Образовательная область – «Ребёнок и общество», направление – «Социально-нравственное и личностное развитие».
Мероприятие, поданное детям в нетрадиционной увлекательной и доступной форме, позволит обсудить с ребёнком ключевые правила безопасного общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, закрепить и наглядно увидеть способы действий в ситуации применения к нему насилия.
Анна ЯСКЕЛЬЧИК,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 52 г. Гродно»
Проблема применения к детям сексуального насилия стала особенно актуальной в последнее время. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости проведения профилактической работы, в том числе и с дошкольниками.
Главная задача – дать ребёнку те знания и обучить его тем умениям, благодаря которым в опасной ситуации он смог бы не только вспомнить о правилах безопасности, но и применить их на практике: смело ответить «нет», убежать или громко закричать, уверенно обратиться за помощью и т.д.
Мероприятие, поданное детям в нетрадиционной увлекательной и доступной форме, позволит обсудить с ребёнком ключевые правила безопасного общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, позволит закрепить и наглядно увидеть способы действий в ситуации применения к нему сексуального насилия.
Цель: создание условий для формирования опыта применения детьми компетенций безопасного поведения в ситуациях, связанных с возможными ситуациями применения к ним сексуального насилия.
Программные задачи
Развивать:
– потребность познания особенностей окружающих людей, социальной действительности;
– умение самостоятельно применять правила безопасного поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, в ситуациях применения к ребенку насилия.
Формировать:
– представления о правилах поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, в ситуациях применения к ребенку насилия;
– представления об опасных для жизни и здоровья местах;
– умение проявлять личностные качества, поступки, действия, эмоциональные состояния, переживания, чувства и самооценивать их с позиции моральных норм;
– умение осуществлять самоконтроль действий, сопоставлять с образцом, находить ошибки и исправлять их;
– умение понимать социальное окружение с ориентацией на морально-этические ценности.
Воспитывать:
– желание активно участвовать в событиях социального окружения;
– осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Участники: Ведущий (психолог или другой педагогический работник); взрослые герои – Красная Шапочка, Серый Волк, Милиционер; дети среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Оборудование: стулья по количеству детей; телевизор или мультимедийный проектор; костюм Красной Шапочки, Серого Волка, Милиционера; атрибуты (свисток, две корзины, макет яблока, макет мороженого, макет шоколадки, кукла, игрушечный руль, столик с телефонным аппаратом).
Презентация: https://cloud.mail.ru/stock/c5fd7NdKePWq33aWs1FDU3Ub
Музыкальное сопровождение:
– песня Красной Шапочки (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Кима) https://www.youtube.com/watch?v=dZFr0Eji6gc
– тема Волка из симфонической сказки «Петя и Волк» (муз. С.Прокофьева): https://zvu4no.org/tracks/Петя%20и%20Волк%20Прокофьев%20тема%20волка
– звук сирены https://zvukogram.com/category/zvuki-politseyskoy-mashiny/
– звук телефонного звонка: https://zvukogram.com/?r=search&s=звук+телефонного+звонка+
Предварительная работа воспитателей дошкольного образования, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов: чтение и обсуждение с детьми сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», беседы с детьми о правилах поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, о правилах поведения в ситуациях применения к детям сексуального насилия, о телефонах экстренной помощи и работе милиции.
Ход деятельности
Психолог. Доброе утро, ребята. Давайте друг друга поприветствуем игрой. Повторяйте-ка за мной:
С добрым утром! Потянись, (Имитация потягивания)
Солнцу мило улыбнись. (Улыбка)
Залей в чашку кипяток, (Действия руками, имитирующие переливание жидкости из чайника в кружку)
Сделай чаю ты глоток. (Имитация питья из кружки)
Утро начинай с улыбки, (Улыбка)
Позабудь свои ошибки. (Махнуть рукой)
Мир встречает красотой, (Руки развести в стороны)
Солнцем, небом, добротой! (На каждое слово руки поднимаются выше, ребёнок встаёт на носочки; аплодисменты).
Рада вас видеть. Дети, верите ли вы в волшебство?
Дети. Да!
Психолог. А знаете ли вы, что если очень захотеть, то можно попасть в самую настоящую сказку?
Дети. Да!
Психолог. А если бы мы с вами попали в сказку, то что бы мы там делали? (Ответы детей) Ну что ж, давайте с вами прослушаем сказку. И если мы очень захотим и того пожелаем, может быть, нам с вами и удастся там побывать. А вот какую сказку мы с вами сегодня прослушаем – попробуйте догадаться сами. Отгадайте-ка загадку:
Волк живёт в лесу большом,
Тропки знает все кругом.
По одной из них идёт
Та, что в сказочке живёт.
Не скажу про цвет панамы,
Что надела дочке мама,
Потому что все детишки
Знают про неё из книжки.
Так как называется сказка?
Дети. «Красная Шапочка».
Психолог. Конечно, ребята, сегодня я вам расскажу сказку про Красную Шапочку.
Вы садитесь, не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки.
Расскажу сейчас вам сказку.
По ходу рассказывания сказки с помощью презентации детям демонстрируются иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».
В одной деревне жила-была девочка. Она была очень добрая, трудолюбивая, заботливая. Мама с папой подарили ей на день рождения красную шапочку. Девочке так понравился подарок, что она носила эту шапочку, не снимая. Все жители деревни так и стали звать ее Красная Шапочка. Однажды у Красной Шапочки заболела бабушка. Мама позвала Красную Шапочку и сказала: «Красная Шапочка, наша бабушка заболела. Она живет на опушке леса. Сходи к ней, Красная Шапочка, и отнеси пирожки и баночку варенья».
Красная Шапочка взяла корзинку с пирожками и вареньем и пошла по лесной тропинке…
Звучит песня Красной Шапочки, в зал входит Красная Шапочка с корзинкой.
Красная Шапочка (замечает детей, удивлённо). Ой, доброе утро. А вы – кто? И что делаете в сказочном лесу? Я вас раньше здесь не видела.
Психолог (обращаясь к детям). Дети, кажется, нам с вами всё-таки удалось попасть в сказку. Здорово, правда? Давайте внимательно посмотрим, что будет дальше. (Обращаясь к Красной Шапочке) Доброе утро, Красная Шапочка. Меня зовут (Имя педагога), а это – дети из детского сада. Мы совершенно случайно попали в сказку, поэтому ты нас раньше и не видела. А куда ты идёшь?
Красная Шапочка. Я иду к бабушке. Она заболела и лежит дома совсем одна, даже встать не может.
Психолог. А как же ты зайдёшь в дом? У тебя есть ключи от дома бабушки?
Красная Шапочка. Нет, мне нужно лишь дёрнуть за верёвочку, и дверь сама откроется.
Психолог. А где же живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Улица Лесная, дом 1.
Психолог. Красная Шапочка, а по какой дорожке быстрее всего дойти до дома твоей бабушки?
Красная Шапочка. Лучше всего пойти вот по этой дорожке, она самая короткая.
Психолог. Как же так, Красная Шапочка? Ты же нас совсем не знаешь, с нами незнакома. Мы для тебя – незнакомые люди. А разве можно незнакомым людям рассказывать все о себе и своей семье? А если бы вместо нас был Серый Волк? Представляешь, что бы он сделал, если бы ты ему также всё рассказала?
Красная Шапочка. А что бы тогда произошло?
Дети. Тебя и бабушку съел бы Серый Волк.
Красная Шапочка (испуганно). Ой, ребята! Спасибо вам большое, что вы напомнили мне правила поведения с незнакомыми людьми. Не сложно ли было бы вам помочь мне дойти до дома моей бабушки и не попасть в лапы к волку?
Психолог. Ребята, давайте поможем Красной Шапочке. Может, наша помощь ей снова понадобится.
Дети. Поможем.
Красная Шапочка (делает реверанс). Спасибо вам, ребята.
Красная Шапочка подскоками «идёт» на месте. Звучит песня Красной Шапочки, которая сменяется музыкальной темой Волка.
Психолог.
Красная Шапочка по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз –
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
В зал крадётся Серый Волк.
Серый Волк (увидев Красную Шапочку, потирает руки). Вот так встреча, вот так раз. Пообедаю сейчас. (Обращаясь к Красной Шапочке) Здравствуй, Красная Шапочка.
Красная Шапочка. Здравствуйте.
Серый Волк. Красная Шапочка, а куда ты идёшь?
Красная Шапочка. Я иду к своей бабушке и несу ей пирожки…
Психолог. Что ты, Красная Шапочка, опять всё забыла. Посмотри внимательно: это же Серый Волк. Он же тебе тоже незнаком. Незнакомым нельзя ничего рассказывать.
Красная Шапочка (обращаясь к детям). Ой, и правда. Спасибо, что вы снова мне напомнили.
Красная Шапочка. Уважаемый Серый Волк, я вас не знаю, и я вам не скажу, куда я иду.
Серый Волк. Красная Шапочка, твоя мама послала меня помочь тебе дойти до дома твоей бабушки. Пойдём, я покажу тебе самую короткую дорогу.
Психолог (обращаясь к детям). Дети, разве можно куда-то идти с незнакомыми, даже если они говорят, что это просили мама и папа?
Дети. Нет!
Психолог. Правильно. Красная Шапочка, с незнакомыми людьми никуда нельзя ходить, даже если они говорят, что знают твоих маму, папу, бабушку и других родственников.
Красная Шапочка. Спасибо большое.
Красная Шапочка (обращаясь к Серому Волку). Я никуда с вами не пойду и если вы, уважаемый Серый Волк, от меня не отойдёте, я позвоню маме.
Серый Волк злится, уходит в лес. Звучит песенка Красной Шапочки.
Психолог. Молодец, Красная Шапочка!
Появляется Серый Волк, имитируя, что едет на машине.
Серый Волк. Красная Шапочка, привет! Ты, наверное, устала, так долго идти? Давай я тебя подвезу к твоей бабушке! Смотри, какая у меня машина, прямо в цвет твоей шапки!
Красная Шапочка. Нет, Серый Волк, никуда я с тобой не поеду. Я тебя совсем не знаю.
Серый Волк. Так давай познакомимся. Я – самый добрый на свете водитель, Серый Волк.
Психолог. Дети, если вы знаете имя незнакомого вам человека, можно ли теперь ему доверять?
Дети. Нет!
Психолог. Конечно, если вы знаете или раньше видели незнакомого человека, он всё равно для вас незнакомый. Ему доверять нельзя. Нельзя соглашаться садиться в машину к незнакомым людям. Даже если водитель говорит, что хочет отвезти вас к родителям. Мама и папа за вами не пошлют незнакомого человека, не предупредив вас!
Красная Шапочка (говорит Серому Волку твёрдо). Нет!
Серый Волк. Красная Шапочка, а я тебе разве не говорил? У меня дома такой хорошенький, такой малюсенький щеночек живёт. Ему так одному грустно гулять на полянке. Давай мы сходим с тобой и вместе с ним поиграем? Вот он будет рад!
Психолог. Дети, можно Красной Шапочке соглашаться уйти с дорожки пойти поиграть со щенком?
Дети. Нет!
Психолог. Правильно, дети. С незнакомыми людьми мы никуда не ходим. Незнакомые люди часто обманывают детей.
Красная Шапочка (говорит Серому Волку твёрдо). Нет!
Серый Волк. Ну… мне так скучно одному… Ну хоть на каруселях давай с тобой сходим покататься?
Красная Шапочка. Нет!
Серый Волк. О, или на велосипеде! У меня во! (Показывает класс) Скоростной велик есть.
Красная Шапочка. Нет!
Серый Волк. А компьютерные игры ты любишь? У меня такие интересные игры дома на планшете есть!
Красная Шапочка. Нет! Нет! Нет!
Психолог. Дети, правильно отвечает Красная Шапочка?
Дети. Да!
Психолог. Умница, Красная Шапочка! Всё правильно ответила.
Серый Волк злится и уходит в лес. Звучит песенка Красной Шапочки.
Музыка сменяется на грозную, появляется Серый Волк с корзиной в руках.
Серый Волк. Красная Шапочка, хорошо, что я тебя снова увидел. Какая у меня тяжелая корзина. Помоги, мне, пожалуйста, донести её.
Красная Шапочка. Нет!
Серый Волк. Как тебе не стыдно. Чему только тебя учат!
Красная Шапочка. Дети уже научили меня с незнакомыми людьми никуда не ходить. И потом, ты взрослый, большой волк. Большие волки не просят помощи у маленьких девочек и мальчиков. Если им нужна помощь, то они попросят об это тоже взрослых.
Психолог. Дети, какая Красная Шапочка умница!
Серый Волк. Я хочу угостись тебя яблочком. Оно у меня наливное, спелое, ммм… (облизывается). Я знаю, где таких много. Пойдём, покажу. Только это будет наш секретик: я не хочу, чтобы все знали, где растут такие вкусные яблоки.
Психолог. Дети, что делать Красной Шапочке?
Дети. Нельзя брать яблоко!
Психолог. Дети, если незнакомый говорит вам, что вы не должны что-то кому-то рассказывать и это секрет, значит, это точно опасный человек, и он хочет вас обидеть. Если взрослый говорит «секрет», значит, надо обязательно маме с папой рассказать.
Серый Волк. Не хочешь? А у меня есть еще большая вкусная шоколадка! Вот! (Показывает) На, откуси!
Красная Шапочка. Нет, Серый Волк, спасибо! Я тебя совсем не знаю.
Серый Волк. Ну ладно, не хочешь, как хочешь. Вот, смотри, что у меня есть! Это суперкукла! Если её взять за ручку, она сама идёт за тобой. Я тебе её подарю. Давай поводим куклу за ручку вместе!
Психолог. Дети, Красной Шапочке можно брать у Серого Волка куклу? А машинку на радиоуправлении? А квадрокоптер? А планшет?
Дети. Нет, нет, нет!
Красная Шапочка. Нет, Серый Волк, мне дети подсказывают, что у незнакомых нельзя брать никаких игрушек.
Серый Волк (в адрес детей). Ну, я вам ещё покажу! (Грозит кулаком) Всё равно съем Шапку!
Серый Волк уходит в лес. Звучит песенка Красной Шапочки. Песня резко прерывается, звучит громкая музыка. Из леса Серый Волк набрасывается на Красную Шапочку и пытается её затащить в лес.
Красная Шапочка (кричит). А-а-а…
Психолог. Дети, что теперь нужно делать Красной Шапочке? Правильно ли кричит Красная Шапочка?
Дети. Нет, надо кричать: «Помогите! Спасите! Это не мой Серый Волк! Серый Волк хочет меня забрать! Чужой!»
Красная Шапочка (кричит). Помогите! Чужой волк! Он тащит меня в лес!
Психолог. Ребята, кого мы с вами можем позвать на помощь Красной Шапочке?
Дети. Милицию.
Психолог (выбирает одного из детей). (Имя ребенка), подойди к телефону, позвони в милицию. Давайте вспомним, какой номер милиции нужно набрать?
Дети. 102
Ребёнок набирает номер. Звук телефонного звонка.
Голос из трубки. Это милиция. Что у вас случилось.
Психолог (помогает ребёнку сформулировать ответ). Серый Волк напал на Красную Шапочку и хочет её утащить в лес.
Голос из трубки. Где это происходит?
Ребенок. В лесу.
Голос из трубки. Выезжаем!
Звучит сирена. В зал вбегает Милиционер, хватает Серого Волка.
Милиционер. Попался, Серый Волк. Теперь ты не будешь ловить маленьких детей! (Обращаясь к детям) Спасибо вам, дети, что позвонили в милицию. Мы этого Серого Волка давно разыскиваем. Благодаря вам он теперь уже не сможет никого обижать.
Психолог. Гражданин милиционер, а что сейчас будет с Серым Волком?
Милиционер. Мы его отвезем в зоопарк, посадим в клетку. Будем его перевоспитывать. Спасибо вам ещё раз за помощь (отдаёт честь). До свидания.
Милиционер уводит Серого Волка.
Психолог. Красная Шапочка, как ты себя чувствуешь? Испугалась?
Красная Шапочка. Да, очень. Спасибо вам большое за помощь. Без вас я бы точно попала в лапы к Серому Волку. Как всё-таки чудесно, что вы попали в сказку и помогли мне.
Психолог. Мы рады, что смогли тебе помочь. Запомни, Красная Шапочка, всё то, чему мы тебя учили. Вдруг ты встретишь другого волка или хитрую лису. Правила безопасности нужно всегда соблюдать. Они всегда помогут тебе.
Красная Шапочка. Спасибо вам ещё раз, милые дети. Я уже почти дошла до бабушки, вон её домик уже виднеется.
Психолог. Красная Шапочка, ты обязательно расскажи бабушке и маме о том, что с тобой сегодня произошло. Родителям всегда надо рассказывать о том, что случилось.
Красная Шапочка прощается и уходит.
Психолог. Вот, дети, какое приключение сегодня с нами произошло. А сейчас, давайте вспомним, чему учит сказка про Красную Шапочку?
Дети. Сказка учит тому, что нельзя разговаривать с незнакомцами, рассказывать им о своем доме и о своих родных.
Психолог. Благодаря тому, что вы знали правила безопасности с незнакомыми, мы смогли сегодня спасти Красную Шапочку от лап злого и хитрого Серого Волка.
А сейчас я предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, со стульев. Я вам буду называть правила безопасности с незнакомыми и малознакомыми людьми. Если ваш ответ будет «да», то вы похлопайте; если «нет», то вы крикните «нет» и потопайте.
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок.
Если вас зовут купаться, в телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет, отвечайте твердо: «НЕТ!»
Вам предложат обезьянку, или даже денег банку,
Или даже в цирк билет – отвечайте твердо: «НЕТ!»
Позовут лететь к Луне, покататься на слоне.
Есть на все простой ответ – ты ответить должен «НЕТ!»
Если взрослый подошёл,
Разговор с тобой завёл.
Знай, что это не ерунда.
Папе с мамой расскажешь, точно? «Да!»
Чужой за руку берёт
И силой куда-то ведёт.
Нужно громко кричать: «Чужой!»
И помощь придёт за тобой. «Да!»
Чтоб в беду не попадать,
Нужно очень твёрдо знать.
С незнакомцами, друзья,
Разговаривать нельзя! «Да!»
Молодцы! А теперь я предлагаю вам удобно разместиться на ваших стульях и посмотреть мультфильмы о незнакомых и малознакомых людях.
Просмотр мультфильмов и видеороликов
Примерный список обучающих мультфильмов и видеороликов для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
– «Когда ребёнок остаётся один: правила безопасного поведения», «Правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми» из серии мультфильмов про Сеню https://www.youtube.com/watch?v=Z2EcwRVFr4Q;
– «Незнакомец» и другие мультфильмы из серии про Аркадия Паровозова
https://www.youtube.com/watch?v=R34x-71dhSM;
– «Незнакомцы» из серии мультфильмов «Уроки тётушки Совы» https://www.youtube.com/watch?v=gah3NjEFfKc&t=106s;
– «Незнакомец» из серии мультфильмов «Лукоморье Пикчерз» https://www.youtube.com/watch?v=C2M8n4J_I4A;
– «Уроки безопасного поведения в городе» из серии мультфильмов о Спасике https://www.youtube.com/watch?v=orKplyEHOFM;
– «Правила поведения с незнакомцами» CTC Kids https://www.youtube.com/watch?v=YFb9t_aKwio;
– «Гиппопотам» из серии мультфильмов «Малышарики» https://www.youtube.com/watch?v=QiaChuK4w3Q ;
– «Колобок» из серии мультфильмов «Гора самоцветов» https://www.youtube.com/watch?v=E7IFvYkZcig
– «Нехороший человек» из серии мультфильмов «Жила-была Царевна» https://www.youtube.com/watch?v=GrOXaXdJqTg&t=345s ;
– «Жихарка», короткометражный мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=MkgllOY6lS8 ;
– «Говори НЕТ незнакомцам» песенка из серии «BabyBus – песенки и мультики для детей» https://www.youtube.com/watch?v=1hLEXHEx7-I&t=104s
– «Общение с незнакомцем» (Отряд ПримПоиск) https://www.youtube.com/watch?v=NuHEHiI2po4 ;
– Серия видеороликов «Железные правила детской безопасности» https://www.youtube.com/playlist?list=PLYFGJn2rhnVGDArTEJorn-t_DifoUnOsE
Психолог. А сейчас ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка из темы Красной Шапочки, и дети «возвращаются» в детский сад.
Психолог. Ну вот, ребята, мы вернулись обратно в детский сад. Вам понравилось наше приключение?
Дети. Да.
Психолог. А что вам понравилось?
Дети. Мы помогли Красной Шапочке пройти через лес! Объяснили правила безопасности! Спасли Красную Шапочку и ее бабушку!
Психолог. Я очень рада, что вы у нас такие умные и воспитанные, а также знаете правила безопасности при общении с незнакомыми людьми!
Если вы хотите избежать опасности,
Соблюдайте всегда правила безопасности!