Звук [и]. Буква И. Звуковой анализ слова «ива». Конспект занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте»

- 17:18КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 

Марина ЛЕВДАНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №  37 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Задачи:

формировать умение характеризовать звук [и] по акустическим и артикуляционным признакам;
формировать умение выделять звук [и] из состава слов;
формировать умение проводить звуковой анализ слова «ива» и делить его на слоги;
развивать умение детей выкладывать образ буквы И из палочек;
развивать фонематический слух, слуховое внимание и память;

– развивать координацию речи с движением, общей и мелкой моторикой; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: изображение Звуковичка, ноутбук, зеркала, бубен, колокольчик, буква И, предметные картинки, гласные буквы, цветные карандаши, пеналы для звукового анализа слов, шарики су-джок, полоски для звукового анализа слов.

 

Ход занятия

Организационный момент (на развитие слухового внимания)

Учитель-дефектолог играет на бубне и на колокольчике. Просит детей угадать, на чём играет. Затем дает задание воспитанникам: при звуке колокольчика должны сесть девочки, а при звуке бубна – мальчики.

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

 Давайте вспомним правило красивой речи.

Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

– Давайте выполним артикуляционную гимнастику. А для этого сделаем зарядку для язычка.

Язычок гулять собрался;
Он умылся, (Пропустить язык сквозь губы)
Причесался, (Пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, (Делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья полведра, (Делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, (Движение языка через зубы)
На качелях покачался, (Движение языка вверх-вниз)
На лошадке в лес умчался (Упражнение «Лошадка»).

 

Основная часть. Знакомство с новым звуком

– Сегодня к нам в гости снова пришёл наш друг – Звуковичок. Однажды Звуковичок отправился к своим друзьям в сказочный город. В городе был прекрасный парк с каруселями. Друзья опаздывали, и Звуковичок решил, как следует повеселиться в сказочном парке. Он сел на карусель и быстро покатился по кругу. Карусель крутилась и весело скрипела: «и-и-и». Звуковичку очень понравилась карусель и ее веселая песенка, он стал петь скрипучую песенку: «И-и-и».

Задание «Произнеси звук»

– Давайте и мы вместе со Звуковичком пропоем песенку карусели. (Дети берут зеркала. Акцент на положение губ, работу голосовых связок).

Задание «Опиши звук»

– Поможем Звуковичку описать звук [и].
– Когда мы произносим звук [и], как выходит из ротика воздух? (Легко и свободно)
– Есть ли преграда? (Воздух не встречает никакой преграды)

– Если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется… (гласным).
– Звук [и] какой? (Он гласный. Его можно петь). Верно. И мы обозначаем его красной фишкой.
– А на прошлом занятии с каким звуком мы знакомились? (Со звуком [а]) Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. (Для закрепления показываю схемы).

Игра «Поймай звук»

– А сейчас мы с вами будем ловить звук ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук [и].

И-а-и-у-а-и-о-у-и-а-и-о-ы…

Упражнение «Слушай внимательно»

– Дети, вам нужно показывать фонарики с красным кружком, когда услышите в стихотворении слово, начинающееся со звука [и]:

Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Целый день у них – игра,
Так довольна детвора.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]? (Ира, Игорь, игра, играли, игрушки). Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [и].

Знакомство с буквой И (развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)

Учитель-дефектолог вывешивает на доску изображение буквы И. Зачитывает стихотворение о букве И.

Сочинила буква И
Про саму себя стихи.
Их запомнили игрушки:
Куклы, кубики, зверушки.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? — Три!
А какая буква? — И!

Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит? (Из 3). Обратите внимание на то, что две палочки стоят прямо, а одна – под наклоном.

Учитель-дефектолог раздает детям палочки и предлагает сложить букву И из палочек.

Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета? (Буква И обозначает гласный звук). Правильно! Гласная буква И обозначает гласный звук [и].

Дети выкладывают букву.

Музыкальная физкультминутка

– Звук [и] может быть в начале слова, в середине и в конце.

Игра «Определим место звука в словах»

Дети берут предметные картинки и определяют место звука в словах.

Упражнение «Назови три слова на звук [и]»

– Звуковичок принёс нам конверт, а в нём задание. Если мы справимся с этим заданием, то нас ждёт сюрприз.

Отгадайте загадку:

Возле речки, у обрыва,
Плачет деревце красиво.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул … (Иву)

 

Звуковой анализ слова «Ива»

Ива – 2 слога: и – ва.

Характеристика звуков:
и [`и] – гласный;
в [в] – согласный, твердый;
а [а] – гласный.

Сколько букв? (Три буквы). А сколько звуков? (Тоже три)

 

Рефлексия

Учитель-дефектолог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

– С какой буквой вы сегодня познакомились? Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И? С каким звуком вы познакомились? Какие слова на букву И вы запомнили? Что вам понравилось? А что вызвало затруднения?

Учитель-дефектолог оценивает деятельность каждого ребенка. В конце занятия предлагает детям самим взять смайлик, соответствующий их настроению.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий