Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства в детском творчестве на основе изучения творческого наследия известных художников

- 12:22Дополнительное образование

Использование различных нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству способствует созданию ситуации успеха у учащихся, формирует устойчивую мотивацию к рисованию. В материале описана деятельность педагога дополнительного образования по созданию арт-проектов с учащимися в стиле известных художников с применением нетрадиционных техник изобразительного искусства. 


Наталья ЯКУТА, заведующий отделом по основной деятельности
ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область
yakutik_natali@mail.ru

 

 

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании одним из важных факторов успешности человека является творчество. Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.

Рисование как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности – осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

В нашем центре творчества детей и молодежи осуществляет деятельность методическое формирование – творческая группа – из числа педагогов дополнительного образования художественного профиля направления «изобразительное искусство», цель работы которого – создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков через изучение нетрадиционных техник изобразительного искусства и применения их в педагогической практике.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели педагогов дополнительного образования нашего центра к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у учащихся, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Использование нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полет фантазии, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Такие технологии развивают свободу, и спонтанность взаимодействия с художественным материалом. Использование в рисовании больших по формату размеров бумаги, особенно хорошо для робких и застенчивых детей, а крупное рисование способствует укреплению внутреннего «Я» ребенка. Нетрадиционные технологии позволяют детям экспериментировать, дают возможность самовыражения, реализовывать свой творческий потенциал. С помощью нетрадиционных методик педагогам удается не подавлять детское доверие к своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него.

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Развитие ребенка и привитие ему с ранего возраста уважение к духовным ценностям, умение понимать и ценить искусство, пробуждение у детей творческих начал необходимо для воспитания цельной, гармонично развитой и творчески активной личности.

Изобразительное искусство – язык, с помощью которого мы учимся говорить о своих эмоциях и чувствах, выражать собственные позицию и мнение. Современное искусство близко и понятно детям и подросткам. Открытость, внутренний бунт, творческая энергия.

Вдохновившись творчеством известных художников, учащиеся центра творчества создают свои творческие проекты с применением нетрадиционных техник изобразительного искусства. На занятиях в объединении по интересам «Атр Магия» педагог Анастасия Чебаевская работает с учащимися над арт-проектами в стиле известных художников с применением нетрадиционных техник изобразительного искусства.

«Квадраты с концентрическими кругами» Василия Кандинского в стиле абстракционизм – одна из самых узнаваемых его работ, созданная как личная цветовая диаграмма [1]. Каждый круг с помощью цвета разделяется еще на несколько кругов. Наши учащиеся эту работу выполняли пальчиковой живописью.

Ни для кого не секрет, что искусство в целом – иллюзия. Но для оп-арта это слово ключевое. Произведения оп-артистов заставляют увидеть то, чего на самом деле нет: движение неподвижного или объем плоскости.

Геометрические построения на полотнах оп-артистов «живут»: перетекают друг в друга, двигаются в разных направлениях, зависают, меняются местами, колеблются, светятся, пульсируют, раздуваются, сжимаются… Так юные художники работают над созданием визуально противоречивых конфигураций, вызывающих неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой на примере создания работы «3D-Котик» в стиле Бриджит Райли [2].

Ромеро Бритто – художник, который создает современные шедевры в стиле поп-арт, пробуждающие и передающие позитивный взгляд на жизнь [3]. В своем творчестве Ромеро Бритто совмещает элементы кубизма, поп-арта и граффити, а также часто использует трафареты.

Его работы отличают яркие цвета и необычные, «резкие» узоры. Учащиеся выполняли работу цветными карандашами по шаблонам, используя яркие цвета и смелые узоры для визуального выражения надежды, мечты и счастья.

Создание анималистического рисунка в стиле Пита Мондриана, «неопластицизм» [4]. Он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки.

В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра. Учащиеся объединения в создании своих работ используют прямые линии жестких контуров.

Одна из самых знаменитых и высокооплачиваемых на рынке художников, работающих в стиле «поп-культура» или, по-другому, «массовая культура», с карьерой, охватывающей более 60 лет, Яеи Кусама любима за свои захватывающие инсталляции, которые исследуют идеи бесконечности и забвения [5]. Инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали модным фоном для селфи. Феномен ее творчества – загадка для многих.   

Учащиеся создают свои проекты на основе известной картины художницы «Тыква в горошек».

Искусство Винсента Ван Гога единственно и неповторимо [6]. Художник оживлял свои картины движением. Он добивался этого с помощью цвета, который являлся для него главным средством передачи духовной сущности предмета, своего типа художественного штриха и очень густой краски. Почти все картины Ван Гога символичны. Но символика его своеобразна. Он вызывал к жизни символы, произведение из прямого восприятия вещей, содержания, настроения.

Ребята работали над созданием картины «Звездная ночь» в нетрадиционной технике «пластилинография», стараясь передать космическую гармонию ночного неба и блеск звезд.

А на заседании творческой группы педагоги рисовали звездное небо с помощью пластиковых вилок.

Пабло Пикасо – основоположник кубизма, в котором трёхмерное тело в оригинальной манере изображалось как ряд совмещённых воедино плоскостей [7]. Пикассо уделял особое внимание превращению форм в геометрические блоки, увеличивал и ломал объёмы.

В его стиле учащиеся рисовали портреты мам к празднику 8 Марта.

Таким образом, в своей работе педагоги нашего центра добиваются того, чтобы дети рисовали как можно больше разными способами, чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление, творчество; чтобы после выполнения своих работ, их счастливые глаза сияли, сверкали, раскрылась их душа, чтоб они нарисовались вдоволь и с удовольствием. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Приобретая знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни.

Работа в этом направлении представляется актуальной и важной в художественно-эстетическом воспитании детей и повышении их общей эстетической культуры, способствует формированию ценностного представления о красоте и гармонии в окружающей жизни и искусстве. Развитие творчества детей повышает мотивацию к учебным занятиям, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.

 

Информационные источники
1 Музеи мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2027-kvadraty-s-koncentricheskimi-krugami-kandinskiy-1913.html. – Дата доступа: 07.03.2023.
2 New Style [Электронный ресурс] / Бриджет Райли. Гранд-дама британского оп-арта. – Режим доступа: https://newstyle-mag.com/bridget-riley/. – Дата доступа: 07.03.2023.
3 Энциклопедия визуальных искусств [Электронный ресурс] / Ромеро Бритто. – Режим доступа: https://www.wikiart.org/ru/romero-britto. – Дата доступа: 07.03.2023.
4 Онлайн галерея живописи [Электронный ресурс] / Пит Мондриан: самые популярные картины. – Режим доступа: https://allpainters.ru/mondrian-pit-01.html. – Дата доступа: 07.03.2023.
5 АРТ [Электронный ресурс] / Яёи Кусама: больше, чем искусство. – Режим доступа: https://www.interior.ru/art/8922-yai-kusama-bolishe-chem-iskusstvo.html. – Дата доступа: 07.03.2023.
6 Музеи мира [Электронный ресурс] / Винсент Ван Гог – краткая биография и описание картин – Режим доступа: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/653-vinsent-van-gog-biografiya.html. – Дата доступа: 09.03.2023.
7 Энциклопедия визуальных искусств [Электронный ресурс] / Пабло Пикассо. – Режим доступа: https://www.wikiart.org/ru/pablo-pikasso. – Дата доступа: 09.03.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий