Ознакомление дошкольников со свойствами воды и бумажных салфеток через экспериментальную деятельность.
Вероника БОГУШ
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №10 г. Новогрудка»
Гродненская область
Цель: ознакомление дошкольников со свойствами воды и бумажных салфеток через экспериментальную деятельность.
Задачи:
– формировать начальные навыки экспериментирования;
– развивать познавательную активность, мелкую моторику, умение делать простейшие выводы на основе увиденного, умение работать с материалами;
– воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, интерес к экспериментированию, усидчивость.
Материалы и оборудование: салфетки бумажные, фломастеры, карандаш или палочка (по количеству воспитанников), тарелка (по количеству воспитанников), ёмкость с водой (по количеству воспитанников) или пипетки.
Предварительная работа: беседа «Вода: какая она?», просмотр видеоролика «Почему вода важна для нашей жизни?».
Подготовительный этап эксперимента
Сначала необходимо сделать «червячка».
Разворачиваем белую салфетку и делим её визуально пополам. На одной стороне салфетки дети рисуют разноцветные полоски фломастером, вторая остаётся чистой. Сгибаем салфетку так, чтобы раскрашенная сторона салфетки прикрывалась белой половиной. Салфетку наматываем на карандаш или на палочку раскрашенной стороной внутрь. Далее дети сжимают с двух сторон накрученную в трубку салфетку, чтобы получилась гармошка и, плотно придерживая, снимают гармошку с палочки. Наш «червячок» готов! Можно дорисовать фломастером глазки и ротик «червячку».
Ход эксперимента
Перед каждым ребенком стоит тарелочка, в которой лежит «червячок» и ёмкость с водой. Дети берут ёмкость с водой (ложку или пипетку) и поливают или капают водой на «червячка» (салфетка промокает, проявляется цвет и гармошка расправляется).
Выводы:
– вода способна намочить салфетку;
– салфетка промокает под воздействием воды и выравнивается.
Проведение опытов – очень интересное занятие. А опыты с изменением формы и цвета для детей дошкольного возраста – настоящее волшебство.
Опыт «Оживление червячков» вызвал положительные эмоции. Удивлению детей не было предела, когда бумажные «червячки» стали не только проявлять окрас, но ещё и увеличиваться в размере и даже немного шевелиться. У одних ребят «червячки» поднимали голову, у других – ползли по тарелке и раскручивались, у третьих – сворачивались. Фокус удался!
Процессы, которые происходят при воздействии водой на бумагу, еще не понятны детям в этом возрасте; но такие опыты помогают знакомить ребят с физическими свойствами предметов.