Конкретные советы профессионального психолога дадут возможность педагогам помочь их воспитанникам справиться с острым эмоциональным состоянием.
Артур АДАМОВИЧ,
педагог-психолог
ГУО «Первомайская средняя школа»
Лидского района,
Гродненская область
К материалу прилагается рабочая тетрадь для классных руководителей, разработанная автором, где собраны этапы и техники, которые могут помочь в работе с кризисными состояниями в работе с несовершеннолетними
https://www.nastaunik.info/sites/default/files/page/files/working_book.pdf
Если несовершеннолетний испытывает острое чувство страха
Не оставляйте учащегося одного в классе или коридоре. Страх сложно переносится в одиночестве. Поинтересуйтесь причинами страха, если ребенок отказывается говорить, перебирайте возможные причины его состояния. Говорите о том, чего боится несовершеннолетний. Важно проговаривать свои страхи, тогда они становятся не такими сильными.
Не стоит отвлекать фразами:
– Не думай об этом;
– Это ерунда;
– Глупости… и т.д.
Предложите сделать дыхательное упражнение «Надуй шарик». Ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «Из шарика выходит воздух» – ребенок выдыхает воздух.
В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.
До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.
Если несовершеннолетний испытывает острое чувство тревоги
Очень важно постараться разговорить учащегося и понять, что именно его тревожит. Есть вероятность, что подросток осознает причину тревоги и сможет успокоиться; так как человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях.
Для эффективного осознания подростком причин тревоги помогите ему, наведите на мысль вопросами: «Какие яркие события сегодня произошли у тебя?», «Что ты почувствовал, когда это произошло?», «Как ты считаешь, почему именно такое решение ты принял?», «Как оно может повлиять на тебя в будущем?» и т.д. Для того чтобы ребенок отвечал на вопросы историей, сопровождайте его разговор вспомогательными вопросами «Что было дальше?», «Расскажи еще».
В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.
До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.
Если несовершеннолетний в истерике
Истерика – состояние, которое необходимо постараться прекратить незамедлительно, так как подросток теряет много физических и психологических ресурсов.
Первое, что нужно сделать, – убрать посторонних людей или увести учащегося в пустой кабинет. Останьтесь с ребенком наедине.
Второе, что нужно сделать, – сесть рядом, взять за руку или поглаживать по спине. Категорически нельзя вступать в разговор, оспаривать его эмоциональное состояние и переубеждать ребенка; так как любые слова могут усугубить эмоциональное состояние.
Третье, после того как истерика начала утихать, – предложите выпить воды, или умыться холодной водой. Говорите короткими фразами, уверенно и спокойно.
Четвертое – предложите присесть в мягкое кресло – после истерики наступает упадок сил, ребенку стоит отдохнуть.
В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.
До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.
Если несовершеннолетний испытывает нервную дрожь
В ситуации, когда нервная дрожь и тревога настолько сильны, что несовершеннолетний не может контролировать их и не слышит никого, нужно взять его за плечи и резко встряхнуть в течение 10–15 секунд. Сопровождать эти действия словами, чтобы ребенок не воспринял вас негативно. Голос должен быть громкий, настойчивый.
После того как ребенок успокоится, создайте обстановку тишины и спокойствия, дайте возможность прилечь. Всегда будьте рядом до прихода педагога-психолога.
В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.
До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.
Нельзя:
– обнимать и прижимать к себе;
– успокаивать и убеждать в том, что скоро все закончится.
Если несовершеннолетний в агрессивном состоянии, испытывает гнев, злость и т.д.
Так же, как при истерике уведите подростка в спокойное место, где вы будете с ним наедине. Дайте возможность учащемуся в гневе выплеснуть эмоции, пусть кричит, рвет бумагу, стучит по спинке кресла или выражает словесно. Пусть делает все, что безопасно для него и окружающего пространства и что позволит сжечь адреналин, скопившийся в мышцах.
Вам необходимо демонстрировать доброжелательность, даже если не согласны с учащимся. Стоит попробовать разрядить обстановку юмором, сарказмом, но только если это уместно. Можно попробовать погасить агрессию через страх наказания, но только в том случае, если у агрессора нет выгоды от гнева и ярости.
Нельзя говорить:
– Что ты за человек?
– В кого ты такой?
– Да ты…
– Да тебя… и т.д.
Надо говорить:
– Я понимаю, что ты чувствуешь.
– Я не злюсь на твои эмоции.
– Ты злишься, тебе хочется все разнести! Давай вместе найдем выход.
Все эти действия существенно помогут затем оказать профессиональную психологическую помощь, так как психологическая помощь возможна только тогда, когда подросток отдает себе отчет в своей осознанности и адекватности.