Зачарованный остров. Подгрупповое занятие по образовательной области «Развитие речи» для детей 5–6-летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи

- 12:35ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие направлено на формирование умений обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

 

Марина УМИНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Программные задачи:

– формировать умения обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор;
– формировать умения строить отрицание простых признаков с частицей не;
– развивать у детей зрительное внимание, память, логическое мышление и основы алгоритмического мышления, связную речь;
– воспитывать интерес к познавательной деятельности, доброе отношение к животным.

Материал и оборудование: карточки с изображениями животных жарких стран, три карточки из набора «Животные жарких стран» и карточки из набора «Домашние животные» (слон, зебра, жираф, свинья и т.д.); карточки с изображением большого и маленького слона, карточки с изображением серого слона и белого слона; магниты; магнитно-маркерная доска; аудиозаписи (пение птиц, шум дождя; «письмо»); смайлики попугая Ары, игрушка попугая.

 

Ход занятия 

Приветствие «Передай улыбку другу»

Педагог. Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь стоящему рядом соседу (педагог улыбается стоящему рядом ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Педагог проводит с детьми беседу про дружбу. В ходе беседы обращает внимание на конверт с письмом, которое передали, когда она шла в садик. 

Пишет нам попугай Ара о том, что злой пират Джек Воробей заколдовал всех зверей на острове, а его самого спрятал в темнице. Просит нас приехать на остров и помочь спасти животных, и тогда чары злого пирата исчезнут, а Ара освободится.

Дети узнают, что им предстоит отправиться на заколдованный остров.

Ребята, мы с вами оказались на «заколдованном острове».

Игра «Назови одним словом»

Педагог. Для того чтобы мы смогли спасти животных, нам нужно выполнить первое задание: вам необходимо назвать животных одним словом.

Педагог сначала поочередно вывешивает на магнитно-маркерную доску в один ряд картинки с изображениями животных жарких стран и предлагает детям назвать всех животных одним словом. А затем – картинки с изображением домашних животных. Свои ответы дети объясняют. 

Педагог. Молодцы, ребята! Первое задание мы выполнили, все правильно называли, а значит, сейчас мы можем отправляться дальше в путь по «заколдованному острову».

Игра «Найди лишнее»

Педагог. Чтобы выполнить второе задание, нам необходимо определить какое животное лишнее на картинках.

На доске вывешиваются изображения, на которых три животных жарких стран и одно домашнее. Далее дети по очереди определяют, кто на картинках лишний, и объясняют свой выбор. Например: слон, зебра, жираф свинья; зебра, слон, жираф, корова. 

Игра «Найди отличия»

Педагог размещает на доске карточки с изображениями большого и маленького слона, серого и белого слона. Просит детей сравнить картинки и определить, в чем их отличие.

Педагог. Ребята, что вы видите на картинках? (Слона). Что в этих картинках общее? (Слоны – это животные жарких стран). Чем отличается один слон от другого? (Один большой, другой маленький).

Далее воспитатель предлагает детям продолжить начатое им предложение после частицы «НЕ»: «Один слон большой – второй слон НЕ… (большой)».

Аналогично работа строится со второй парой картинок «один слон серый – другой НЕ … (серый)»

Педагог. Отлично, ребята! Мы справились и с третьим заданием. А теперь предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «У жирафа пятна»

У жирафов пятна, пятнышки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети трогают себя за уши, шею, локти, ноги, изображая пятнышки).

У слонов есть складки, складочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети щиплют себя, изображая складки).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети ребром ладони показывают полоски).

Педагог. Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня помогли животным жарких стран, освободили их, выполнив все задания. Спасли из темницы попугая Ару (выходит попугай Ара).

Попугай Ара: Спасибо, ребята! Вы очень помогли мне избавить остров и его обитателей от чар злого пирата. Примите в знак моей благодарности эти дары (Попугай Ара дарит детям подарки и уходит).

Педагог.

Вам понравилось путешествие?
Что вам понравилось больше всего?
Какое задание было для вас интересным и почему?
Что для вас было сложным?

Педагог предлагает детям с помощью смайликов Попугая Ары выразить свое настроение на занятии (на смайликах изображен Попугай Ара с разным настроением: веселый, задумчивый, грустный). Детям необходимо выбрать смайлик, который выражает их настроение на занятии, и наклеить его в карту самооценки.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий