Использование медиаобразовательных проектов в продвижении принципов устойчивого развития

- 11:51Стиль работы

В материале представлен опыт реализации принципов устойчивого развития через создание и использование медиаобразовательных проектов в государственном учреждении образования «Гимназия г. Ганцевичи».

Наталья АНИЩЕНКО, учитель русского языка и литературы,
Татьяна ГУРМАН, учитель физики и информатики,
ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»,
Брестская область

 

 

Основная цель образования в интересах устойчивого развития – создание условий для становления и развития всесторонне образованной и социально активной личности, понимающей новые процессы и явления общественной жизни, владеющей системой культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире [1, 23]. В ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» образование в интересах устойчивого развития осуществляются посредством реализации ученических инициатив, практико-ориентированной проектной деятельности, интеграции гимназии и учреждений дополнительного образования, взаимодействия с различными сообществами, органами власти, социальными институтами.

В современном обществе сложился запрос на новое качество образования, достижение которого обеспечит формирование инициативной, творческой личности, обладающей экологическим мышлением, подготовленной к жизни и профессиональной деятельности в инновационном и высокотехнологичном обществе [2, 65]. Педагог имеет все возможности использовать стремление учащихся к созданию медиаконтента в целях просвещения по вопросам энергосбережения и рационального природопользования, информирования о принципах реализации Целей устойчивого развития. С целью координации деятельности гимназического и местного сообщества в интересах устойчивого развития, поддержки ученических инициатив были созданы информационные медиаобразовательные ресурсы «#Энергия устойчивого развития» (https://tanyag021983.wixsite.com/my-site), «История. ONLINE» (https://tanyag021983.wixsite.com/caseskt).

На наш взгляд, разработка информационных ресурсов нацелена на обеспечение важной информацией участников, которые нуждаются в рекомендациях, указаниях, советах, идеях и инновациях в области экономного энергопотребления и бережного природопользования, основанных на принципах устойчивого развития. В основе такого подхода лежит деятельностный процесс по созданию социально значимого интернет-ресурса.

Новизна данного опыта заключается в повышении качества работы по формированию экодружественных моделей поведения, активной гражданской позиции обучающихся посредством использования современных компьютерных технологий, участия в образовательных мероприятиях в интересах устойчивого развития и, следовательно, создания высокотехнологичной среды в системе образовательного процесса гимназии.

Информационные ресурсы представляют собой структурированный электронный комплекс практико-ориентированных форм работы по энергосбережению, рациональному использованию природных ресурсов. Поэтому представленные материалы можно рассматривать как возможность дистанционного участия детей и молодёжи в медиапроектах. Используя возможности образовательного процесса гимназии (в том числе возможности визуальной среды Scratch), учащиеся включаются в практическую деятельность, мероприятия в области устойчивого развития по изучению способов энергоэффективности, экономного энергопотребления, учатся бережно относиться к природным ресурсам.

 

Медиаобразовательный ресурс «#Энергия устойчивого развития»

Цифровой информационный ресурс «#Энергия устойчивого развития» представлен материалами практико-ориентированных форм работы по энергосбережению. Он содержит методические материалы по реализации проектов, исследовательских работ, ученических инициатив в области устойчивого развития, деятельность учащихся гимназии в Национальном детском технопарке, материалы, отражающие участие, признание и позитивную оценку общественности, сведения, подтверждающие общественно-профессиональное признание результатов реализации проектов. Принципиальным отличием данного информационного ресурса является его представление в цифровом формате и организация открытого полилога по поводу решаемой проблемы в информационно-образовательном пространстве. Разделы содержат практико-ориентированные материалы по энергосбережению с использованием современных компьютерных технологий. В содержание информационного ресурса включены разделы, которые представляют собой самостоятельные информационные блоки, в которых отражены методические материалы по организации практико-ориентированных форм работы в интересах устойчивого развития в системе образовательного процесса гимназии. Перечень и содержание разделов может постоянно добавляться. При разработке ресурса мы используем возможности информационно-коммуникационных технологий и социальных сервисов сети интернет. Все материалы систематизированы, отредактированы, оформлены и могут быть в полном объеме применены в массовом опыте.   

Информационный ресурс содержит разработки кейсов по энергосбережению и опыт их использования в образовательном процессе гимназии, опыт участия гимназистов в образовательных сменах Национального детского технопарка. В направлениях «Робототехника», «Зелёная» химия», «Биотехнологии» участники образовательной смены изучают альтернативные источники энергии. Вводный модуль занятий посвящён рассмотрению способов получения электроэнергии, систем управления её потоками и потреблением, а также особенностей энергосистемы региона.

Примеры образовательных тем, которые составляют основу углублённых модулей:

– «Водородная энергетика»;

– «Солнечная энергетика»;

– «Системы хранения энергии».

 

Отдельного внимания заслуживают информационные материалы ученической инициативы «#EcoLife» (https://tanyag021983.wixsite.com/my-site/ecolife), позволяющей углубить знания в области устойчивого образования. Ученическая кампания «#EcoLife» – образовательная инициатива, реализующая идею «Чистая экология и энергосбережение для всех поколений», с целью привлечения внимания общественности к вопросам устойчивого бережного отношения к ресурсам страны, а также к решению экологических проблем.

Описание инициативы: учащиеся 7–8-х классов занимаются разработкой Scratch-проектов по вопросам природоохранной деятельности и ресурсосбережения. Таким образом, волонтёры информируют местное сообщество о значении Целей устойчивого развития, разработанных Организацией Объединённых Наций, направленных на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Участниками инициативы организован цикл обучающих занятий для учеников начальных классов, где представлены Цели устойчивого развития, на тему которых созданы Scratch-проекты. В качестве демонстрационного материала была использована интерактивная доска Padlet (https://padlet.com/tanyag021983/x5n4r2z1m6s27oo3) В ходе реализации инициативы была создана интернет-площадка «Знай Свои Цели!», приняв участие в которой, учащиеся начальных классов углубили знания в вопросах рационального отношения к природным богатствам и энергоресурсам.

Основной акцент в рамках инициативы был сделан на Целях устойчивого развития, которые, по мнению учащихся, в настоящее время наиболее актуальны для нашего региона:

– Цель № 3: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию всех в любом возрасте»;

– Цель № 4: «Обеспечение всеохватывающего и справедливого качественного образования, поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»;

– Цель № 6: «Чистая вода и санитария»;

– Цель № 7: «Недорогостоящая и чистая энергия»;

– Цель № 17: «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития».

Новизна ученической инициативы заключается в повышении качества работы по экологическому воспитанию с помощью использования современных компьютерных технологий и, следовательно, создания высокотехнологичной образовательной среды по изучению Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года.

Ученическая инициатива «#EcoLife» отмечена сертификатом лауреата в номинации «Цифровые трансформации и социальные инновации» декады «Образование в интересах устойчивого развития для всех – 2021», которая была проведена Координационным центром УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

В разделе «Организационно-методическая работа» собраны материалы педагогических советов, семинарских занятий. Сформирована медиатека: видеоуроки «Школа энергосбережения», презентации к урокам и тематическим беседам, информационно-методические материалы по энергосбережению, полезные ссылки, видеоматериалы выступлений агитбригад. Копилка методических разработок включает в себя печатные материалы: программы факультативных занятий, методическое пособия, раздаточные игры, плакаты, рисунки, видеоролики. Видеоролики постоянно создаются учащимися и педагогами гимназии. Организован доступ для использования материалов учителями, учащимися, родителями.

 

Медиаобразовательный ресурс «История. ONLINE»

Материалы информационного ресурса «История. ONLINE» представляют собой структурированный электронный комплекс практико-ориентированных форм работы по гражданско-патриотическому и экологическому воспитанию, представленный посредством реализации программы объединения по интересам «Современные компьютерные технологии». Оригинальность и новизна этой программы дополнительного образования заключается в том, что она создана в системе дистанционного обучения Moodle и размещена в сети интернет (http://moodle.mvnik.ru/).  Занятия объединения по интересам «Современные компьютерные технологии» реализованы в формате познавательного интенсива и направлены на популяризацию среди учащихся образовательной области «информатика», получение начальных знаний, приобретение навыков создания собственных проектов по экологическому и гражданско-патриотическому воспитанию посредством технического творчества и программирования в среде Scratch.

Отдельный раздел информационного ресурса представлен материалами проекта «ВКонтакте с творчеством», который можно рассматривать как «площадку» для формирования национального самосознания учащихся через организацию поисковой, исследовательской, практической творческой работы по изучению культурно-исторического и экологического наследия малой родины и регионального творчества. Участие в медиапроекте позволит его участникам изучить народные ремёсла малой родины и, зафиксировав полученные факты, через использование современных медиаресурсов, сохранить память о региональном творчестве.

 

В ходе реализации медиаобразовательных проектов проводятся экологические исследования местных социально значимых объектов. Совместная исследовательская деятельность выступает важнейшим условием и средством развития и педагогического коллектива, и учащихся, и участников открытого гимназического сообщества в целом [3, 45]. Исследовательская деятельность в гимназии организована по направлениям, которые отвечают интересам устойчивого развития Ганцевичского района. Учащиеся гимназии являются активными участниками республиканского конкурса «ТехноИнтеллект» в секции «Экология и рациональное природопользование», в различных сетевых проектах, которые организованы Ассоциацией «Образование для устойчивого развития». Государственное учреждение образования «Гимназия г. Ганцевичи» отмечено дипломом II степени в номинации «Лучшее учреждение образования по созданию системы работы в области энерго- и ресурсосбережения» в областном этапе республиканского конкурса «Энергомарафон 2022» среди учреждений образования Брестской области. Гимназисты – финалисты республиканского конкурса бизнес-проектов «Ступени успеха» в номинации «Рациональное природопользование».

Участие в медиаобразовательных проектах, научно-исследовательской деятельности создает условия для развития у учащихся способности формировать и отстаивать собственное мнение, выявлять причинно-следственные связи различных процессов, принимать решения по устранению их последствий, использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения проблем, работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т.д. [4, 23].

 

Список использованных источников

1 Зубрилина, И.В. Образование в интересах устойчивого развития в Республике Беларусь: адаптация инновационных практик / И.В.Зубрилина // Народная асвета. – 2020. – № 7. – С. 22–26.
2 Образование в интересах устойчивого развития – условие и механизм становления субъективности и сотрудничества участников образовательной деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 18–20 апр. 2013 г. / Министерство образования Республике Беларусь, Витеб. гос. ун-т ; редкол : А.П.Солодков (гл. ред.), И.М.Прищепа, А.Л.Дединкин. – Витебск : ВГУ, 2013. – 375 с.
3 Партнёрская сеть школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения: сбор. науч.-метод. матер., рекоменд. и опыта / Под ред. Н.Н.Кошель, С.Б.Савёловой. – Минск : Полиграфическое унитарное предприятие «Ризондис», 2014. – 276 с.
4 Повестка дня в области Устойчивого Развития на период до 2030 года / UNDP in Belarus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/post-2015/sdg-overview.html – Дата доступа: 03.11.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий