Использование приемов мнемоники (мнемотехники) на уроках русского языка как средство повышения успеваемости учащихся. Из опыта работы

- 11:04Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Идеи, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь как учащемуся, так и учителю. Она делает информацию интереснее и ярче, запоминание происходит благодаря возникновению ярких ассоциаций, поэтому и запомнить её куда проще, чем «сухой» материал.

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы,
руководитель школьного клуба «Что? Где? Когда?»
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

 

Мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь как учащемуся, так и учителю. Она делает информацию интереснее и ярче, запоминание происходит благодаря возникновению ярких ассоциаций, поэтому и запомнить её куда проще, чем «сухой» материал.

Я использую приемы мнемотехники в первую очередь на уроках русского языка при изучении большинства разделов языкознания. Так, изучая фонетику в 5-м классе, учащиеся знакомятся с непарными согласными звуками. «Сухое» запоминание этой информации затруднительно и малопродуктивно. Здесь на помощь прибегает буквенно-звуковая мнемоника. На этапе первичного введения материала следует познакомить ребят с «волшебными фразами», которые помогут им запомнить непарные звуки:

– фраза «твёрдо Шёл Жирный Цыплёнок» помогает запомнить непарные твердые звуки;

– фраза «мягкий ЩуЧиЙ хвост» помогает запомнить непарные мягкие звуки;

– фраза «звонкий ЛаМиНаРиЙ» помогает запомнить непарные звонкие звуки;

– фраза «глухо ЧиЩу ЦеХ», соответственно, непарные глухие звуки.

Эти фразы запоминаются очень легко, и непарные согласные звуки больше не вызывают затруднения у учащихся. Укрепить ассоциативную связь помогают изображения, иллюстрирующие мнемофразы.

Картинка

Мнемофраза

Пояснение

Твёрдо Шёл Жирный Цыплёнок

непарные твердые звуки

мягкий ЩуЧиЙ хвост

непарные мягкие звуки.

звонкий ЛаМиНаРиЙ

 

непарные звонкие звуки

глухо ЧиЩу ЦеХ

 

непарные глухие звуки

 

Следует отметить, что при использовании этих мнемофраз и иллюстраций необходимо провести лексическую работу, объяснить, что ламинария – это водоросль, которую иначе называют морской капустой, а щучий хвост – «народное» название комнатного растения сансевиерия.

Также при изучении фонетики используются фразы:

– для запоминания всех звонких звуков – «У льва и жабы много друзей»;

– для запоминания всех глухих – «Степка Фец, хочешь щец?»;

– «Помнить следует всегда: / Звуков нет Е, Ё, Ю, Я» – мнемофраза подчеркивает особое звуковое значение этих букв.

Рифмованные мнемофразы позволяют запоминать акцентологические нормы. Их можно использовать на любом этапе урока. Применение таких фраз уместно как на уроках фонетики, так и при изучении других разделов языкознания. Например, на доске можно написать четверостишие:

Феномен звонит по средам,
Приняв договор по годам,
Он отдал экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.

Учащийся должен расставить ударения в словах. Это задание уместно на уроках русского языка в качестве повторения уже пройденного материала.

Шуточные рифмовки можно использовать на уроке, если учитель видит, что учащиеся устали и им нужно переключить внимание. Например, фраза «Долго ели тОрты – / Не налезли шОрты!» легко запоминается детьми, поднимает им настроение и позволяет не допускать типичную ошибку в постановке ударения. Лучше подбирать фразы со знакомыми словами и четким ритмом. Например: «говорИт и звонИт», «Баба Фёкла любила свЁклу, а Коко Шанель – щавЕль», «в чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд», «призЫв и созЫв», «договОр и приговОр» и т.д.

Широко используется мнемоника при изучении орфографии. Изучая чередующиеся гласные в корне слова в 5-м и 6-м классе, учащиеся сталкиваются с проблемами из-за обилия корней и правил их правописания. Если подавать эту информацию в «сухом» виде, то учащиеся обязательно запутаются.

Мнемофраза «ГорЕнию творцА поклонЯйся» группирует корни -гор-/-гар, -твор-/-твар-, -клон-/-клан-, в которых в безударной позиции пишется буква «о».  Фраза «плОвец, плОвчиха и плОвцы ели плОв» позволяет построить ассоциативную связь трех слов-исключений и слова «плов», правописание которого очевидно для абсолютного большинства учащихся.

Правило правописания чередующихся гласных Е/И в корне слова можно назвать «правилом ослика Иа». Объясняя при этом, что если после корня сразу стоит А, то в корне будет И. По-другому это правило можно назвать «правилом девочки Иры», ведь в словах с корнями -бир-, -дир-, -мир-, -пир-, -тир- обязательно найдется имя ИРА (забИРАть, задИРАть, замИРАть, запИРАть, протИРАть). Для установления прочной ассоциативной связи данное правило необходимо проиллюстрировать.

Чередующиеся гласные е/и в корне слова

«Правило ослика ИА»

«Правило ИРА»

 

Приемы мнемоники уместны при заучивании слов-исключений. Возвращаясь к теме чередующихся гласных в корне слова, стоит отметить, что фраза «Жил в Ростове ростовщик, Ростиславом звали, он росток себе купил где-то на вокзале» очень облегчает запоминание слов-исключений чередующихся корней -раст-(-ращ-) // -рос-.    

При изучении словарных слов также необходимо обращаться к мнемофразам. Такие фразы ученикам следует давать порционно, строя их на созвучии. Например, фраза «ПродюСер и импреСарио занимаются бизнеСом, а режиССёр – искуССтвом» позволяет довольно запомнить сразу 5 словарных слов. В подобных «запоминалках» не должно быть более 4–5 словарных слов, также необходимо провести лексическую работу, объяснить учащимся значение слов, ведь осмысленный материал лучше запоминается. 

Укрепить ассоциативную связь с правилом может помочь тактильный контакт. При изучении темы «Правописание сложных существительных с первым корнем пол-» в 6-м классе, на этапе усвоения и осмысления нового материала необходимо принести тряпичную куклу, назвав ее Юлей и объяснив детям, что она поможет изучить правило. Ведь ее имя волшебное. Ю – большая буква, перед которой после пол- пишется дефис; л – буква, перед которой после пол тоже пишется дефис, я – гласная буква, перед любой гласной после пол тоже пишется дефис.

Изображение

Правило «Ю-л-я»

-Ю – большая буква
пол-Минска


пол-литра

-я – гласная
пол-яблока

 

На этапе актуализации знаний следует вспомнить Юлю. Куклу необходимо дать в руки ребенку и спросить, как она поможет при выполнении заданий по правописанию слов с первым корнем пол-. Прочные ассоциации позволяют моментально вспомнить правило.

Облегчить усвоение материала помогают сказки-ассоциации. Сказки – это тот жанр устного народного творчества, который знаком и любим каждым ребенком с самых ранних лет. Именно поэтому, когда сказочные элементы появляются на уроках русского языка, тема или правило приобретает особый окрас. Большое количество правил русского языка можно переложить на сказку. Главное, чтобы сказки были довольно образными и создавали прочные ассоциации. На уроках русского языка можно использовать замечательные сказки Феликса Кривина. Сказка «Сила любви», позволяет ненавязчиво повторить правописание НЕ с глаголами в 5-м классе.

Сила любви

Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.

После прочтения сказки обязательно следует провести работу с текстом. Подобные сказки можно использовать как основу для комплексной работы по русскому языку, включая задания по разным разделам науки о языке, тем самым соблюдая принцип текстоцентризма.

Приемы мнемотехники помогают учащимся на II ступени общего среднего образования усваивать большие объемы информации, создавая крепкие ассоциативные связи. Это, в свою очередь, повышает качество знаний учащихся по учебному предмету «Русский язык».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий