В ходе занятия дети не только повторят знакомые правила пожарной безопасности, но и выучат новые.
Чеслава БОРИСЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Программные задачи:
– продолжать формировать представления об основных правилах безопасного поведения в сложных ситуациях при пожаре;
– развивать умение соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами;
– закреплять представления о возможных причинах пожара, знания правил тушения уголька, малого огня;
– развивать внимание, память, мышление;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни; уважение к труду пожарных.
Материал и оборудование: карточки по пожарной безопасности, карточки для дидактической игры «Путаница»; зеленые и красные фишки на каждого человека для игры «Разрешается – запрещается»; барабан для игры «Что? Где? Когда?»; волчок, магнитофон, красные ленточки на каждого ребенка, коробка с сухими листьями, коробка с сюрпризом, «медали», красный шар, мультимедийная установка.
Предварительная работа: рассматривание дидактических карточек, иллюстраций, разучивание пословиц, стихов, чтение произведений (Л.Толстого «Пожарные собаки», К.Чуковского «Путаница», С.Маршака «Пожар», « Рассказ о неизвестном герое», сказка «Как маленький уголек натворил много бед»); беседы по теме.
Ход занятия
Воспитатель:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
(Стук в дверь, заходит Знайка)
Знайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Знайка!
Знайка: Простите за опоздание! На дороге весь транспорт остановился, пропускал машину.
Воспитатель: Какую машину?
Знайка: А вы отгадайте загадку.
Мчится красная машина
Все быстрей, быстрей. Вперед!
Командир сидит в кабине
И секундам счет ведет.
Дети: Это пожарная машина.
Знайка: И куда она так спешила?
Дети: Пожарная машина спешила тушить пожар.
Знайка: А кто занимается тушением пожаров?
Дети: Пожар тушат пожарные.
Знайка: Ребята, а вы знаете, какими качествами обладают пожарные, какие это люди?
Дети: Они смелые, отважные, сильные, ловкие, внимательные, храбрые, дисциплинированные, дружные, мужественные, быстрые, умные.
Знайка: А вам хотелось бы быть похожими на них? Вы можете стать юными пожарными. Юный пожарный знает сам правила пожарной безопасности и следит за тем, чтобы дети не нарушали эти правила. Хотели бы вы стать юными пожарными?
Дети: Да.
Знайка: Хорошо, посмотрим, что вы знаете о пожарной безопасности. Я предлагаю поиграть в игру «Что? Где? Когда?».
Игра не простая,
Умная такая.
Тот, кто в неё играет,
Очень много всего знает.
Воспитатель: На игровом поле лежат карточки, на которых Знайка приготовил задания. Есть здесь и сектор «Приз». Задания будем выбирать при помощи волчка. На какое задание стрелка укажет, то и будем выполнять. Ну, вы готовы? Тогда начинаем.
Воспитатель крутит волчок.
Первое задание. Пожарная машина спешила тушить пожар. Что могло стать причиной пожара?
Дети: Может, дети играли со спичками? Включили газ? Или, может, оставили без присмотра печку; а возможно, дети разожгли костер? Вдруг кто-то сушил белье над газом или включил неисправный электроприбор, а тот и загорелся.
Воспитатель: Правильно! Причина пожара – нарушение правил пожарной безопасности. Молодцы, ребята! Крутим волчок дальше.
Второе задание. «Что же делать, как быть, как ребятам поступить?»
Воспитатель: Послушайте отрывок из произведения С.Маршака
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Ребята, как вы думаете, почему возник пожар?
Дети: Пожар возник, потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол. Начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности.
Воспитатель: А что нужно было Леночке сделать после того, как уголек уже выпал?
Обратите внимание на экран. Выберите предметы, которые могли бы помочь Леночке затушить уголек.
Дети: Бросить одеяло, засыпать землей, можно использовать огнетушитель.
Воспитатель:
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей!
Сыпь песок, брось одеяло,
Чтобы все не запылало.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно следующее изображение на экране. Что вы, видите?
Дети: Девочка была дома одна. Смотрела мультфильмы. Вдруг загорелся телевизор. Начался пожар.
Воспитатель: Что делать девочке? Куда бежать? Может, спрятаться под диван или в шкаф? Как вы думаете? (Ответы детей) Если возник пожар, нельзя прятаться в шкаф, под кровать. Мебель может загореться. Взрослым будет трудно найти ребенка. Нужно быстро убегать из квартиры и сообщить взрослым о возникновении пожара.
Как нужно передвигаться, если много дыма? Почему?
Дети: Передвигаться нужно пригнувшись или на четвереньках, чтобы не надышаться дымом.
Воспитатель:
Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем, ребята.
И на помощь поскорей
Нужно звать людей.
Воспитатель: Почему возник пожар?
Дети: Девочка включила телевизор. Он оказался неисправен. Включать электроприборы детям запрещается.
Воспитатель: Рассмотрим еще одну ситуацию.
Воспитатель: Мальчик остался один дома. И вдруг он заметил дым и искры от розетки. Как вы думаете, что он должен сделать: открыть окно, чтобы вышел дым; залить розетку водой; позвонить по телефону или убежать из комнаты? (Ответы детей)
Окно открывать нельзя, так как приток свежего воздуха только способствует горению. Водой заливать нельзя – это не потушит огонь, а приведет к удару током. Нужно позвонить по телефону, набрав номер 101 или 112 и вызвать пожарных. Затем выбежать из комнаты и позвать на помощь соседей.
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно «101» набрать
И быстрей пожарных звать.
Воспитатель: Знайка, крути волчок.
Музыкальная пауза. Танец «Огня»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Посмотрим, какие испытания еще приготовил нам наш друг.
Ребенок крутит волчок.
Как правильно позвонить пожарным?
Дети: Нужно снять трубку, набрать номер «101» или «112». Затем назвать домашний адрес и сказать, что случилось и кто сообщил.
Знайка: А давайте посмотрим, получится ли у вас.
Игровая ситуация « Вызов пожарных»
Знайка: Звонить вы умеете, а все ли дети знают свой домашний адрес?
Воспитатель: А давай проверим. Я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Красный шар передавай, быстро адрес называй»
Знайка: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Что-то нам приз не попадается. Ребята, крутим волчок!
Крутит ребенок волчок.
Воспитатель: Игра «Путаница»
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат разные карточки. Они все перепутались. Нужно выбрать те, где изображены предметы, которые могут стать причиной пожара. (Дети выбирают, называют предмет)
Знайка: Молодцы ваши дети, знают все огнеопасные предметы.
Воспитатель: А теперь я покручу волчок.
Внимание! Спичечная коробка!
Воспитатель: Ребята, все вы знаете, что есть предметы, которые быстро загораются. Внимание! Вопрос! Что находится в этой коробке?
Дети: Бумага, ткань, вата, сухие листья, трава, солома, тополиный пух, древесные опилки, древесная стружка, клей, бензин.
Воспитатель: Вы угадали, это сухие листья.
Знайка: Крутим волчок дальше.
Игра «Разрешается – запрещается»
Воспитатель: Я буду задавать вопросы. Если это делать разрешается, вы поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
– Включать в розетку и выключать детям электроприборы?
– Поджигать сухую траву и листья?
– Звонить пожарным без повода?
– Оставлять в лесу костер?
– Заливать костер водой?
– Пользоваться лифтом во время пожара?
– Тушить водой горящий электроприбор?
– Заходить в задымленное помещение?
– Звать на помощь соседей?
– Бросать горящие спички?
– Прятаться во время пожара?
– Пользоваться огнетушителем?
– Распылять вблизи огня аэрозоль?
Воспитатель: Знайка, ребята знают стихи о правилах пожарной безопасности, послушай.
Не играй, дружок, со спичкой.
Помни ты – она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Ты костер не разжигай
И другим не разрешай,
Самый малый огонек
От пожара недалек.
Фен, компьютер, газ на кухне,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый –
Чтоб пожар не вышел вдруг.
Не оставляйте горящий газ,
За газом нужен глаз да глаз.
Украшать свечами елку
Строго запрещается,
Потому что от свечей
Елка загорается.
Если что-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге, как один,
Позвони по 101!
Знайка: Еще одна карточка осталась на игровом поле. Это наш долгожданный приз. И настало время его вам вручить.
Ребята! Вы знаете много о пожарной безопасности. И все достойны медалей «Юный пожарный»
Знайка вручает «медали», прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть со Знайкой?
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Какое задание для вас было сложным?
С каким заданием вы лучше всего справились?
Воспитатель:
Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!