Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в пункте коррекционно-педагогической помощи направлен на формирование представлений о согласных звуках [м], [м’], умения подбирать слова на заданные звуки, навыка делить слова на слоги.
Наталья ХОДЫКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 33 г. Лиды»,
Гродненская область
Тема: Звуки [м], [м’]
Программные задачи:
– формировать представления о согласных звуках [м], [м’], умение подбирать слова на заданные звуки, навык делить слова на слоги;
– развивать навык правильного воспроизведения слоговых рядов из 3–4 элементов, умение выделять звуки из ряда звуков, слов, текста;
– развивать произвольность, устойчивость внимания, общую моторику, слуховую память;
– воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал и оборудование: кубик, мяч, предметные картинки на звуки, картинка девочки Маши, картинки – символы звуков [м], [м’], картинки двух грузовиков, музыкальная запись.
Ход занятия
I Организационный момент
Дети стоят в кругу и повторяют вместе с педагогом:
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ушки внимательно слушают.
Наши руки нам не мешают,
А когда надо, то помогают.
II Основная часть
1 Знакомство со звуками
Педагог. Ребята, сегодня, я хочу рассказать вам одну удивительную историю про удивительную девочку – Машу. Вы хотите её услышать? А удивительная она потому, что каждый день Маша придумывает для себя новую игру. Вот и сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день!»
И вдруг Маша услышала за окном как мычит корова: М-М-М-М
– Ты куда идёшь корова – длинные рога?
– М-М-М! – мычит корова. – Иду я на луга.
Маша улыбнулась: «Значит, сегодня, я играю и дружу со звуком…» С каким, ребята? (Со звуком [м])
Давайте произнесём этот звук длительно (с движением рук сверху-вниз) и коротко (с отрывистыми движениями рук перед грудью).
Произнесите звук [м] (Работа за столами. Дети хором и индивидуально произносят звук, наблюдая за артикуляцией друг друга.)
Губы сомкнуты, воздух не сможет пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашёл другой путь: выходит через нос. Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласные.
Вывод: звук [м] согласный, твердый и обозначается синей фишкой (демонстрируется картинка – символ звука).
М-м-м- корова замычала,
Она телёночка искала.
А телёнок ей в ответ: Мь-мь-мь.
Корова мычит строго: м-м-м (Звук согласный, твёрдый)
А телёночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [м’] – согласный, мягкий, и обозначается зелёной фишкой (демонстрируется картинка – символ звука)
2 Фонетическое упражнение с кубиком
Педагог. Произнесите звук [м], [м’] столько раз, сколько выпадет точек на кубике. Произнеси звук [м], [м’] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.
3 Динамическая пауза
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперёд, в кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди! Да смотри не упади!
А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый.
4 Дидактическое упражнение «Хлопни, топни, поймай звук» (из ряда звуков, слогов, слов)
Педагог. Вы хотите показать Маше, как умеете играть со звуками? Хлопните, когда услышите звук [м] среди других звуков, слогов, слов:
звуки: [о-в-м-у-м-ы-т’-м-ш-н-н’-м-п’-м];
слоги: ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-им-ни-но-не;
слова: ложка, рыба, мёд, коты, дым, помидор, малина, лыжи, мак, Маша.
Педагог. Топните, когда услышишь звук [м’] среди других звуков, слогов, слов
звуки: [в], [п], [м], [с], [м], [р], [и], [м]; [л’], [м’], [с’], [м’], [п’], [р’], [м’];
слоги: ма, со, пу, мо, ту, му, ам, ом; ми, си, ли, ми;
слова: мёд, медуза, мак, ком, сметана, малина, камень, мёд, сом, Миша
5 Упражнение «Чистоговорки» (с массажным мячом)
Педагог. И ещё покажем, как вы умеете не только слышать, а ещё и повторять чистоговорки.
Мячик в ручках я катаю, и красиво повторяю
Ма-мо-му
Му-мы-ма-мо
Ам-ом-ум
Ум-ом-ам-ым
Ма-ма-мя-ма
Мы-ми-мы
Ма-ма-ма – найду ягодки сама.
Ми-ми-ми – машет птица крыльями.
Ам-ам-ам – молоко котёнку дам.
Ом-ом-ом – под корягой лежит сом.
Эм-эм-эм – на трубе играет Сэм.
Ма-ма-ма – Маша моется сама.
Ом-ом-ом – мы построим снежный дом.
Ам-ам-ам – огород вскопаю сам.
Мо-мо-мо – мыло мылится само.
Ом-ом-ом – я любуюсь кораблём.
Мо-мо-мо – все мы любим эскимо.
Му-му-му – молоко налить кому?
*Мий-мэй-май, – веселей шагай
*Ма-ма-ма, му-му-му – трудно жить мне одному
6 Упражнение «Прятки» (выделение слов со звуками [м], [м’], из текста, определение количества слогов в словах, места звуков в словах). На доске вывешивается сюжетная картинка.
Педагог. Послушайте рассказ и назовите все слова со звуками [м], [м’].
Маша налила Мурке молоко в миску.
– Кис, – кис, – вот молоко!
Мурка лакала молоко.
7 Динамическая пауза (под музыкальное сопровождение)
8 Задание «Подбери подарки для Маши»
Педагог. Маша очень любит получать подарки. Подарим Маше картинки со звуками [м], [м’]? Самой Маше столько подарков не унести, а грузовички ей помогут. Перед вами два грузовика: один синего цвета, другой зелёного. Необходимо правильно распределить подарки: в зелёный грузовик складываем подарки, в названии которых слышится мягкий звук [м’], а в синий грузовик складываем подарки, в названии которых расположился твёрдый звук [м]. Я думаю, что Маша будет рада таким подаркам, а как вы думаете?
9 Упражнение «Собери слог, слово из звуков» с мячом
[а], [м] – ам
[м], [у] – му
[м], [и] – ми
[м], [а], [к] – мак
[д], [о], [м] – дом
[м], [у], [х], [а] – муха
[м’], [э], [л] – мел
[м’], [и], [ш], [а] – Миша
III Итог занятия. Рефлексия
Педагог. Как вы думаете, порадовали мы Машу? С какими звуками сегодня играли на занятии? Все задания выполнили! Что вам понравилось больше всего? Какое задание понравилось выполнять? Какое у вас настроение после занятия? (Ответы детей.)