Планируется, что к окончанию учебного занятия учащиеся будут знать о глаголе как части речи, уметь разбирать глагол как часть речи, определять его грамматические категории.
Галина МИРЕНКОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля»,
Могилёвская область
Тема: «Глагол как часть речи. Закрепление».
Класс: 4-й.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Цели и задачи урока
Образовательные:
планируется, что к окончанию учебного занятия учащиеся будут
– знать о глаголе как части речи;
– уметь разбирать глагол как часть речи, определять его грамматические категории.
Развивающие:
– содействовать развитию коммуникативных умений, устной речи;
– способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной и коллективной учебной деятельности.
Воспитательные:
– способствовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи при работе в парах, любви к природе.
Оборудование: учебное пособие, проектор, ноутбук, экран, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы и работы в парах, памятки, нитки, желтый круг, «лучики» с надписями.
Ход урока
1 Организационный этап
(Слайд 1)
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Дети держат в руках один конец ниточки, а второй держит учитель, и так от каждого ребёнка.
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок –
Он общенья нашего исток,
А исток – начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
2 Этап проверки домашнего задания (фронтально)
Упр. 149, ст. 90
– О каких животных вы прочитали в тексте? (О диких свиньях.)
– Понравился ли вам текст? Чем?
Наст. время: любят, ходим, смываем, намазывают, хрюкают, мажутся.
Буд. время: вымажутся, не доберутся.
Неопр.форма: мыться, пачкаться.
3 Этап актуализации субъектного опыта учащихся
– А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран, узнать по картинке устойчивый оборот речи и выбрать тот, который настроит вас на работу. (Слайды 2–6) (Ловить ворон; свернуть горы; до седьмого пота; витать в облаках)
– Как называются такие устойчивые обороты в речи? (Фразеологизмы.)
– Каким словами-синонимами мы можем их заменить? (Работать, лениться, бездельничать, трудиться. Слайд 7)
– Какая часть речи помогла вам это сделать? (Глагол.)
4 Этап сообщения темы и целей урока
(Слайд 8)
5 Каллиграфическое письмо
– На какие две группы можно разделить сочетания? (Окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.) Запишите их в две строчки.
ешь ишь ет ит ем им ете ите ут ат ют ят
6 Этап закрепления знаний и способов деятельности
Памятка-помощник в работе (Слайды 9, 10). Что мы называем глаголом? (Ответы учащихся).
– Ребята, уже скоро наступит весна, и все мы очень ждем, когда начнет пригревать ласковое солнышко. А я вам предлагаю сделаем так, чтобы солнышко засветило уже сегодня на этом нашем уроке. Хотите? Хорошо. Тогда я предлагаю выполнить следующее задание. Среди предложенных грамматических признаков вам необходимо выбрать те, которые мы можем определить у глагола, а затем прикрепить их к солнышку в виде лучиков.
(На доске прикреплены: желтый круг с надписью «глагол» и лучи с надписями: неопределенная форма, спряжение, число, время, лицо, род, падеж, собственное, склонение, неодушевленное)
Дети по очереди выполняют задание.
– А сейчас найдите в тексте глаголы, выпишите их, определите спряжение.
(пройдут – I, настанут – I, растопит – II, зазеленеют – I, взойдут – I). (Слайд 11)
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеют,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
– Какую роль играют глаголы в речи? (Слайд 12)
– А знаете ли вы, что… (Слайд 13)
– Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми в речи глаголами являются:
мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
– А такие глаголы, как,
победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть
не употребляются в 1-м лице единственного числа.
Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
– Что происходит весной с природой? Подберите глаголы, которые могут это описать (пробуждается, зеленеет, просыпается, оживает…).
– Рассмотрите репродукцию картины «Ранняя весна». Составьте по ней предложение. (Слайд 14). (Один учащийся у доски записывает предложение, подчеркивает главные члены, делает устный разбор глагола как части речи).
Самостоятельная работа по карточкам (вставить пропущенные буквы, поставить глаголы в форме будущего времени, определить их спряжение).
Работа по учебнику упр. 143 с. 92 (Слайд 15) (Один учащийся у доски; цветёт – 3-е л., улыбается – 3-е л., покрывают – 3-е л., смеются – 3-е л., улыбаешься – 2-е л.).
Работа в парах
– Мы живём в мире самых разнообразных звуков. Они сопровождают нас самого рождения. Звуки окружают нас повсюду. Их так много, они такие разные. Сейчас вы будете выполнять задание в парах, где нужно будет вставить в тексте глаголы, которые обозначают звуки, определить их лицо и число.
Коллективное задание: работа с текстом-инструкцией «Как лук без земли вырастить?» (Слайд 16)
7 Этап информации о домашнем задании
1. Упр. 144 с. 92.
2. Подготовиться к контрольной работе по теме «Глагол».
8 Этап подведения итогов учебного занятия. Выставление отметок
9 Рефлексия
«Клубочек ниток со знаниями по теме».