Организация психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников. Описание опыта педагогической деятельности

- 11:31Психологическая помощь

Повысить уровень психологической готовности учащихся к выбору профиля обучения и профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении гимназистов.

 

Светлана ДМИТРУК,
педагог-психолог
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область

 

 

1 Информационный блок

1.1 Актуальность опыта

Каждому выпускнику гимназии после ее окончания приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию и определить направление своей будущей карьеры.

Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессии, сделать правильный выбор.

Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярные и востребованные на сегодняшний день профессии, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя, свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера.

Мой опыт работы с учащимися II и III ступени общего среднего образования свидетельствует о том, что большинство подростков, старшеклассников испытывают затруднения и нуждаются в психолого-педагогической помощи при выборе профиля обучения и будущей профессии.

Не спланировав грамотно свой личный профессиональный план, учащиеся часто «застревают» на неудачно выбранном пути. Поэтому на современном этапе актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. И чем раньше с учащимися будет начата работа по профессиональному ориентированию, тем вероятнее формирование у них осознанного отношения к важному шагу в своей жизни – выбору профессии.

Выбор профессии и выбор профиля обучения взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка в гимназии должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому учащемуся осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

1.2 Цель опыта

Повысить уровень психологической готовности учащихся к выбору профиля обучения и профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении гимназистов.

1.3 Задачи опыта

Определить методы и формы, влияющие на повышение уровня психологической готовности к выбору профиля обучения и профессии.

Апробировать методы и формы работы, способствующие профессиональному и личностному самоопределению обучающихся.

Оценить результативность и эффективность данного опыта.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся гимназии будет способствовать повышению уровня психологической готовности обучающихся к выбору профиля обучения и будущей профессии, содействовать в профессиональном и личностном самоопределении гимназистов.

2.2 Описание сути опыта

Мир профессий очень многообразен, поэтому важно, чтобы учащиеся как можно раньше в доступной, интересной для них форме были ознакомлены с профессиями.

Свою работу организую согласно методическим рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь, в которых определены вопросы организации и проведения работы по допрофильной подготовке и профильному обучению на III ступени общего среднего образования в текущем учебном году, по следующим направлениям:

– профдиагностика;
– профессиональное консультирование;
– психокоррекционная работы;
– профессиональное просвещение и воспитание.

В гимназии г. Дрогичина был реализован инновационный проект «Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего среднего и профессионального образования, семьи и социума», благодаря которому работа по профориентации была систематизирована. В своей работе уделяю большое внимание психологическому сопровождению обучающихся как процессу, который делится на два этапа: психологическое сопровождение допрофильной подготовки в VIII–IX классах и профильного обучения в X–XI классах.

Основную часть моей работы занимает групповая и индивидуальная диагностика. Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи учащимся в процессе профессионального самоопределения. За основу, я использую психодиагностический инструментарий, предложенный Г.В. Резапкиной, С.Ф. Медведской по отбору и комплектованию учащихся IX классов в профильные классы [6, с.17–72].

Допрофильная подготовка начинается еще на I ступени общего среднего образования, где выявляются интересы, склонности и способности учащихся. В гимназии первичное ознакомление с миром профессий на второй ступени общего среднего образования проходит в рамках информационного и классного часов или в шестой школьный день.

Более интенсивная допрофильная подготовка начинается в VIII классах. Ежегодно в первом полугодии провожу в VIII классах анкету «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной), что позволяет определить выраженный профессиональный интерес к определенным предметам, видам деятельности.

Во втором полугодии учащимся VIII–IX классов предлагаю пройти дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова [1, с.253–258], что помогает определить степень выраженности профессиональных интересов учащихся к разным группам профессий. На групповой консультации учащиеся учатся подбирать типы профессий, которые, как предполагается, им подойдут, с учетом результатов диагностики.

В IX классах провожу методику «Профиль обучения» (Г.В. Резапкина, С.Ф. Медведская) [6, с.31–35], которая позволяет уточнить профессиональные интересы и выбрать профиль обучения. Первичное анкетирование «Выбор профиля» дает мне возможность выявить дальнейшие профессиональные планы учащихся (Приложение 1). Одновременно аналогичную анкету заполняют и законные представители учащихся IX классов с целью выявления запросов и родительских интересов в отношении предпрофильной подготовки.

Затем в течение года в IX классах использую следующие методики: методика «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Мой темперамент» (сокращенный вариант личностного опросника Г. Айзенка), тест определения интеллектуальной лабильности (методика В.Т. Козловой в модификации С.Ф. Медведской), тест технических способностей (сокращенный вариант теста механической понятливости Бенетта), методика Л.А. Йовайши, анкета «Типы интеллекта» (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера) [6, с.28–63].

При сопоставлении типа мышления и склонностей учащихся по таблицам Г.В. Резапкиной можно определить профиль будущей профессиональной деятельности [6, с.16].

Выбор профилей обучения учащимися IX классов, как правило, имеет некоторые сложности, часть обучающихся нуждается в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении. Основная проблема – наличие нескольких профилей, к которым ярко проявляется интерес, поэтому у учащихся возникает сложность в определении, какому профилю отдать предпочтение.

Согласно типу темперамента, учащимся рекомендую определенный вид деятельности – одному подойдет монотонная, однообразная работа, другому – быстрая и активная деятельность.

Для того чтобы адаптационный период в IX классах был эффективным, в октябре провожу анкетирование учащихся с целью определения уровня удовлетворенности обучения в профильных классах. Что помогает мне строить профориентационную работу с учащимися в течение года (Приложение 2).

В XI классах провожу анкетирование «Мой профессиональный план», что помогает мне узнать и отследить результаты анкет учащихся, в какое высшее учреждение образования планируют поступать, какие предметы сдавать на централизованном тестировании, соответствует ли направление продолжения образования профилю обучения в гимназии, нуждаются ли учащиеся в профконсультации. После диагностики проводится групповая консультация по результатам обследования. Если у учащихся возникают вопросы, то назначаю индивидуальную консультацию. В рамках индивидуальной консультации заполняются карты профессиональных предпочтений, что дает возможность в дальнейшем отслеживать изменения, уточнять и корректировать профессиональные интересы учащихся.

В своей работе использую занятия с элементами тренинга, например, «Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении», «Устраиваемся на работу по правилам», «Профессия для достойного завтра», а также использую профессиограммы, профессии, описанные в которых, можно получить в высших учреждениях образования г. Бреста и г. Минска, провожу диагностические занятия с использованием опросника «Будь готов!» (Приложение 3).

Профконсультирование в X–XI классах организуется в большинстве случаев по запросу со стороны учащегося по проблеме профессионального или личностного самоопределения.

Важным направлением моей деятельности по профориентации учащихся является работа с законными представителями обучающихся. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей, но далеко не всегда их желания и профессиональные намерения учащихся совпадают. Поэтому возникали трудности с определением профиля обучения, когда у учащегося слабо выражены профессиональные интересы, т.е. ему сложно ориентироваться в предлагаемых профилях обучения, а родители стремятся отправить его учиться по выбранному ими направлению. В этом случае для родителей и их детей были организованы консультации, чтобы помочь решить данную проблему.

Мною проводятся анкеты и опросы учащихся, а также их родителей о дальнейшем профессиональном выборе их детей. Организуются встречи с родителями, на которых выявляются разногласия профессионального пути старшеклассника и мнения родителя. В дальнейшем ведутся индивидуальные консультации, как с подростком, так и с его законными представителями с возможностью принятия компромиссного решения в профессиональном выборе с учетом интересов и потребностей обучающегося.

В феврале ежегодно мною проводится неделя профориентации с целью актуализации процессов личностного и профессионального самоопределения учащихся (Приложение 4). В рамках этой недели и месячника профориентации, проводимого в марте, учащиеся посещают занятия по профориентации, как обучающего характера, например, «Знакомство с миром профессий» (Приложение 5), «Кем быть в этом мире?», час общения «Хочу – Могу – Надо», «Выбор профессии – дело серьезное», так и занятия в игровой форме «КВН по профориентации» (Приложение 6), профориентационная игра «Кто? Где? Когда?».

Во время проведения профориентационной игры «Кто? Где? Когда?» учащиеся в интересной форме узнают много интересного о различных профессиях. Все участники игры имеют возможность продемонстрировать свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора.

Интересно проходит час общения «Первый шаг в профессию» с учащимися VIII–IX классов. В увлекательной форме они узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме.

В рамках недели профориентации проводится конкурсы рисунков «Профессии наших родителей», коллажей «Что мы знаем о профессиях?». Эта форма работы помогает учащимся познать мир профессий и расширить кругозор о разных видах профессиональной деятельности.

Ежегодно в рамках месячника «Выбор профессии – выбор будущего» организуются встречи с представителями организаций и предприятий г.Дрогичина, а также экскурсии на предприятия и организации нашего города, района, где учащиеся знакомятся с разными профессиями.

 

Традицией стало ежегодно проводить экскурсии в центральную районную аптеку с учащимися IX классов, так как учащиеся этой параллели, согласно предварительному анкетированию, на протяжении нескольких лет выбирают химико-биологический профиль. Обучающиеся с удовольствием наблюдают за тем, как работают фармацевты, им предоставляется возможность пообщаться не только с провизорами, но и со студентами, получающими профессии, востребованные в сфере фармакологии.

Особое внимание уделяю профориентационной работе во время занятий объединения по интересам «Мое профессиональное будущее», которое посещают учащиеся VIII классов в шестой школьный день (Приложение 7).

Для повышения эффективности профориентационной работы мною соблюдается систематичность и преемственность, связь профориентации с жизнью, осуществляется взаимосвязь семьи и гимназии, сочетаются массовые, групповые и индивидуальные формы работы, осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

 

2.3 Результативность и эффективность опыта

В результате профориентационной работы у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, совершенствуются навыки, которые помогают в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Опыт работы показал, что тщательно спланированная и целенаправленная работа по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения способствует формированию осознанного выбора учащимися направления дельнейшего обучения и будущей профессии.

В гимназии оформлены стенды «Путь к профессии» и «Профессиональный ориентир», информация на которых обновляется один раз в два месяца. На стендах представлены справочно-информационные материалы для учащихся, их законных представителей, классных руководителей о высших учреждениях образования, колледжах, профессиональных лицеях. На сайте гимназии размещена рубрика «Профориентация», информация в которой периодически обновляется или пополняется, что помогает учащимся наглядно и виртуально изучать мир профессий.

Мною разработаны памятки и буклеты для учащихся, педагогов, родителей по профориентационной тематике. Я принимала активное участие во втором этапе областного конкурса методической литературы и педагогического опыта «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения» по теме «Профориентационная деятельность через реализацию школьного проекта».

Проекты организации деятельности трудового лагеря «Дрогич» гимназии г. Дрогичина, включающие профориентационную работу с учащимися в рамках трудового лагеря, на протяжении нескольких лет отмечаются дипломами II и III степени в областном этапе республиканского конкурса летних лагерей отдыха.

 

3 Заключение

Анализ моего опыта работы показал, что используемые активные методы и формы работы способствуют повышению уровня психологической готовности к выбору профиля обучения учащимися IX классов и будущей профессии учащимися XI классов, удовлетворенности выбранным направлением обучения в гимназии обучающимися на III ступени общего среднего образования. Как правило, у обучающихся не возникает трудностей в выборе профиля обучения.

Ежегодно на родительских собраниях освещаются вопросы, посвященные профориентации, на педагогическом совете заслушиваются результаты моей работы по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, например, по таким темам, как «Профориентационная работа педагога-психолога в ходе допрофильной подготовки и профессионального образования гимназии г.Дрогичина», «Система работы по психологическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся гимназии».

На заседании районного методического объединения педагогов-психологов я выступила с сообщением «Система работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся гимназии – из опыта работы». Выступление фактически было обобщением моего опыта работы по теме «Организация психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников».

Описанная система работы педагога-психолога по профориентации может быть использована в других учреждениях образования педагогами-психологами, воспитателями, классными руководителями.

Работа по профориентации учащихся продолжается.

Приложения: Приложения

 

Список литературы

1 Матвеева Л. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке / Л.Матвеева, И.Выбойщик, Д.Мякушкин.  – Москва : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 253 с.
2 Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее: учебное пособие. / Е.Н.Прощицкая. – Минск: Национальный институт образования, 2007. – 230 с.
3 Прощицкая, Е.Н. Обучение выбору профессии: учебное пособие / Е.Н.Прощицкая. – Минск : Местный Литературный Фонд, 2008. – 218 с.
4Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Н.С.Пряжников. – Москва: ВАКО, 2005. – 288 с.
5 Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В.Резапкина // Серия «Психология в школе». – Москва : Генезис, 2006. – 124 с.
6 Резапкина, Г.В. Комплектование профильных классов: методическое пособие / Г.В.Резапкина, С.Ф.Медведская. – Минск : Сэр-Вит, 2016. – 102 с.
7 Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В.Резапкина. – Москва : Генезис, 2005. – 208 с.
8 Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс) / М.Ю. Савченко // Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов под редакцией Л.А. Обуховой. – Москва : ВАКО, 2005. – 240 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий