В материале представлены кроссенсы по темам «Налоги», «Семейный бюджет (доходы)», «Ценные бумаги», которые могут быть использованы как закрепление при изучении указанных тем, на обобщающем уроке по разделу.
Инна САВЕНОК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 5 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: научить обобщать изученный материал по любому разделу финансовой грамотности, развивать логическое и творческое мышление.
Задачи:
– познакомить педагогов с понятием «кроссенс»;
– продемонстрировать опыт работы по внедрению приема «Кроссенс» в процессе обучения на факультативных занятиях по финансовой грамотности.
Форма проведения: беседа, практикум.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Визуализация (воспринимаемый, зрительный, наглядный) – процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания. Придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу.
Кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадки, ребуса, головоломки. Особенность этой технологии состоит в том, что она универсальна и может помочь в работе преподавателям по любым дисциплинам и предметам, сделав их занятия или факультатив интересными и современными.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд». Этот метод разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком – и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Описание метода впервые было опубликовано в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) найти и подобрать изображения, иллюстрирующие элементы;
3) выделить 9 элементов – изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, – это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку: кто или что изображено на каждой картинке, а задание – найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.
«Финансовый кроссенс» может использоваться как рефлексия на любом курсе финансовой грамотности, так и как форма обобщающего занятия. Возможно и составление детских кроссенсов как домашнее задание, что будет еще более эффективно, так как для его подготовки учащемуся потребуется не только более глубоко изучить данный материал, но и продемонстрировать свои информационные компьютерные навыки, умение анализировать и сопоставлять, находить причинно-следственные связи.
Работа над кроссенсом предполагает его просмотр учащимися в течение некоторого времени, в зависимости от уровня подготовки учащихся, потом они должны прочитать кроссенс и дать ему название. Ниже представленные кроссенсы могут быть использованы как закрепление при изучении указанных тем, на обобщающем уроке по разделу.
Теперь я предлагаю вам поиграть. Давайте разгадаем кроссенс, в котором спрятана тема факультативного занятия «Финансовая грамотность».
Кроссенсы к различным темам
Тема «Налоги» (Приложение 1)
Задание: Прочти кроссенс и дай ему название.
Ответ: на основании белорусского законодательства в сфере фискальной политики государства, отраженного в налоговом кодексе Республики Беларусь, с физических и юридических лиц взимаются налоги: транспортный, земельный, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на игорный бизнес, государственные пошлины, имущественный.
Название кроссенса: «Виды налогов».
Тема «Семейный бюджет (доходы)» (Приложение 2)
Задание: Прочти кроссенс и дай ему название.
Ответ: Основными статьями доходов семьи являются: заработная плата, пенсии, стипендия, аренда помещений, операции с ценными бумагами, пособия, разнообразные выигрыши, проценты от банковских вкладов.
Название кроссенса: «Статьи доходов в семейном бюджете».
Тема «Ценные бумаги» (Приложение 3)
Задание: Прочти кроссенс и дай ему название.
Ответ: Операции с ценными бумагами осуществляет фондовая биржа, основываясь на законах Республики Беларусь. Гарантом этих операций является государство. К ценным бумагам относятся: акции, облигации, вексель, чек, сертификат.
Название кроссенса: «Виды ценных бумаг».
Рефлексия
Прием «Три М»
Педагогам от имени учащихся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятии.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3