К.Г.Паустовский, «Заячьи лапы». Урок литературного чтения в 4-м классе (2-й урок)

- 16:26Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Для реализации задач урока применялись элементы технологии развивающего обучения, коммуникативной технологии и технологии критического мышления.

Ирина ЯШКИНА,
учитель начальных классов,
ГУО «Поречская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область

 

 

Урок начинается нетрадиционно, с высказывания. Такое начало позволяет не только повысить интерес к уроку чтения, но и ставит перед ребятами проблемный вопрос: «Как вы понимаете…» Дети спрогнозируют, что, возможно, это высказывание как-то связано с темой нашего урока, т.к. высказывание о доброте. Ребятам предлагается вернуться к этому вопросу в конце урока. Такой прием развивает положительную мотивацию к обучению, создает положительный психологический настрой на урок. В конце урока при определении идеи произведения, возвращаемся к высказыванию и уточняем, что в нем заключается главная мысль произведения: «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».

 

Задачи урока: 

– продолжить изучение рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»;
– развивать читательские умения, способствующие полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения, формировать навыки работы с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умение давать характеристику персонажу, обогащать лексику учащихся словами со значением состояния;
– воспитывать доброту, милосердие, ответственное и бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: проектор, презентация, иллюстрации героев и их характеристики, рабочие листы (Приложение 2).

 

Ход урока

1 Организационный этап  

– А знаете ли вы, за что я люблю уроки литературного чтения? За радость общения с вами, за ваши интересные высказывания и активную работу. Успехов на уроке, ребята!

– Эпиграф нашего урока звучит так: «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим», – Жан Лафонтен (Слайд 2).

– Как связаны слова французского баснописца с нашим уроком? (Герои хотят спасти зайца. Хотят сделать доброе дело.)

 

2 Разминка

– Сейчас давайте прочитаем пословицы (Слайд 3).         

– При чтении интонацией выделите имена существительные, прилагательные и глаголы. Читайте быстро, с выражением. А в третьей пословице давайте еще выделим и самые важные слова.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. (Выдели голосом прилагательные).

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. (Выделили голосом глаголы).

Жизнь дана на добрые дела. (Выделили имя существительное, 1-е, 2-е, и 4-е слово).

 

3 Актуализация знаний (Слайды 4–5)

Сообщение темы урока.

– Добрым, внимательным человеком был…. Константин Георгиевич Паустовский.

– При помощи листа заданий вспомним биографию автора (Приложение 1).

– К.Г.Паустовский писал и о животных, и о людях, для взрослых и для детей, много писал о природе, о ее общей с человеком жизни.

 

4 Объявление темы урока    

– Мы продолжаем знакомиться с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Давайте возобновим в памяти то, что уже известно нам об этом произведении.

– Где происходят события, описанные в рассказе? (Урженское озеро, Россия, Казань.)

– Что нарисовали бы на обложке?

– Почему автор так озаглавил своё произведение? 

– Обратимся к названию (Слайд 6). Рассказ можно было бы назвать и именем дедушки, и именем мальчика, но называется рассказ «Заячьи лапы».

– Для чего нужны зайцу лапы в первую очередь? (Лапы – то, что спасает зайца – быстрота, стремительность, неуловимость – то, без чего он погибнет.)

– Кто главный объект повествования? (Заяц.)

– Сегодня мы будем наблюдать за героями рассказа, за их поступками. Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то важное, чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

 

5 Проверка домашнего задания (План рассказа, пересказ первой части)

– Дома вам нужно было перечитать текст. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали, и выполним тест по содержанию рассказа (https://learningapps.org/display?v=pnhaiujba19).

– Обратимся к плану рассказа, который вам также нужно было составить дома.

– Ребята, что значит озаглавить части текста? (Прочитать часть рассказа и понять о чём говорится; выделить главное и записать заголовок в тетрадь.)

– Как вы озаглавили части текста? (Слайд 7)

Ваня у ветеринара.
Карл Петрович вылечил зайца.
Лесной пожар.

– Что у нас получилось? (План.)

– Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?

– Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности? (Перенести пункт 3 на первое место.)

– Начнём с пересказа первого события. Какое это событие? (Пожар.)

– Кто о нем рассказывает? (Автор.)

– От кого он услышал эту историю?   

Перед пересказом учащимся ставится задание: передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.    

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

– Какие чувства вызывает у вас этот эпизод? (Тревогу, сочувствие, жалость.)

Вопрос № 5 из учебника на странице 115:

– Каким описан пожар? Зачитайте. (Огонь гнало по земле с неслыханной (эпитет) скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.)

– Чем он страшен? (Страшное стихийное бедствие – лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.)

– Что испытывал дед Ларион в лесу во время пожара? (Смерть настигала деда и хватала его за плечи.)

– Почему дед обрадовался, встретив зайца во время пожара? Найдите ответ в тексте и прочитайте. (Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает.)

 

6 Анализ произведения. Работа с первой частью текста произведения (с. 109)

– Какие герои появляются в рассказе в первой части?

 

– Кто такой Ваня? Давайте зачитаем.

– Что Ваня делал в селе? Как он относился к зайцу? (Ваня не просто жалел зайца, а делал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу.)

– Найдите и прочитайте строки, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, что ему очень плохо. (Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.)

– Запишем в таблице на рабочих листах РЕЧЬ, ЖЕСТЫ, ПОСТУПКИ. С их помощью мы сможем охарактеризовать героев (Приложение 3).

Ваня

– Куда отправился Ваня с больным зайцем?

– Прочитайте диалог Вани и ветеринара по ролям.

– Как к зайчику отнесся ветеринар? (– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!)

– Почему ветеринар отказался лечить зайца? (– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.)

– Что означают слова: «валяй-валяй»?

– Каким цветом изобразим стрелку, показывающую отношение ветеринара к зайцу? Почему? (Чёрным. Потому что отрицательное отношение.)

Задание № 3 учебника

– Представьте себя рядом с Ваней. Что он чувствовал, когда сельский ветеринар отказал в помощи. Зачитайте. Почему у Вани потекли слёзы? (От страха, от обиды, от жалости.)

Бабка Анисья

– Кто следующий герой произведения?

– Могла ли бабка Анисья помочь Ване и больному зайцу? Что она посоветовала? Зачитайте. (Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.)

– Как изобразим отношение бабки Анисьи к зайцу? (Жёлтая стрелка – сочувствие.)

– Какими словами бабка Анисья называем Ваню, зайца? Найдём в таблице.

– Добавим в таблицу действия бабки Анисьи.

– Чтобы описать действия Вани, озвучьте иллюстрации (Слайды 8–10).

 

 – Каким был голос Вани, когда он разговаривал с зайцем? (Тихий, ласковый.)

 

Физминутка (Слайд 11)

(Выполнение движений под слова стихотворения).

Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою
Реки, горы и леса.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и росинки,
И вода из родника.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье.

Потому что на планете
Все твоё и всё мое!
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом,
Под одною голубою,
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
В этом доме мы – соседи
И хозяева с тобой!

 

7 Работа со второй частью текста произведения

– Прочитайте про себя первые два абзаца. Найдите строки, описывающие, что утро было тревожным.

Аптекарь  

– Как аптекарь отнёсся к больному зверьку? (– Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе! Это мне замечательно нравится!)

– Как разговаривал дед с аптекарем? Найдите в тексте. (Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.)

– Опишите речь, жесты, поступки аптекаря. Найдите в таблице действие, которое не совершал аптекарь, зачеркните его. (Нервно снял пенсне, приветливо улыбнулся, в сердцах крикнул, захлопнул книгу.)

 

Карл Петрович

– Зачитаем диалог Карла Петровича и деда Лариона (чтение отрывка по ролям).

– Как встретил наших героев Карл Петрович? (Сердился. – Я не ветеринар, сказал он и захлопнул крышку рояля.)

– Почему он взялся лечить зайца? Какой он герой, отрицательный или положительный, отметим.

 

Дед

– Как ведёт себя дед?

– Какие слова-уговоры использует дед? (Яви милость, спаситель мой, жизнью обязан, не могу бросить.)

 

– Мы подошли к развязке рассказа. Прочитайте про себя последний абзац второй части. Перескажите его по опорным словам и картинкам (Слайд 12).

(Карл Петрович)                            согласился
(Дед)                                                 ушёл
(Ваня)                                               оставил ходить
(Почтовая улица, город)                знала
(Заяц)                                               вылечили

– История не закончилась. Прослушайте аудиозапись и скажите, какие важные фразы вы услышали? (Заяц непродажный…. Заяц – живая душа…. Пусть живёт на воле….)

– Кто ещё переживал за зайца?

 

Читатель

– Как вы изобразите ваше отношение к зайцу?

– Чего хотел больше всего?

– Почему?

 (В результате работы появляется схема: учитель рисует на доске).

 

 

8 Работа в парах

Задание: Выбрать слова, характеризующих героев.

– О каждом действующем лице мы узнаём из их манеры говорить, по их поступкам. Выберите слова, которые помогут охарактеризовать героев, посоветуйтесь в парах и заполните таблицу. (Заполняют в парах своего героя, зачитывают характеристики героев, дополняют друг друга.)

 

Физминутка для глаз

– Найдите глазами букву, не двигая головы. (Буквы расположены на стене).

– Прочитайте слово по буквам, двигая только глазами. (Текст, секрет.)

Т          Е           Р            С          К           Е

Кульминация текста

– Давайте раскроем ещё один секрет, о котором возможно даже Ваня не знал. Зачитайте отрывок о первой встрече деда с зайцем в конце рассказа.

– Что понял рассказчик, когда увидел зайца? (Это тот заяц, который спас деда.)

– Вернёмся к эпиграфу урока (Слайд 13). «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим». (Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла. Она готова прийти на помощь, если только её не уничтожать.)

 

9 Обобщение полученных знаний

– Весь урок вы отвечали на мои вопросы. А сейчас ваша задача – составить вопросы друг другу. На ваших листах написано, какой вопрос надо составить по рассказу.

Приём «Ромашка Блума» (Слайд 14)

Простые вопросы (Кто главный герой рассказа?)
Кто? Где? Когда?

Уточняющие вопросы (О чём рассказ?)
О чём…? Если я правильно понял, то….?

Объясняющие вопросы (Мы долго читаем о том, что дед и Ваня хотят вылечить зайца, но не знаем, почему они это делают?)
Почему…? Зачем…?

Творческие вопросы (Если бы наши герои сдавали экзамен, то по какому предмету, согласно главной идее рассказа?)
Что было бы, если…?

Оценочные вопросы (Как вы думаете, для чего автор показал пожар после?)     
Как вы относитесь…?

Практические вопросы (Какую роль в судьбе Вани сыграл заяц?)

– Ребята, так о чём же этот рассказ?

Учитель обобщает ответы детей: Это рассказ о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц – в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, ответственность и человечность. Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

 

10 Подведение итогов. Оценка работы учащихся

Оценивается сообщение об авторе, пересказ, выборочное чтение, характеристика героев.

 

11 Домашнее задание (Слайд 16)

Составь отзыв о рассказе по плану:

1. Полное название произведения.
2. Что случилось с зайцем?
3. Кто принял участие в его спасении?
4. Моё отношение к прочитанному

Я рад…
Я понял, что…
Я хвалю…
Я хотел бы…
Я убеждён…

 

12 Рефлексия

– Будем считать, что герои этого произведения нас слышат. Давайте к ним обратимся, выразив свои впечатления от рассказа.

– Ваня, ты смелый и добрый мальчик.

– Вы, аптекарь, поступили правильно, дав адрес доктора.

– Бабушка Анисья, спасибо за совет.

– Ваня, я хотел бы иметь такого друга, как ты.

 

Картинки к рассказу
Словарь состояний и качеств героя

Приложение 1

Родился в 1892 году в Москве, жил и учился в Киеве, Москве

«…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать»

Константин Георгиевич Паустовский писал

Превосходный рассказчик, мастер, знаток русского языка, прирождённый «скиталец»

Научно-познавательные рассказы

«Какие бывают дожди»

Юмористические
рассказы


«Кот-ворюга»

Художественные
рассказы


«Растрёпанный воробей»,
«Барсучий нос»
_______________
_______________

Сказки



«Стальное колечко»,
«Тёплый хлеб»

Жил на Украине, объездил всю Россию, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах и странах

Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах

Освоил разные профессии.
С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом

 

Приложение 2

Рабочий лист

Герой произведения

Речь, жесты, поступки

Положительный или отрицательный (Почему?)

Характеристика героя
КАКОЙ?

Ваня

Волнуется,
хриплым шёпотом сказал, ______________
заморгал глазами,
потянул носом
______________

хочет вылечить зайца, переживает за него как за  _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветеринар

Крикнул,
толкнул в спину, прикрикнул вслед

грубо обращается с Ваней,
велит зажарить зайца
__________________

Грубый, злой,

равнодушный.

Не любит ни детей,

ни животных

 

Бабка Анисья

Сердешные,
малый,
прошамкала
даёт _________

сочувствует,
успокаивает

 

 

 

 

Аптекарь

Пожал плечами, приветливо улыбнулся, нервно снял пенсне, в сердцах крикнул, захлопнул книгу

говорит нервно, ________,
но всё же даёт адрес

 

 

 

 

 

Карл Петрович

Сказал,
волнуясь, слушал,
____________________
____________________

внимательно слушал рассказ деда, согласился лечить зайца

 

 

 

 

 

Дед

Заикаясь от уважения и робости сказал,
молчал и топтался, упрямо пробормотал
_____________________

хотел вылечить зайца,
не _________________,
был благодарен зайцу, чувствовал ____________,

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Герой произведения

Речь, жесты, поступки

Положительный или отрицательный (Почему?)

Характеристика героя

Ваня

Волнуется,
хриплым шёпотом сказал,
заморгал глазами,
потянул носом

Положительный
(хочет вылечить зайца, переживает за него)

Беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый

Ветеринар

Крикнул,
толкнул в спину, прикрикнул вслед

Отрицательный
(грубо обращается с Ваней,
велит зажарить зайца)

Грубый, равнодушный, злой, не любит ни детей,
ни животных

Бабка Анисья

Сердешные,
малый,
прошамкала

Положительный
(сочувствует, успокаивает, даёт совет)

Старенькая, жалостливая, любопытная, душевная, добрая

Аптекарь

Пожал плечами, нервно снял пенсне, в сердцах крикнул, захлопнул книгу

Положительный
(говорит нервно, строго,
но всё же даёт адрес)

Нервный, сердитый, строгий, раздражённый, но добрый

Карл Петрович

Сказал, волнуясь, слушал

Положительный
(внимательно слушал рассказ деда, согласился лечить зайца)

интеллигентный, образованный, строгий, добрый

Дед

Заикаясь от уважения и робости сказал, молчал и топтался, упрямо пробормотал

Положительный
(хотел вылечить зайца, чувствовал свою вину перед ним)

отзывчивый, уважительный, робкий, настойчивый, добрый, любит животных, благодарный

 Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий