Стратегии формирования читательской грамотности при работе с текстами на уроках немецкого языка

- 9:51II И III СТУПЕНИ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Идеи

В материале автор делится наиболее эффективными методами для развития навыков чтения у учащихся при работе с немецкими текстами, которые использует на своих уроках.

Ирина ВАЖОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область

 

 

 

 

 

 

В PISA под компетентностью чтения понимается способность понимать, использовать, оценивать тексты и размышлять над ними, а также быть готовым работать с ними для достижения собственных целей. Умение читать является основой для развития собственных знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.

Развитие навыков чтения в преподавании иностранного языка является наиболее важной целью обучения для большинства учащихся. Читать еще не означает понимать. Обязательным условием развития навыков чтения является развитие навыков понимания. Понимание приходит только через сознательное и активное взаимодействие читателей с текстом. В этом материале я хочу поделиться наиболее эффективными методами, которые я использую на своих уроках для развития навыков чтения у учащихся при работе с немецкими текстами.

 

Предположим, что…

Перед чтением текста необходимо активировать предварительные знания учащихся, сформулировать цели чтения, обсудить ожидания от текста, повторить словарный запас. На этом этапе я предлагаю учащимся внимательно рассмотреть иллюстрации к тексту, прочитать его название и высказать свои предположения о его содержании.

 

Мне, пожалуйста, небольшую порцию!

Чтобы помочь ученикам лучше «переваривать» длинные и сложные тексты, я стараюсь разделить их на более мелкие «порции». Чтение и анализ коротких отрывков текста помогает им лучше запомнить прочитанное и укрепить их уверенность в себе, потому что они видят, что могут легко понять более сложные темы.

 

Я выделю это…

Чтобы развивать навыки чтения и понимания у учеников, иногда достаточно обычного маркера. С его помощью они могут отмечать или подчеркивать важную информацию во время чтения, и тем самым не только лучше концентрироваться на том, что они читают, но и одновременно тренировать свое понимание прочитанного. Другой вариант – выделить проблемные, непонятные места, которые требуют пояснения.

 

Совместное чтение

При совместном чтении несколько учащихся работают в группе над одним и тем же текстом, чтобы понять его. Обычно учащиеся сначала про себя читают выбранный текст, а затем уточняют вопросы в группе. Это могут быть неизвестные слова, сложные формулировки, а также целые контексты. Обмен в группе помогает учащимся понять текст целостно и внести в него свой вклад, используя свои сильные стороны. Совместное чтение также дает детям, которым редко удается выступить в большом классе, возможность активно участвовать. Тот, кто испытывает трудности с чтением, получает поддержку в группе и в меньшем кругу имеет возможность задать больше вопросов и быстрее получить помощь.

 

Тандемное чтение

В тандемном чтении участвуют двое учащихся, которые обычно имеют разные уровни способностей к чтению. Тандемное чтение также хорошо подходит для обучения немецкому языку как второму. Учащиеся по очереди читают короткие отрывки текста. Ребенок, который не читает, внимательно слушает, помогает с камнями преткновения и исправляет неправильно прочитанные слова. Прямая обратная связь, с одной стороны, тренирует навыки чтения, а с другой, помогает лучше понять текст. Как и в случае совместного чтения, эта стратегия также позволяет учащимся впоследствии обменяться мнениями: они могут поразмышлять над текстом и выработать собственное мнение о прочитанном.

 

Кто я?

Благодаря этому занятию, направленному на развитие навыков чтения, ученики смогут дать волю своим творческим способностям. Для этого необходимо выбрать персонажа из рассказа или текста, который сейчас изучается на уроке. Сделав свой выбор, они либо делают простой костюм, либо находят реквизит, изображающий этого персонажа. Затем они должны произнести монолог перед классом, представляя своего персонажа.

 

Ток-шоу в классе? Попробуйте!

Учащиеся формируются в команды по два человека – один человек берет на себя роль литературного персонажа, другой – ведущего ток-шоу и проводит интервью. Интервью не обязательно должны длиться более пяти минут; порой достаточно двух минут. Это упражнение помогает учащимся понять точку зрения соответствующих персонажей и творчески работать с текстами.

 

Движение – это жизнь! «Беговой» диктант

Как учитель я знаю, что ученикам трудно долго сидеть на месте. При работе с текстами можно решить и эту проблему, потому что чтение открывает множество возможностей для перемещения по классу. Например, для работы с небольшими и несложными текстами я использую так называемый «беговой» диктант. При таком диктанте текст разбивается на отдельные короткие отрывки, которые я размещаю в разных местах кабинета. Дети работают в парах. Задача учащихся – подойти к одному из отрывков в заданном порядке и запомнить его. Затем необходимо вернуться к своему партнеру и продиктовать прочитанный отрывок. Перед следующим отрывком учащиеся меняются местами, и так до тех пор, пока не будет записан весь текст.

 

Чтение вслух как усилитель мотивации

Чтобы улучшить навыки чтения на немецком языке у учеников, есть еще один простой прием – чтение вслух перед классом.

Я стараюсь выбрать текст, который может понравиться ученикам. Важно прочитать его вслух восторженным голосом и передать увлечение этой темой. Затем можно поменяться ролями и предложить детям прочитать вслух их любимые истории. И в заключение учащиеся обмениваются мнениями о содержании услышанного текста. Этот прием можно использовать во внеклассной работе с учениками.

 

Интеллект-карты

Визуализация основного содержания текста в форме интеллект-карты зачастую наиболее эффективна для учащихся, испытывающих трудности с чтением. В зависимости от текста и/или цели чтения, интеллект-карта также может быть составлена по-разному. Например, на основе W-вопросов к информационному тексту или на основе описания персонажей к художественному.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий