Язык программирования Scratch: доступно, понятно, интересно

- 12:35Авторские проекты, Авторский проект Ирины ШЕВКО "SCRATCH. ДЕТИ В IT"

Автор проекта на протяжении нескольких лет занимается с учащимися 3–5-х классов Scratch-программированием. Для занятий И.Я.Шевко разрабатывает авторские задания-тренажеры, которые содержат упражнения, позволяющие детям создавать собственные мини-проекты на одном или двух занятиях. Педагог готова делиться своими наработками в сфере Scratch-программирования для учащихся 3–5-х классов. Следите за обновлениями!

Ирина ШЕВКО,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

 

В школьном курсе информатики, начиная с 6-го класса, на уроках изучаются основы алгоритмизации и программирования. Однако к обучению программированию для большинства учащихся уроки становятся сложными, темы непонятными и неинтересными и, как правило, успеваемость снижается на 2–3 балла.

Значительно интереснее и увлекательнее для детей играть в компьютерные игры, но, к сожалению, это может привести к игровой зависимости. Однако современные информационные технологии позволяют использовать игры для обучения. С помощью специальных компьютерных программ или ресурсов сети интернет учащийся может создать свою собственную анимацию или игру, осваивая базовые навыки IT на практике, приобретая вместе с тем полезные знания, которые востребованы в наши дни.

Следует отметить, что большинство учащихся осваивают компьютеры и планшеты еще в начальной школе, и к моменту изучения информатики как учебного предмета, они считают, что знают многое. Но на самом деле их знания разрозненны и непоследовательны. Чтобы способствовать системному формированию соответствующих IT-знаний и навыков, имеет смысл вводить факультативные занятия, или занятия, организованные на платной основе, где у ребят 3–4-х классов будет возможность знакомства с детским языком программирования Scratch.

Язык программирования Scratch был разработан в Массачусетском технологическом институте, в MIT Media Lab. Целью исследовательской группы было создание платформы для юных программистов.

Scratch – это бесплатный язык программирования и одновременно программа, предоставляющая визуальный интерфейс для создания цифровых историй, игр и анимаций. Название языка программирования переводится как «царапать». Главный герой – кот Царапка.

Одним из главных достоинств среды программирования Scratch является доступность и понятность абсолютно всем. Он настолько прост и понятен, что изучать его могут дети 7–8-летнего возраста. Главное, чтобы они умели читать и считать.

Scratch очень похож на конструктор Лего: программы собираются из простых и ярких блоков. Таким образом, дети, не вводя ни одной строки кода, знакомятся со сложными азами программирования.

 

Главная цель разработчиков языка – обучить детей и подростков мыслить логически, раскрыть ее творческий потенциал и научить взаимодействию с другими единомышленниками.

Сделанный детьми проект может быть опубликован на обозрение сообщества, сформированного вокруг Scratch.

Несмотря на простоту освоения, Scratch позволяет создавать сложные проекты. Например, мультфильмы, игры, презентации, слайд-шоу, и т. д. Изучая Scratch, учащиеся постепенно будут погружаться в мир программирования, познавая теорию и практику кода.

Онлайн ресурс https://scratch.mit.edu – это сайт, который посещают пользователи 200 стран, он доступен более чем на 70 языках, включая русский. У платформы есть чёткие правила сообщества, и она хорошо модерируется.

Статистику посещений ресурса и данные зарегистрированных пользователей можно изучить на схеме.

Что сможет приобрести учащийся, увлекающийся программированием на Scratch:

– развитие логического мышления – среда Scratch содержит множество логических блоков, которые помогут ребенку освоить законы логики;
– развитие аналитических способностей;
– развитие математических способностей;
– умение создавать анимацию, компьютерные игры в среде визуального программирования Scratch;
– умение рисовать с помощью графического редактора;
– развитие фантазии и творческих способностей;
– умение работать в команде;
– отработку умений и навыков презентации проектов.

Навыки системного мышления, целеполагания, самоконтроля и креативный подход пригодятся в любой сфере. Обучаясь на Scratch, ребенок в игровой форме знакомится с серьезной IT-терминологией (функции, циклы, условные конструкции, переменные и т. д.) Это прекрасная основа для дальнейшего изучения более сложных способов взаимодействия человека и ПК, а также эти знания пригодятся в будущем, если ребенок решит освоить другие языки кодинга.

Обучение языкам программирования является очень интересным и творческим процессом. Дети получают теоретические знания, а также активно практикуются на онлайн-платформе. Плюсы языка программирования Scratch оценит каждый ребёнок, так как он создан с учетом возрастных интересов и возможностей. Полученные знания помогут в профориентации в подростковом возрасте, а также станут фундаментом для дальнейшей реализации в перспективной сфере IT.

 

В дальнейшем мы будем подробно знакомится со средой Scratch, изучим циклическое выполнение программы, научимся создавать первый мультфильм и первую компьютерную игру, освоим создание и редактирование персонажей и еще много интересного и полезного; будем разбираться в том, что дети легко понимают при изучении Scratch, а где  у них возникают сложности и как их преодолевать.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий