Равенства. Урок математики во 2-м классе

- 15:16Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать определение понятий «числовое равенство», «верное равенство» и «неверное равенство»; уметь определять верные и неверные числовые равенства, различать числовое выражение и числовое равенство.

Алла ПАРМАНЧУК,
учитель начальных классов
ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О.Притыцкого»,
Гродненская область

 

 

Тема: Равенства.

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

– знать определение понятий «числовое равенство», «верное равенство» и «неверное равенство»;
– уметь определять верные и неверные числовые равенства, различать числовое выражение и числовое равенство;

Задачи личностного развития:

– содействовать закреплению умения решать составные задачи;
– создавать условия для развития познавательной активности, умения рассуждать, навыков самооценки;
– способствовать воспитанию вежливости, взаимопомощи.

Оборудование: плакат с рисунком ёлки, мультимедийная презентация (https://docs.google.com/presentation/d/1nyEuCdeUXtcqLttntGN9lGSrxRTojs_F/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true), карточки самооценки, карточки с числами, ёлочные игрушки геометрической формы (из картона), карточки для работы в парах, карточки для групповой работы, учебник по математике.

 

Ход урока

1 Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш сегодняшний урок математики, и прежде давайте вспомним несколько правил вежливости на уроке. Я начну высказывания, а вы закончите.

– На уроке будь старательным, будь способным и… (внимательным).
– Почему нужно быть внимательным?
– Считай, решай, не отставая, слушай, никого не… (перебивая).
– Почему нельзя перебивать друг друга?
– Говорите четко, внятно, чтобы было всё… (понятно).
– Если хочешь отвечать, надо руку… (поднимать).
– Ребята, вы принимаете эти правила? Спасибо.

 

2 Проверка домашнего задания

– А какие правила помогли вам найти значение выражений в домашнем задании? (В выражениях со скобками действия в скобках выполняются первыми.)

– Назовите значение первого числового выражения (20.)

– Назовите результат второго числового выражения (20.)

– Проверим решение задачи. На экране имеется три варианта записи решения задачи (Слайд 1) Встаньте, кто записал решение задачи по действиям.

– Спасибо, садитесь.

– Встаньте, пожалуйста, те ребята, кто записал решение задачи выражением без скобок.

– А кто из вас записал решение задачи со скобками?

– Назовите ответ в задаче. (Сколько самолётов стало на аэродроме? 20.)

– Что вас удивило в выполненном домашнем задании? (Одинаковые результаты.)

– Что вы можете рассказать о числе 20?

– Уменьшите число 20 на 6. (14.)

– Верно! И это дата сегодняшнего урока. Запиши в тетради: «14 декабря. Классная работа».

– Помните правила при письме: тетрадь положите на уголок, возьмите правильно ручку, спинка прямая, голова слегка наклонена.

– Ребята, пришло срочное сообщение. Предлагаю его прослушать (аудиозапись, Слайд 2).

Внимание! Внимание! Завтра, 15 декабря, состоится торжественная церемония зажжения огней на главной ёлке Берестовицкого района, где будет дан старт республиканской акции «Наши дети». С 15 декабря по 15 января вы станете активными участниками новогодних мероприятий, получите подарки.

– Ребята, это самое волшебное время, когда исполняются желания, происходят чудеса. И я желаю вам подарить своим родным, близким, знакомым предновогоднее чудо радости, уважения, заботы и любви.

– Не все ребята смогут попасть на это торжество, поэтому я предлагаю вам уже сейчас создать предновогодне настроение на нашем уроке и провести церемонию открытия математической ёлки.

– Активность вашего участия будем фиксировать в оценочных листах. Отметьте настроение в начале нашего урока.

 

Я на уроке

 

Я на уроке

 

– Можно ли считать нашу ёлку математической? Почему? (На ней числа.)

 

3 Устный счёт

– Поработаем с числами 40, 3, 15, 70, 8, 50, 100, 25, 99.

1) На какие группы можно разделить данные числа (круглые, не круглые, однозначные, двузначные, трёхзначные чётные, нечётные)?

Назовите круглые числа. Почему они круглые? Назовите некруглые числа.

2) Разрядный состав. Назовите число, у которого одинаковое количество десятков и единиц. (99.) Назовите наименьшее число. (3.) Назовите наибольшее число. (100.)

3) Назовите числа в порядке возрастания.

– А сейчас я предлагаю вам, ребята, украсить нашу зелёную гостью игрушками с числовыми выражениями. У вас на партах лежат рисунки новогодних игрушек разной геометрической формы с написанными на них примерами. Решите примеры и соотнесите их с ответами, записанными на бантиках.

60 – 20 = 40
14 + 1 = 15
12 – 9 = 3
79 – 9 = 70
98 – 90 = 8
40 + 10 = 50
90 + 10 = 100
20 + 5 = 25
100 – 1 = 99

– Ребята, одно из значений числовых выражений является самым маленьким трёхзначным числом и обозначает высоту ёлочки в сантиметрах.

– Какое это число? (100 см)
– Сколько это метров? (1 м)
– Сколько это дециметров? (10 дм)

– А знаете ли вы, что высота главной районной ёлки, которая установлена в Большой Берестовице на Ратушной площади, равна 15 метрам?

– Скажите, на сколько метров главная районная ёлка выше нашей математической ёлки? (15 – 1 = 14 м)

– Каким правилом вы пользовались?

– Ребята, обратим внимание на форму новогодних игрушек. Назовите геометрические фигуры, которые украсили нашу ёлочку.

– Оцените вашу активность работы на этапе устного счета в оценочном листе.

 

4 Определение темы и цели урока

– Сейчас давайте решим задачу.

На торжественную церемонию зажжения огней на главной ёлке Берестовицкого района приглашены 50 учащихся нашей школы. Из них 30 мальчиков. Сколько девочек примет участие в этом мероприятии? (20.)

– Как вы узнали?

– Трое учащихся другого класса записали такие решения задачи:

50 – 30
50 – 30 = 20
50 – 30 = 10

– Какая из записей является верным решением задачи?

– А почему вы не согласны с первой записью? (Записано выражение, но не записан ответ.)

– Почему третья запись не является решением? (Решено неверно.)

– В математике каждая из этих записей имеет своё название:

выражение      
равенство              
верное равенство
неверное равенство.

Формулировка темы урока, целеполагание

– Ребята, а сейчас внимание! Сегодня на уроке мы вспомним, что такое числовое выражение; узнаем, что такое равенство; верное равенство и неверное равенство; научимся отличать верное равенство от неверного равенства.

– Так какая же тема нашего урока? Какое слово повторяется среди записей? (Равенство.)

– Это и будет нашей темой. (Прикрепляю звезду со словом «Равенства»)

 

5 Этап изучения нового материала

Определение понятий «выражение», «равенство», «верное равенство», «неверное равенство».

Работа с выражением: 50 – 30

– Как называется запись, которая состоит только из чисел и знаков арифметических действий? (Числовое выражение.)

Работа с выражением: 50 – 30 = 20

– Чем отличается первая запись от второй? (Есть знак «равно» и ответ.)

– В математике такая запись называется равенством. Продолжим рассуждение: «Если два числа или выражения соединены знаком «равно», то это равенство».

Работа с выражением: 50 – 30 = 10

– Можем ли мы числовое выражение назвать равенством? (Да.)

– Почему? (Есть знак «равно».)

– Найдём значение левой части равенства. (20.)

– Назовём значение правой части. (10.)

– Равны ли значения левой и правой части выражения? (Нет.)

– В математике такие выражения называются «неверные равенства».

– Итак, ребята, проверим. Как называются выражения, в записи которых содержатся только числа и знаки арифметических действий? (Числовые выражения.)

– Приведите примеры числовых выражений.

– Что такое равенство? (Это числовое выражение, в котором есть знак «равно»).

– Приведите примеры равенств.

– Какое равенство называется неверным? (Равенство, в котором значения правой и левой части не равны между собой.)

– Приведите примеры неверных числовых равенств.

– Какое равенство называется верным? (Равенство, в котором значения правой и левой части равны между собой.)

– Приведите примеры.

 

6 Первичное закрепление материала

– Давайте закрепим полученные знания.

Фронтальная работа

На доске прикреплены записи:

30 + (12 + 8), 30 + (12 + 8) = 50, 17 – 2 = 15, 17 – 2, 14 + 3, 14 + 3 = 17,
60 – 20, 60 – 20 = 40

Учащиеся выходят к доске и распределяют их на две группы.

– Как называются записи в первой группе? Почему?

– Как называются записи во второй группе? Почему?

– Хорошо. Какой вывод мы сделаем?

– Что называем числовым выражением?

– Что называем равенством?

 

7 Этап проверки понимания учащимися нового материала

Работа в парах

– У вас на партах лежат карточки с заданием. Необходимо определить верные и неверные равенства, соединив записи в центре карточки с их названиями. Красным цветом проведите линии к неверным равенства, а зелёным – к верным.  

– Ребята, а чтобы разобраться в верных и неверных равенствах, что для этого нужно сделать? (Проверить правильность решения выражений.)

(Одна пара учащихся работает у доски. На доске написаны те же записи. Разноцветным мелом соединить названия и соответствующие записи).

– Теперь сверьтесь с ключом на экране, и просигнализируйте правильность зелёным цветом, а если есть ошибки – красным.

– Оцените правильность работы в парах в оценочном листе.

45 + 1 = 46
27 + 1 = 26
6 + 5 = 11
70 – 10 = 80
100 – (30 + 50) = 20
(12 – 6) + 30 = 37

Физминутка (Слайд 3)

 

8 Работа с учебником

Решение задачи (с. 115, № 7)

– Прочитайте задачу (Читает 1 ученик, все следят).

– Из чего изготавливали скамейку? (Из досок.)

– Сколько было досок? (Две.)

– Какова была их длина? (8 м и 6 м)

(Показать полосками бумаги на доске; у детей – на парте).

– Мы определили первое главное слово в задаче: было.

– Понадобилась ли вся длина обеих досок? (Нет.)

– А сколько метров доски осталось после изготовления скамейки? (3 м)

– Вот второе главное слово в задаче – осталось. (Заполняю на доске).

– Прочитаем вопрос задачи. (Сколько метров доски пошло на скамейку?)

– Что значит пошло на скамейку? (Использовали, расходовали.)

– Вот третье главное слово в задаче – пошло.

– Ребята, а можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

– Почему? (Мы не знаем общую длину досок.)

– Можем ли найти общую длину досок? (Можем.)

– Каким действием? (Сложением.) (Ставлю «+» между числами 8 и 6 на доске).

– А сейчас мы сможем узнать, сколько метров доски израсходовали на скамейку? (Да.)

– Каким действием? (Вычитанием.)

– Почему мы используем вычитание? (Расходовали 8 и 6 метров без 3 метров).

– Запишем решение задачи в тетради, а (имя учащегося) будет работать у доски.

– Сверьте ваше решение задачи с записью на доске. Поднимите сигнальные карточки-смайлики в соответствии с правильностью выполненной работы.

(Оценка учителя).

 

9 Закрепление изученного материала

Работа в группах  

– Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (Слайд 4)

– Итак, объединяемся в группы по шесть человек.

– Используя карточки с числами и знаками арифметических действий, вам нужно составить:

1-й группе: числовое выражение.
2-й группе: равенство.
3-й группе: неверное равенство.

– Воспользуйтесь памяткой на доске.

Проверка работы (Учащиеся выстраиваются с карточками в нужном порядке).

– Оцените групповую работу в оценочном листе.

 

10 Итог урока

– Обратимся к нашей математической помощнице. Посмотрим на верхушку ёлки. (Сверху прикреплена карточка с надписью «Равенства»).

– Какая тема урока у нас была? (Равенства.)

– Давайте еще раз закрепим наши новые знания и сыграем в игру «Верно ли, что…». Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

Игра «Верно ли, что…»

– Верно ли, что равенство – это числовое выражение, в котором есть знак «равно»? (Да.)
– Верно ли, что равенства бывают разные? (Да.)
– А какие вы уже знаете равенства? (Верные и неверные.)
– Приведите пример верного равенства, неверного равенства.
– Верно ли, что в числовом выражении нет знака «равно»? (Да.)
– А что нужно сделать с числовым выражением, чтобы оно стало равенством? (Поставить знак «равно», правильно вычислить и записать его значение.)

 

11 Рефлексия

– Ребята, вот и закончился наш урок. Подошла к концу церемония украшения математической ёлочки. На празднике принято получать подарки. Это конфеты. Они не настоящие, но очень нужные и важные для каждого из нас.

– Пожалуйста, продолжите предложение, начатое на конфете:

– Я узнал…  
– Мне было…
– Отметьте своё настроение в листах самооценки в конце урока.

 

12 Домашнее задание

С. 115, № 1, 2

1) Выпишите верное равенство.

– Что нужно для этого сделать? (Выполнить вычисления.)
– А какое первое действие вы будете выполнять в первом равенстве?
– А какое первое действие будет во втором равенстве?

2) Домашняя задача похожа на задачу со скамейкой, которую мы решали на уроке. Вы можете воспользоваться теми же полосками бумаги, но применить их к количеству окон.

Читаю задачу.

– Длинной полоской вы обозначите, какое количество окон? (30.)
– Короткая полоса будет обозначать число 20.
– Какую часть вымыли, мы не знаем.
– Осталось вымыть 10 окон.
– Сколько окон уже вымыли?

– Спасибо за работу на уроке!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий