Оказание «допсихологической» помощи в учреждении образования детям и подросткам, находящимся в острых эмоциональных состояниях

- 12:17Психологическая помощь

Конкретные советы профессионального психолога дадут возможность педагогам помочь их воспитанникам справиться с острым эмоциональным состоянием. 

 

Артур АДАМОВИЧ,
педагог-психолог
ГУО «Первомайская средняя школа»
 Лидского района,

Гродненская область

 

К материалу прилагается рабочая тетрадь для классных руководителей, разработанная автором, где собраны этапы и техники, которые могут помочь в работе с кризисными состояниями в работе с несовершеннолетними

https://www.nastaunik.info/sites/default/files/page/files/working_book.pdf

 

Если несовершеннолетний испытывает острое чувство страха

Не оставляйте учащегося одного в классе или коридоре. Страх сложно переносится в одиночестве. Поинтересуйтесь причинами страха, если ребенок отказывается говорить, перебирайте возможные причины его состояния. Говорите о том, чего боится несовершеннолетний. Важно проговаривать свои страхи, тогда они становятся не такими сильными.

Не стоит отвлекать фразами:

– Не думай об этом;
– Это ерунда;
– Глупости… и т.д.

Предложите сделать дыхательное упражнение «Надуй шарик». Ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «Из шарика выходит воздух» – ребенок выдыхает воздух.

В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.

До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

 

Если несовершеннолетний испытывает острое чувство тревоги

Очень важно постараться разговорить учащегося и понять, что именно его тревожит. Есть вероятность, что подросток осознает причину тревоги и сможет успокоиться; так как человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях.

Для эффективного осознания подростком причин тревоги помогите ему, наведите на мысль вопросами: «Какие яркие события сегодня произошли у тебя?», «Что ты почувствовал, когда это произошло?», «Как ты считаешь, почему именно такое решение ты принял?», «Как оно может повлиять на тебя в будущем?» и т.д. Для того чтобы ребенок отвечал на вопросы историей, сопровождайте его разговор вспомогательными вопросами «Что было дальше?», «Расскажи еще».

В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.

До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

 

Если несовершеннолетний в истерике

Истерика – состояние, которое необходимо постараться прекратить незамедлительно, так как подросток теряет много физических и психологических ресурсов.

Первое, что нужно сделать, – убрать посторонних людей или увести учащегося в пустой кабинет. Останьтесь с ребенком наедине.

Второе, что нужно сделать, – сесть рядом, взять за руку или поглаживать по спине. Категорически нельзя вступать в разговор, оспаривать его эмоциональное состояние и переубеждать ребенка; так как любые слова могут усугубить эмоциональное состояние.

Третье, после того как истерика начала утихать, – предложите выпить воды, или умыться холодной водой. Говорите короткими фразами, уверенно и спокойно.

Четвертое – предложите присесть в мягкое кресло – после истерики наступает упадок сил, ребенку стоит отдохнуть.

В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.

До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

 

Если несовершеннолетний испытывает нервную дрожь

В ситуации, когда нервная дрожь и тревога настолько сильны, что несовершеннолетний не может контролировать их и не слышит никого, нужно взять его за плечи и резко встряхнуть в течение 10–15 секунд. Сопровождать эти действия словами, чтобы ребенок не воспринял вас негативно. Голос должен быть громкий, настойчивый.

После того как ребенок успокоится, создайте обстановку тишины и спокойствия, дайте возможность прилечь. Всегда будьте рядом до прихода педагога-психолога.

В тот момент, когда вы будете заняты учащимся, постарайтесь отправить человека за педагогом-психологом или напишите ему сообщение в Viber или Telegram.

До прихода педагога-психолога постарайтесь занять учащегося каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

Нельзя:

– обнимать и прижимать к себе;
– успокаивать и убеждать в том, что скоро все закончится.

 

Если несовершеннолетний в агрессивном состоянии, испытывает гнев, злость и т.д.

Так же, как при истерике уведите подростка в спокойное место, где вы будете с ним наедине. Дайте возможность учащемуся в гневе выплеснуть эмоции, пусть кричит, рвет бумагу, стучит по спинке кресла или выражает словесно. Пусть делает все, что безопасно для него и окружающего пространства и что позволит сжечь адреналин, скопившийся в мышцах.

Вам необходимо демонстрировать доброжелательность, даже если не согласны с учащимся. Стоит попробовать разрядить обстановку юмором, сарказмом, но только если это уместно. Можно попробовать погасить агрессию через страх наказания, но только в том случае, если у агрессора нет выгоды от гнева и ярости.

Нельзя говорить:

– Что ты за человек?
– В кого ты такой?
– Да ты…
– Да тебя… и т.д.

Надо говорить:

– Я понимаю, что ты чувствуешь.
– Я не злюсь на твои эмоции.
– Ты злишься, тебе хочется все разнести! Давай вместе найдем выход.

Все эти действия существенно помогут затем оказать профессиональную психологическую помощь, так как психологическая помощь возможна только тогда, когда подросток отдает себе отчет в своей осознанности и адекватности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий