Эх, Масленица. Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество» с воспитанниками 4–5 лет (с использованием метода интеллект-карт)

- 9:06ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие направлено на формирование у воспитанников представления о белорусском народном празднике Масленица, знакомство с народными традициями.

 

Екатерина ФРОЛОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Санаторный детский сад № 2 г.п. Корма»,
Гомельская область

 

 

Тема: «Эх, Масленица».

Цель: формировать у воспитанников представления о белорусском народном празднике Масленица, познакомить с народными традициями.

Задачи:

– побуждать к активному поиску правильной формы слова;
– формировать умение составлять интеллектуальную карту;
– развивать и активизировать словарь, побуждая детей к диалогу со взрослыми; развивать речь;
– содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции;
– закреплять умение чувствовать музыку, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству;
– воспитывать интерес к традициям народных праздников.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Праздник Масленица», кукла-Масленица, разноцветные ленточки, листы белой бумаги формата А4, набор картинок для составления интеллект-карт, клей, кисточки, фломастеры.

Предварительная работа: беседа на тему «Приготовим тесто для блинов», изготовление соломенной куклы, разучивание хороводной песни «Жавароначкi», знакомство с интеллектуальными картами.

Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации, рассматривание картинок); словесные (беседа, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, объяснение, художественное слово, составление рассказа с опорой на интеллектуальную карту).

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1dy6efzYsJzNkWsDI7HNgmov7lSscwrXB/view?usp=sharing

Интеллект-карта: https://docs.google.com/document/d/1ocM_FyP-x5bzR7IEfzXjd9OA-qRZuoDy/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход занятия

I Начало занятия

1 Сюрпризный момент

Звучит музыка, в группу входит воспитатель, переодетый в костюм Зимы.

2 Вступительная беседа

Цель: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, уточнить представления о зимних играх.

Зима. Здравствуйте ребята! Я Зимушка-зима и очень рада видеть всех вас. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть и повеселиться с вами. А вы любите зиму? В какие игры вы играете зимой? (Ответы детей). А умеете ли вы лепить снеговика? Давайте с вами слепим снеговика.

3 Музыкальная игра «Снег руками загребаем»

II Основной этап

Зима. Ребята, скоро зима закончится, и мне на смену придёт моя младшая сестра Весна. В конце зимы люди отмечают праздник. Я хочу познакомить вас с народным праздником проводов зимы и встречи весны. А поможет нам волшебная карта памяти, мы в ней будем отмечать все, о чём вы сегодня узнаете, чтобы ничего не забыть.

1 Рассказ о празднике Масленица (с использованием презентации)

Задача: формировать представление о белорусском народном празднике Масленица, познакомить детей с народными традициями.

Слайд 1 (изображение народного гуляния).

Зима. С давних пор в конце зимы люди отмечают весёлый народный праздник Масленица. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо – голубым, а солнце – ярким. Именно в это время устраиваются народные гулянья. И назывался этот праздник Масленица. Весёлый и озорной праздник длился целую неделю.

2 Работа с интеллект картой

Задача: помочь визуально структурировать и запомнить материал.

Зима. А сейчас мы с вами на нашей карте памяти отобразим изменения в природе, которые происходят с приходом праздника Масленица. Посмотрите, что в центре карты? (Картинка народного праздника). Возьмем маркер любого цвета, какой хотите, и нарисуем дорожку. От «праздника» дорожка приведёт нас к природным изменениям.

Дети подбирают подходящие картинки и раскладывают к нужному символу (солнце, небо, день), на индивидуальной интеллектуальной карте.

3 Рассказ о празднике Масленица (с использованием презентации)

Задача: формировать представление о белорусском народном празднике Масленица, познакомить детей с народными традициями.

Зима. А сейчас давайте продолжим наше знакомство с праздником Масленица. Это весёлое прощание с зимой и встреча весны. Люди всегда воспринимали весну как начало новой жизни.

Слайд 2 (изображение народного гуляния на площади).

Зима. В этот день все наряжаются, на плечи набрасывают яркие платки и выходят на гуляние. Везде звучит смех, музыка, песни. С песнями и весёлыми закличками зовут Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.

Слайд 3 (изображение людей, которые играют в народные игры, катание детей со снежной горы, изображение праздничных угощений, изображение солнца).

Зима. Люди радуются, что закончилась суровая зима и скоро придёт весна. Проводятся игры, забавы, катание с горок, на столах расставляются угощения. Главное угощение – это блины.

Зима. Раньше люди считали блин символом солнца, так как он круглый, жёлтый и горячий. Обычай печь блины дошёл до наших дней. На Масленицу все пекут блины и угощают ими других.

4 Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Задача: побуждать к активному поиску правильной формы слова.

Зима. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто … (блин).
Много испекли их мы – назовем тогда… (блины).
Испекли для дочек – назовём … (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовём тогда … (блинок).
Огромный, как домище – назовём … (блинище).

Зима. Я вам говорила, что на Масленицу люди играют в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в весёлую игру.

5 Подвижная игра «Карусель»

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки, содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; создавать положительный эмоциональный настрой.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели. А потом-потом-потом, Все бегом-бегом-бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра». Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

6 Работа с интеллектуальной картой

Задача: помочь визуально структурировать и запомнить материал.

Зима: Ещё есть важная работа с картой памяти. Давайте подойдём к столам и проведём ещё одну стрелку, отметим на наших картах все традиции празднования праздника (музыка, песни, игры, катание с горок, блины).

Дети выбирают подходящие картинки и размещают на интеллектуальных картах.

7 Продолжение рассказа о празднике Масленица (с использованием презентации)

Задача: формировать представление о белорусском народном празднике Масленица, познакомить детей с народными традициями.

Слайд 4 (изображение куклы-Масленицы, изображение ритуала сжигания куклы-Масленицы).

Зима. Одной из главных участниц праздника является кукла по имени Масленица, сделанная из соломы или сена. Куклу наряжали в яркую одежду, повязывали платок, украшали разноцветными ленточками. В последний день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

(Показать куклу Масленицу и предложить украсить её разноцветными ленточками).

8 Работа с интеллектуальной картой

Задача: помочь визуально структурировать и запомнить материал.

Зима. Давайте завершим нашу карту памяти. Возьмем маркер, нарисуем дорожку от центральной картинки в сторону и наклеим картинки с изображением материалов, из которых изготавливают куклу Масленицу.

Самостоятельная работа детей. Дети выбирают картинки и размещают на карте (солома, платок, яркая одежда, разноцветные ленточки, горящая кукла-Масленица).

Зима. Давайте встанем вокруг нашей Масленицы и позовём весну.

9 Хоровод «Жавароначкi»

Задача: закреплять умение чувствовать музыку, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

III Окончание занятия

Подведение итогов занятия

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Зима. А теперь давайте попробуем вспомнить и рассказать, что вы узнали о народном празднике с помощью наших волшебных карт (составление рассказов детей). Молодцы. Мне очень понравилось с вами играть и делать карту памяти. Вы много знаете и умеете, и надеюсь, что узнали ещё больше.

Зима. Я принесла для вас угощение. Вы сегодня меня очень порадовали замечательными ответами. Я хочу вас тоже порадовать, угостить масленичными блинами.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий