Занятие направлено на формирование у воспитанников представления о белорусском народном празднике Масленица, знакомство с народными традициями.
Екатерина ФРОЛОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Санаторный детский сад № 2 г.п. Корма»,
Гомельская область
Тема: «Эх, Масленица».
Цель: формировать у воспитанников представления о белорусском народном празднике Масленица, познакомить с народными традициями.
Задачи:
– побуждать к активному поиску правильной формы слова;
– формировать умение составлять интеллектуальную карту;
– развивать и активизировать словарь, побуждая детей к диалогу со взрослыми; развивать речь;
– содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции;
– закреплять умение чувствовать музыку, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству;
– воспитывать интерес к традициям народных праздников.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Праздник Масленица», кукла-Масленица, разноцветные ленточки, листы белой бумаги формата А4, набор картинок для составления интеллект-карт, клей, кисточки, фломастеры.
Предварительная работа: беседа на тему «Приготовим тесто для блинов», изготовление соломенной куклы, разучивание хороводной песни «Жавароначкi», знакомство с интеллектуальными картами.
Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации, рассматривание картинок); словесные (беседа, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, объяснение, художественное слово, составление рассказа с опорой на интеллектуальную карту).
Презентация: https://drive.google.com/file/d/1dy6efzYsJzNkWsDI7HNgmov7lSscwrXB/view?usp=sharing
Интеллект-карта: https://docs.google.com/document/d/1ocM_FyP-x5bzR7IEfzXjd9OA-qRZuoDy/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true
Ход занятия
I Начало занятия
1 Сюрпризный момент
Звучит музыка, в группу входит воспитатель, переодетый в костюм Зимы.
2 Вступительная беседа
Цель: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, уточнить представления о зимних играх.
Зима. Здравствуйте ребята! Я Зимушка-зима и очень рада видеть всех вас. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть и повеселиться с вами. А вы любите зиму? В какие игры вы играете зимой? (Ответы детей). А умеете ли вы лепить снеговика? Давайте с вами слепим снеговика.
3 Музыкальная игра «Снег руками загребаем»
II Основной этап
Зима. Ребята, скоро зима закончится, и мне на смену придёт моя младшая сестра Весна. В конце зимы люди отмечают праздник. Я хочу познакомить вас с народным праздником проводов зимы и встречи весны. А поможет нам волшебная карта памяти, мы в ней будем отмечать все, о чём вы сегодня узнаете, чтобы ничего не забыть.
1 Рассказ о празднике Масленица (с использованием презентации)
Задача: формировать представление о белорусском народном празднике Масленица, познакомить детей с народными традициями.
Слайд 1 (изображение народного гуляния).
Зима. С давних пор в конце зимы люди отмечают весёлый народный праздник Масленица. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо – голубым, а солнце – ярким. Именно в это время устраиваются народные гулянья. И назывался этот праздник Масленица. Весёлый и озорной праздник длился целую неделю.
2 Работа с интеллект картой
Задача: помочь визуально структурировать и запомнить материал.
Зима. А сейчас мы с вами на нашей карте памяти отобразим изменения в природе, которые происходят с приходом праздника Масленица. Посмотрите, что в центре карты? (Картинка народного праздника). Возьмем маркер любого цвета, какой хотите, и нарисуем дорожку. От «праздника» дорожка приведёт нас к природным изменениям.
Дети подбирают подходящие картинки и раскладывают к нужному символу (солнце, небо, день), на индивидуальной интеллектуальной карте.
3 Рассказ о празднике Масленица (с использованием презентации)
Задача: формировать представление о белорусском народном празднике Масленица, познакомить детей с народными традициями.
Зима. А сейчас давайте продолжим наше знакомство с праздником Масленица. Это весёлое прощание с зимой и встреча весны. Люди всегда воспринимали весну как начало новой жизни.
Слайд 2 (изображение народного гуляния на площади).
Зима. В этот день все наряжаются, на плечи набрасывают яркие платки и выходят на гуляние. Везде звучит смех, музыка, песни. С песнями и весёлыми закличками зовут Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.
Слайд 3 (изображение людей, которые играют в народные игры, катание детей со снежной горы, изображение праздничных угощений, изображение солнца).
Зима. Люди радуются, что закончилась суровая зима и скоро придёт весна. Проводятся игры, забавы, катание с горок, на столах расставляются угощения. Главное угощение – это блины.
Зима. Раньше люди считали блин символом солнца, так как он круглый, жёлтый и горячий. Обычай печь блины дошёл до наших дней. На Масленицу все пекут блины и угощают ими других.
4 Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Задача: побуждать к активному поиску правильной формы слова.
Зима. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто … (блин).
Много испекли их мы – назовем тогда… (блины).
Испекли для дочек – назовём … (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовём тогда … (блинок).
Огромный, как домище – назовём … (блинище).
Зима. Я вам говорила, что на Масленицу люди играют в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в весёлую игру.
5 Подвижная игра «Карусель»
Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки, содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; создавать положительный эмоциональный настрой.
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели. А потом-потом-потом, Все бегом-бегом-бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра». Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.
6 Работа с интеллектуальной картой
Задача: помочь визуально структурировать и запомнить материал.
Зима: Ещё есть важная работа с картой памяти. Давайте подойдём к столам и проведём ещё одну стрелку, отметим на наших картах все традиции празднования праздника (музыка, песни, игры, катание с горок, блины).
Дети выбирают подходящие картинки и размещают на интеллектуальных картах.
7 Продолжение рассказа о празднике Масленица (с использованием презентации)
Задача: формировать представление о белорусском народном празднике Масленица, познакомить детей с народными традициями.
Слайд 4 (изображение куклы-Масленицы, изображение ритуала сжигания куклы-Масленицы).
Зима. Одной из главных участниц праздника является кукла по имени Масленица, сделанная из соломы или сена. Куклу наряжали в яркую одежду, повязывали платок, украшали разноцветными ленточками. В последний день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
(Показать куклу Масленицу и предложить украсить её разноцветными ленточками).
8 Работа с интеллектуальной картой
Задача: помочь визуально структурировать и запомнить материал.
Зима. Давайте завершим нашу карту памяти. Возьмем маркер, нарисуем дорожку от центральной картинки в сторону и наклеим картинки с изображением материалов, из которых изготавливают куклу Масленицу.
Самостоятельная работа детей. Дети выбирают картинки и размещают на карте (солома, платок, яркая одежда, разноцветные ленточки, горящая кукла-Масленица).
Зима. Давайте встанем вокруг нашей Масленицы и позовём весну.
9 Хоровод «Жавароначкi»
Задача: закреплять умение чувствовать музыку, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
III Окончание занятия
Подведение итогов занятия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Зима. А теперь давайте попробуем вспомнить и рассказать, что вы узнали о народном празднике с помощью наших волшебных карт (составление рассказов детей). Молодцы. Мне очень понравилось с вами играть и делать карту памяти. Вы много знаете и умеете, и надеюсь, что узнали ещё больше.
Зима. Я принесла для вас угощение. Вы сегодня меня очень порадовали замечательными ответами. Я хочу вас тоже порадовать, угостить масленичными блинами.