Дидактические игры для организации индивидуальной работы в старшей группе по ознакомлению воспитанников с буквами

- 9:15КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Представленные дидактические игры позволят педагогу качественно и в игровой форме планировать и организовать индивидуальную работу с воспитанниками старшей группы по реализации задач образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» (чтение).

  

Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область  

mila_sima2@mail.ru

 

Обучение грамоте воспитанников старшей группы является сегодня основой подготовки к будущему обучению в школе. В рамках образовательного процесса педагоги создают необходимые условия для формирования первоначальных лингвистических представлений, которые позволят воспитанникам ориентироваться в языковой действительности.

Звук, слог, слово, предложение – это те основные понятия, которые должны усвоить воспитанники старшей группы в процессе реализации образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» учебной программы дошкольного образования.

Учитывая, что в дошкольном возрасте игра остается ведущим видом деятельности, необходимо максимально использовать ее дидактический потенциал с учетом современных подходов в ее организации.

Представленные дидактические игры, позволят педагогу качественно и в игровой форме планировать и организовать индивидуальную работу с воспитанниками старшей группы по реализации задач образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» (чтение).

 

Дидактическое упражнение «В поисках первого звука»

Цель: формирование представления о буквах как знаках для обозначения звуков.

Материал и оборудование: игровое поле разделенное на две части, буквы, предметные картинки, цветные фишки.

Описание. Педагог называет изображенный на игровом поле предмет, который воспитанник находит, закрывает цветной фишкой и находит на другом игровом поле букву, соответствующую первому звуку в названии заданного предмета и закрывает фишкой такого же цвета (Приложение 1).

 

Дидактическое упражнение «Буквенный навигатор»

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве, называть буквы.

Материал и оборудование: игровое поле, цветные фишки с буквами.

Описание. Педагогический работник называет цвет игрового поля и предлагает воспитаннику по его указанию расставить буквы в соответствии с цветом игрового поля и заданного пространственного положения (Приложение 2).

Например: «Играет буква фиолетового игрового поля. Поставь букву «У» справа от буквы «Ё», букву «А» сверху от буквы «Ё» и т.д.».

Дидактическое упражнение «Раз, два, три – место буквы находи!»

Цель: формирование умения определять место звука в структуре анализируемого слова, представления о буквах как знаках для обозначения звуков.

Материал и оборудование: игровые карты, касса букв.

Описание. Педагог предлагает воспитаннику определить место заданной буквы в структуре слова, воспитанник выбирает необходимую букву в кассе букв и выкладывает ее в нужную ячейку схемы (Приложение 3).

Дидактическое упражнение «Вывеска»

Цель: формирование навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов и простых слов из них.

Материал и оборудование: карточки с предметными изображениями, карточки со словами.

Описание. Педагог называет изображенный предмет на карточке, предлагает найти соответствующее слово и положить его на место для вывески (Приложение 4).

Дидактическое упражнение «Буква-потеряшка»

Цель: формирование навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов и простых слов из них.

Материал и оборудование: игровые карточки, касса букв.

Описание. Педагог предлагает воспитаннику прочитать слово и на место свободного квадрата положить недостающую букву, соответствующую звуку (Приложение 5).

Дидактическое упражнение «Сбежавшие буквы»

Цель: формирование навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов и простых слов из них.

Материал и оборудование: игровые карточки, касса букв.

Описание. Педагог предлагает воспитаннику определить и поставить на свободные квадраты в схеме слова недостающую букву, соответствующую согласному звуку (Приложение 6).

Дидактическое упражнение «Определи по первому звуку букву»

Цель: формирование представления о буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Материал и оборудование: игровые карточки, касса букв.

Описание. Педагог называет изображенные предметы и предлагает воспитаннику определить по первому звуку соответствующую букву, найти ее в кассе букв и положить в свободную ячейку (Приложение 7).

Дидактическое упражнение «Угадай, кто спрятался»

Цель: формирование представления о буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Материал и оборудование: игровые карточки.

Описание. Педагог предлагает определить букву, спрятанную внутри картинки, по первому звуку в названии изображенного предмета (Приложение 8).

Дидактическое упражнение «Какой буквы не хватает?»

Цель: формирование навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов и простых слов из них.

Материал и оборудование: игровые карточки, касса букв.

Описание. Педагог предлагает воспитаннику определить и поставить на свободные квадраты в схеме слова недостающую букву, соответствующую гласному звуку (Приложение 9).

Дидактическое упражнение «Ходилки»

Цель: формирование представления о буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Материал и оборудование: игровые карты.

Описание. Педагог предлагает воспитаннику пройти по дорожкам-ходилкам, называя буквы (слоги) (Приложение 10).

Приложения: Приложения

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий