Занятие по образовательной области «Элементарные математические представления» в первой младшей группе.
Татьяна ВЕРЧЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 24 г. Лиды»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представления о времени суток (утро) на основе представлений о характерных действиях детей в этот отрезок времени;
– умения использовать разные способы действий с геометрическими фигурами (круг, квадрат): нахождение среди других, подбор по форме отверстия и вкладывание в него;
– развивать умение обозначать количество предметов словами «один» и «много», словами обозначать величину предметов («большой», «маленький»), определять расположение предметов и находить их по указанию взрослого, с использованием слов пространственного обозначения места (за, на, сверху, сбоку, впереди, рядом).
Материал и оборудование: муляжи грибов по количеству детей, 2 корзинки, декорации леса, картинки, характеризующие утро, 2 тарелочки, фоновая музыка, дорожка из «капелек-вкладышей» с ямками в виде геометрических фигур разных цветов, геометрические фигуры для ремонта дорожки, игровой персонаж Ёжик.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, возьмитесь за руки и встаньте в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите в окно, какое у нас прекрасное утро. Утром солнышко встаёт, вы тоже просыпаетесь, утром вы дома чистите зубки и идёте в детский сад, в саду утром мы вместе делаем зарядку и завтракаем.
Дети, когда солнышко встаёт? (Утром) Когда вы просыпаетесь? (Утром) А когда вы дома чистите зубки? (Утром) Когда идёте в детский сад? (Утром) Когда мы делаем в саду зарядку? (Утром) Когда вы завтракаете? (Утром) Какое сейчас время суток? (Утро)
Воспитатель рассматривает с детьми картинки, характеризующие утро.
Я предлагаю отправиться на волшебную полянку. Ой, ребята, посмотрите, кто там спрятался?
Вдруг из-за ёлки выглядывает Ёжик.
Воспитатель. Поздороваемся с Ёжиком. Здравствуй, Ежик! Почему ты такой грустный?
Ёжик. Я грустный, потому что мне не с кем играть.
Воспитатель. Ребята, возьмём Ежика с собой на волшебную полянку? (Да)
Вокруг себя вы обернитесь
и на волшебной полянке очутитесь.
Дети закрывают глаза, кружатся.
Вот мы и очутились с вами на волшебной полянке!
Ёжик. Смотрите, дорожка! Но она почему-то вся в ямках.
Выложена дорожка из «капелек-вкладышей» с ямками в виде геометрических фигур разных цветов.
Развивающая игра «Заложи ямки»
Воспитатель. Ежик, ты не переживай, мы с ребятами все ямки подремонтируем? Поможете ямки заложить? (Да) У меня есть геометрические фигуры, ими мы заложим ямки. Возьмем круг, обведем круг пальцем. Посмотрите, мой палец бежит по кругу и не останавливается. Возьмите вы круг и все вместе обведем круг.
Воспитатель предлагает провести пальцем по кругу и проследить за движением руки.
Ёжик, возьми круг и обведи пальцем. Посмотри, как бежит палец по кругу.
А теперь, ребята, покажите свой круг, он катится? (Да) Посмотрите, как он катится. Найдите круглые ямки и положите заплатки.
(Детям предлагается покатать круг)
Ребята, кто мне скажет, как называется эта фигура? (Круг)
Ёжик, какая фигура у тебя в руках? (Круг)
Воспитатель берет и показывает квадрат, предлагая детям найти такую же фигуру.
Ребята, обведём эту фигуру. (Дети вместе с воспитателем обводят квадрат.) Ведем палец прямо – это угол. Поворачиваем. Опять палец идет прямо. Еще один угол. Опять поворачиваем палец. Смотрите, как много углов у квадрата. А теперь попробуйте покатать квадрат. Квадрат не катится. Почему же он не катится? Наложим круг на квадрат. Видите, у квадрата есть углы, они мешают катиться. А круг катится, потому что у него нет углов.
Ребята, как называется эта фигура? (Квадрат)
Найдите квадратные ямки и положите заплатки.
Ёжик. Молодцы! Какая дорожка у нас получилась! Вы хотите со мной поиграть?
Физкультминутка «Ёжик»
По сухой лесной дорожке –
Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек
весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки
для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк –
превратится ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки –
не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
Воспитатель. Вот мы с вами немного размялись, набрались сил и можем дальше играть вместе с Ёжиком на лесной полянке. Посмотрите, ребята, как много грибов выросло!
Сколько выросло грибов? (Много) Сколько ты нашел, имя ребенка, грибочков? (Один) А ты, имя ребенка, сколько нашла грибочков? (Один) Соберем их в красную корзинку. (Дети собирают грибы в корзинку) Сколько у нас стало грибов в корзине? (Много) Имя ребенка, сколько стало грибов в корзине? (Много)
Ёжик. Ребята, посмотрите, а здесь сколько грибов? (Один) Имя ребенка, сколько грибов? (Один)
Воспитатель. Где спрятался гриб? (За деревом, на пеньке, сверху, сбоку, впереди.) Положим его в желтую корзинку. (Дети берут гриб и кладут в желтую корзинку.) Сколько грибов ты положил в корзинку? (Один)
Воспитатель показывает детям желтую и красную корзинку.
Имя ребенка, сколько грибов в красной корзинке? (Много) Имя ребенка, сколько грибов в желтой корзинке? (Один)
Возьмите большие грибы и отнесите их на большую тарелочку, а маленькие грибы – на маленькую тарелочку. (Дети раскладывают грибы за столами.) Имя ребенка, какие грибы ты положил на зелёную тарелочку? (Маленькие) Имя ребенка, какие грибы ты положил на красную тарелочку? (Большие)
Молодцы! А нам пора возвращаться в детский сад.
Вокруг себя вы повернитесь.
И в нашей группе окажитесь. (Дети закрывают глаза, кружатся)
Ёжик. Ребята, мне очень понравилось с вами играть. Я больше никогда не буду грустить. Но мне пора идти. До свидания!
Воспитатель. Попрощаемся с нашим другом. (Дети прощаются с Ёжиком, говорят ему «до свидания»)
Какие вы молодцы! Вам понравилось играть с Ёжиком? (Да) Где мы сегодня побывали? (На волшебной полянке) Из каких геометрических фигур мы закладывали ямки на волшебной полянке? (Из круга и квадрата) Что мы сегодня собирали в корзинке? (Грибочки) А какого размера они были? (Большие и маленькие)
Молодцы!