредством использования подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре и здоровью на II ступени общего среднего образования.

 

2 Актуальность опыта

В настоящее время состояние здоровья обучающихся в учреждениях общего среднего образования вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Малоподвижный образ жизни, зависимость от гаджетов не способствуют укреплению здоровья учащихся, поэтому необходимо обеспечить формирование у обучающихся устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни, что невозможно без сформированных двигательных умений и навыков.

Как известно, одной из задач учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта и спортивных игр.

В многообразии средств физического воспитания учащихся особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности. Подвижные игры, в отличие от спортивных, характеризуются гибкими правилами и более соответствуют функциональным и психологическим особенностям учащихся. Использование подвижных игр на учебных занятиях позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники, для формирования двигательных умений и навыков учащимися. Кроме того, подвижные игры по своей сути являются комплексными упражнениями, способствующими активизации мыслительной работы, что оказывает непосредственное влияние на овладение техникой какого-либо движения. Поэтому подвижные игры играют очень важную роль в организации двигательной деятельности обучающихся, особенно используемые в условиях, соответствующих целям и задачам учебного занятия по физической культуре и здоровью.

 

3 Цель опыта

Повышение уровня физической подготовки учащихся II ступени общего среднего образования посредством развития двигательных умений и навыков учащихся через использование подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре и здоровью.

 

4 Задачи опыта

– подобрать и систематизировать различные виды подвижных игр, способствующих развитию двигательных умений и навыков;

– составить последовательность проведения подвижных игр на учебном занятии;

– проанализировать результативность использования подвижных игр для развития двигательных умений и навыков учащихся на учебных занятиях по физической культуре и здоровью на II ступени общего среднего образования;

– определить эффективность использования подвижных игр для развития двигательных умений и навыков на учебных занятиях по физической культуре и здоровью на II ступени общего среднего образования.

 

5 Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом – с 2018 по 2021 год.

 

6 Основные этапы

I этап – аналитический (изучение и анализ научно-методической литературы и опыта коллег по теме).

II этап – практический (внедрение материалов в практику работы).

III этап – обобщающий (анализ результатов проделанной работы, ее обобщение).

 

2 Описание технологии опыта

1 Ведущая идея опыта

Систематическое использование подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре и здоровью способствует развитию двигательных умений и навыков учащихся и как следствие приводит к повышению уровня физической подготовки учащихся II ступени общего среднего образования.

 

2 Описание сути опыта

Уровень развития двигательных умений и навыков учащихся II ступени общего среднего образования в настоящее время находится на недостаточном уровне, что вызывает озабоченность не только у педагогов, преподающих учебный предмет «Физическая культура и здоровье», но и медицинских работников, так как несформированность двигательных качеств является одной из причин получения обучающимися травм, не в полном объеме освоению учебного материала и т.п. Поэтому проблема развития двигательных качеств является актуальной и требует своего решения.  

Подвижные игры, имеющие игровой и соревновательный характер, являются одной из наиболее эффективных форм физических занятий, способствующих развитию двигательных способностей учащихся.

Игра как исторически сложившая деятельность является относительно самостоятельной сферой деятельности человека, которая способствует удовлетворению потребности людей в отдыхе, развлечениях, в развитии духовных и физических сил, является одним из средств всестороннего развития, воспитания и обучения учащихся. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов, формирования личности учащегося. Игры способны разнообразить процесс обучения, наполняют жизнь обучающихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, позволяют создать ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой, мотивацию к образовательной деятельности.

В педагогике выделяют:

– дидактические игры, которые являются одним из средств познавательной деятельности учащихся, развивающим наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышающим эффективность обучения;

– сюжетно-ролевые игры, которые позволяют при помощи взятых на себя учащимися ролей познавать мир и усваивать общественный опыт;

– театрализованные игры, являющиеся разновидностью сюжетно-ролевых игр, развивающихся по заранее подготовленному сценарию, в основе которого может лежать содержание сказки, рассказа;

– подвижные игры, служащие средством развития общих физических качеств обучающихся, в том числе и двигательных умений.

На учебных занятиях по физической культуре наиболее востребованными являются подвижные игры, позволяющие наиболее полно реализовать задачи, стоящие перед учебным предметом.

К наиболее важным функциям игр относятся:

– обучающая, позволяющая решать конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие,

– развивающая, которая заключается в выявлении и развитии способностей, умений и навыков учащихся,

– воспитательная, помогающая выявить индивидуальные особенности учащихся, устранить нежелательные проявления их характера,

– коммуникативная, позволяющая реализовать потребность обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игры, общаться и устанавливать на основе общения дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность,

– развлекательная, способствующая повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, насыщающая неожиданными и яркими впечатлениями, создающая благоприятную почву для установления эмоционального контакта между педагогом и учащимися,

– психологическая, которая заключается в создании положительного эмоционального фона, позволяющего снять нервное напряжение,

– релаксационная, заключающаяся в восстановлении физических и духовных сил учащихся.

Подвижная игра – это деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений. Структура любой игры регламентируется правилами, которые определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности выполнения, что позволяет учащимся учиться контролировать свое поведение, управлять им.

Существует несколько классификаций подвижных игр. Например, чаще всего подвижные игры различают по наличию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфике физической подготовки, наличию ведущего, месту проведения (стадион, спортзал, бассейн), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету. Часто можно встретить более сложную классификацию подвижных игр по следующим признакам: по возрасту (для детей младшего и среднего школьного возраста), по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных, с большим набором правил), по преобладающему виду движений (игры с заданиями, которые выполняются бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием и т.д.), по физическим качествам (игры для развития ловкости, скорости (быстроты), силы, выносливости, гибкости), по видам спорта (игры, подводящие к волейболу, баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею, теннису; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности), по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения), по сюжету (сюжетные и бессюжетные), по организационной форме (для занятий физической культурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы), по подвижности (малой, средней и большой подвижности), по сезону (летние и зимние), по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки, местности, помещений и т.п.), по способу организации играющих – командные и некомандные (с разделением на команды, например, игры-эстафеты, где условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для всей команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды, игры без разделения команды – каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игры).

Общим для любого вида игр является строгое соблюдение правил игры, к которым играющие должны относиться сознательно и ответственно, что помогает регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление. Правила – это обязательные требования для участников игры, которые регламентируют для каждого игрока определенное место в игре, взаимосвязь между играющими, расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов, при этом действия в рамках правил и отведенной роли могут отличаться большой самостоятельностью, не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих.

Содержание подвижной игры помимо правил включает ее сюжет (тему, идею), который определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он может заимствоваться из окружающей действительности и образно отражать ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создаваться специально, исходя из задач учебного предмета, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Подбирая подвижную игру для учебного занятия, педагог должен руководствоваться программой учебного предмета «Физическая культура и здоровье», целями и задачами, которые должны решаться во время занятия, требованиями СанПиНа. При выборе подвижных игр необходимо учитывать интересы учащихся класса, в котором игра будет проводиться, уровень физической подготовленности обучающихся.

Методика проведения подвижной игры предполагает организацию учащихся, мотивацию к игровой деятельности (создание ситуации заинтересованности в игре), объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итогов (Приложение 1).

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте спортивного зала, стадиона, другого помещения, откуда будут начинаться игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно.

Мотивация к игровой деятельности включает в себя, в первую очередь, настрой на игровую деятельность, определение ее целей, привлекательных для учащихся.

Объяснение правил игры является по сути инструкцией, которая должна быть краткой, понятной, интересной и эмоциональной. Принципиально важной является последовательность объяснения правил игры, которую необходимо четко выполнять:

1) назвать игру и ее замысел,
2) кратко изложить содержание игры,
3) акцентировать внимание на правилах,
4) напомнить движения, которые будут выполняться в ходе игры,
5) распределить роли,
6) напомнить требования безопасности для каждого вида ролей играющих.

Если игра знакома обучающимся, то вместо объяснения необходимо вспомнить вместе с ними правила игры, требования безопасности, которые необходимо соблюдать в ходе игровой деятельности. С помощью вопросов педагог должен проверить, как учащиеся поняли правила игры. Если правила игры понятны всем, то она проходит, как правило, весело и увлекательно.

Объясняя правила игры с элементами соревнования, необходимо уточнить не только правила, но и игровые приемы, условия соревнования. Педагогу необходимо выразить уверенность в том, что все учащиеся хорошо справятся с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное их выполнение («Кто быстрее добежит до ориентира», «Чья команда дольше не уронит мяч» и т.п.). Правильное выполнение игровых движений доставляет учащимся удовольствие, формирует чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Распределяя роли, объединяя учащихся в группы, команды, педагог должен учитывать уровень физического развития и индивидуальные особенности обучающихся.

После объяснения правил игры и распределения ролей выполняется следующая последовательность действий:

1) раздать атрибуты (если они будут использоваться в игре),
2) разместить играющих на площадке,
3) начать игровые действия.

Руководство педагога подвижной игрой состоит в контроле за ходом игры и направлено на выполнение ее программного содержания. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием учащихся в ходе игре. В ходе игры педагог должен обращать особое внимание на выполнение учащимися правил, тщательно анализировать причины их нарушения. Руководство игровой деятельностью обучающихся педагогом предполагает воспитание положительных нравственных качеств учащихся, формирование у них правильной самооценки, коммуникативных умений, организацию и коррекцию взаимоотношений учащихся друг с другом, воспитание дружбы и взаимовыручки, обучение преодолению трудностей. Правильное педагогическое руководство игрой помогает учащимся лучше понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию их творческих, физических, интеллектуальных способностей, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подведение итогов – это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой в помещении. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. При проведении подвижных игр следует следить, чтобы физические нагрузки были оптимальными с постепенным увеличением нагрузок, чтобы организм учащихся постепенно к ним приспосабливался. 

Проведение подвижных игр на учебных занятиях предусматривает руководящую роль педагога, регулярные занятия в стабильном составе участников, регламент. Содержание подвижных игр, используемых на учебных занятиях, должно быть взаимосвязано с темой и задачами урока (Приложение 2). Планируя учебное занятие, на котором будут использоваться подвижные игры следует помнить, что такие игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического развития учащихся, посредством комплексного использования их с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями (Приложение 3). При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку учебного занятия и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно. В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и требований безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях, поэтому подвижные игры являются эффективным средством развития двигательных умений и навыков учащихся. Вместе с этим особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу учащихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности. Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать свое поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм. Подвижные игры способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, так как в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников определенных физических напряжений. Под влиянием занятий подвижными играми успешно формируются такие качества, как уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию, что содействует нравственному воспитанию.

 

3 Результативность и эффективность опыта

Для определения эффективности работы по развитию двигательных умений и навыков учащихся посредством использования подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре и здоровью на II ступени общего среднего образования я применил такие методы, как наблюдение за повседневной работой учащихся, анализ выполнения физических упражнений, анализ успеваемости обучающихся.

Анализ наблюдений за учащимися II ступени общего среднего образования, на учебных занятиях с которыми применялись подвижные игры, позволяет сделать вывод о том, что подвижные игры, активизируя работу разных групп мышц, положительно действует на весь организм учащегося, оказывают благотворное влияние на детскую нервную систему. Подвижные игры различной направленности являются эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Наблюдения показали, что учащиеся стали активнее принимать участие в подвижных играх как на учебных занятиях, так и во время внеурочных занятий, у них повысилась мотивация к выполнению физических упражнений и, как результат, повысилось качество физической подготовки учащихся. Подтверждением чего являются победы учащихся гимназии в соревнованиях по волейболу различного уровня (Приложение 4).

 

Заключение

Мой опыт работы показал, что систематическое использование подвижных игр способствует укреплению здоровья, воспитанию у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни, чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера, содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности обучающихся. Подвижные игры развивают жизненно-важные двигательные умения и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям спортом.

В дальнейшем ставлю перед собой задачу продолжить работу по развитию физических качеств учащихся на III ступени общего среднего образования.

Опыт работы представлялся на заседаниях учебно-методического объединения учителей физической культуры и здоровья в Государственном учреждении образования «Гимназия г. Дрогичина».

Предложенный опыт может быть использован на учебных и факультативных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как начинающими, так и более опытными педагогами.

 

 

Приложение 1

Алгоритм проведения подвижной игры

1 Подготовительный этап

1) Назвать подвижную игру и ее замысел.
2) Кратко изложить содержание игры.
3) Акцентировать внимание на правилах, которые должны выполнять играющие во время подвижной игры, на игровых приемах, условиях соревнования.
4) Напомнить движения (повторить особенности выполнения движений), которые будут выполняться в ходе игры.
5) Распределить роли играющих.
6) Напомнить требования безопасности для каждого вида ролей играющих.
7) Проверить, задавая учащимся вопросы, насколько они поняли правила игры и требования безопасного участия в подвижной игре.
8) Раздать атрибуты (если они будут использоваться в игре),
9) Разместить играющих на площадке.

2 Основной этап

1) Выполнение игровых действий.

3 Заключительный этап

1) Подведение итогов игры – объявление победителя, анализ (что удалось, над какими качествами, движениями, умениями надо еще поработать, каким образом, что для этого необходимо сделать).
2) Рефлексия (может быть эмоциональной).

 

Приложение 2

 Задачи учебного занятия и игры, способствующие их решению

Решаемые задачи

Вид игры

Возможные задания

Создание условий
для развития силы

Игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним

Перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, элементы борьбы, элементы тяжелой атлетики и т.д.;
действия с отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для учащихся грузом, метания различных предметов на дальность

Создание условий
для развития качества быстроты

Игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы

Физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками,
бег на короткие дистанции в кратчайший срок и другие двигательные действия, направленные на сознательное и целеустремленное опережение соперника

Создание условий
для развития ловкости

Игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой

Игры, побуждающие быстро переходить от одних действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке (например, игры «Охотники и утки», «Третий лишний»)

Создание условий
для развития выносливости

Игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры

Игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанных со значительной затратой сил и энергии, например, прыжки через короткую скакалку,
бег на длинные дистанции

Примечание. При подборе подвижных игр следует учитывать возраст и физическую подготовленность учащихся.

 

Приложение 3

Бег. Стартовый разбег, бег по прямой. Бег 30 м, 60 м с высокого старта на скорость. План-конспект учебного занятия по физической культуре и здоровью, проведенного в 5-м классе

 

Тема учебного занятия: Бег. Стартовый разбег, бег по прямой. Бег 30 м, 60 м с высокого старта на скорость.

Цель учебного занятия: повысить скорость бега учащихся посредством подготовки к бегу через использование подвижных игр.

Задачи

Образовательные:

– познакомить с правилами организации бега на 30 м, 60 м с высокого старта на скорость;
– способствовать формированию умений осуществлять стартовый разбег и бег по прямой дистанции;

развивающие:

– создать условия для развития качеств быстроты (скорости), выносливости, ловкости, координации;
– способствовать формированию интереса к легкой атлетике;

воспитательные:

– содействовать воспитанию воли к победе, доброжелательности, справедливости, целеустремленности;
– способствовать формированию умений преодолевать трудности, психологически грамотно справляться с волнением, неудачами.

Оборудование: фишки, мячи, секундомер.

Место проведения: стадион.

 

Ход учебного занятия

1 Организационный этап (построение, приветствие) (1 мин.)

2 Этап объявления темы, целей, задач учебного занятия (4 мин.).

Цель учебного занятия: пробежать заданную дистанцию за максимально короткий промежуток времени.

Задачи: подготовиться к бегу, совершенствовать свои умения осуществлять стартовый разбег и бег по прямой дистанции.

Повторение требований безопасности на учебном занятии по физической культуре и здоровью, при осуществлении бега (беседа).

 

3 Подготовительный этап (актуализации знаний) (10 мин.)

Упражнения на осанку:

– ходьба на носках, руки вверх (1 мин.);
– ходьба на пятках, рука за спину (1 мин.);
– ходьба в полуприседе (30 сек.);
– ходьба в приседе (30 сек.);
– бег приставным шагом в стойке волейболиста правым боком, левым боком (2 мин.);
– бег спиной вперед (1 мин.);
– комплекс общеразвивающих упражнений на месте (3 мин.).

 

4 Основной этап (23 мин.)

Подвижная игра «Чай, чай, выручай»

Выбираются два-три учащихся, которые будут догонять остальных. Суть игры: догнать участника, коснуться его, и «заморозить». Цель: «заморозить» всех участников. (5 мин.)

Демонстрация низкого и верхнего старта, бега по дистанции и финиширования.

Построение в колонну по 4 человека в ряду.
Бег 30 м на скорость по 4 человека одновременно.
Среди лучших проводится финальный забег.
Бег 60 м на скорость по 4 человека одновременно.
Среди лучших проводится финальный забег.

Подвижная игра «Два капитана»

Выбираются (назначаются) два капитана, которые размещаются по противоположным сторонам спортивной площадки. В центре размещаются остальные игроки, цель которых увернуться от летящего мяча. Цель капитанов – попасть в игроков, находящихся в центре игровой площадки, мячом. (5 мин.)

 

5 Заключительный этап (3 мин.)

Комплекс упражнений на восстановление дыхания.

Построение.

 

6 Этап подведения итогов учебного занятия (3 мин.)

Объявление лучших результатов.

Определение достигнута ли цель учебного занятия, что необходимо сделать для улучшения результата.

 

7 Рефлексия (1 мин.)

 

Приложение 4

Результаты участия учащихся ГУО «Гимназия г. Дрогичина» в соревнованиях по волейболу

Вид и уровень соревнований

Год и место

2019

2020

2021

Районные соревнования по волейболу в рамках cпартакиады школьников

II

I

I

Областные соревнования по волейболу команд, сформированных по месту жительства

I

Республиканские соревнования по волейболу команд, сформированных по месту жительства

III

Международные соревнования по волейболу в рамках Союзного государства

V

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий