Предложенные дидактические игры позволят организовать индивидуальную работу с воспитанниками в ходе нерегламентированной деятельности.
Людмила ЯВОР,
методист ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
В учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Элементарные математические представления» одна из задач – формирование представлений о структуре и образе цифр, что предполагает сформированность умений у воспитанников старшей группы узнавать и использовать цифры в ходе познавательной деятельности.
В ознакомлении дошкольников с цифрами лучше всего помогает визуализация. Важно донести до воспитанников, что слово «цифра» – это обозначение конкретного числа предметов. Немаловажным является соотношение цифры с объектами и предметами окружающей действительности. Именно опыт воспитанников определяет доступность восприятия ими математических понятий.
В связи с этим педагогам необходимо максимально активно использовать приемы, которые научат детей находить и определять цифры в различных изображениях предметов (объекты природы, рукотворного мира), узнавать заданную цифру в различном формате ее изображения (печатная, письменная, стилизованная цифра и т.д.).
С детьми дошкольного возраста лучше использовать дидактический материал с упражнениями в запоминании образа цифры не только визуальными (с помощью восприятия зрительно), но и кинестетическими – на основе двигательно-осязательного восприятия (проведение пальчиками по силуэту цифры, изготовленной из бумаги различного качества – мелкая наждачная, рифленая бумага).
Нет ничего лучше игры в планировании, организации образовательного процесса и по формированию представлений у воспитанников о цифре.
Предложенные дидактические игры позволят организовать индивидуальную работу с воспитанниками в ходе нерегламентированной деятельности.
Дидактическая игра «Цифровой детский сад»
Цель: формирование представлений об образе цифр.
Описание: педагог предлагает воспитанникам из предложенных карточек с изображением цифр найти цифру, соответствующую цифре на карточке с изображением ребенка и номера группы (Приложение 1).
Дидактическая игра «На какую цифру похож предмет?»
Цель: формирование представлений об образе цифр.
Описание: педагог демонстрирует воспитанникам карточку с изображением предмета и предлагает назвать цифру, на которую похож предмет. Например: кактус похож на цифру «4», снеговик – на цифру «8», ракушка – на цифру «6» и т.д. (Приложение 2).
Дидактическая игра «Спрятанные цифры»
Цель: формирование представлений об образе цифр.
Описание: педагог предлагает воспитанникам найти и назвать цифры, которые изображены на сюжетных картинках (Приложение 3).
Дидактическая игра «Цифры вокруг нас»
Цель: формирование представлений об образе цифр (от 1 до 8).
Описание: педагог предлагает воспитанникам выбрать из предложенных карточек с изображением предметов и объектов карточку, соответствующую цифре, и объяснить свой выбор. Например: 1 – солнце одно на небе, 2 – два глаза на лице, 3 – три стороны (уголка) у треугольника, 4 – четыре колеса у машины, 5 – пять пальцев на руке, 6 – шесть граней у кубика Рубика, 7 – семь дней недели, 8 – восемь нот (Приложение 4).
Дидактическая игра «Цифры в сказках»
Цель: формирование представлений об образе цифр.
Описание: педагог демонстрирует воспитанникам иллюстрацию к сказке и предлагает по ее содержанию определить название сказки, обращая внимание на наличие цифры в названии (Приложение 5).
Дидактическая игра «Домино»
Цель: формирование представлений о структуре цифр.
Описание: педагог предлагает воспитанникам найти для каждой карточки «Домино» соответствующие карточки с цифрами (Приложение 6).
Дидактическая игра «Правильная цифра»
Цель: формирование представлений о структуре цифр.
Описание: педагог предлагает воспитанникам определить цифру, соответствующую количеству изображенных предметов на карточке (Приложение 7).
Дидактическая игра «Найди нужную цифру»
Цель: формирование представлений о структуре цифр.
Описание: педагог предлагает воспитанникам для каждого количества предметов на карточке найти соответствующие карточки с цифрами (Приложение 8).
Дидактическая игра «Фруктовый салат»
Цель: формирование представлений о структуре цифр.
Описание: педагог предлагает воспитанникам сосчитать на карточке количество фруктов и овощей и найти каждому количеству соответствующую карточку с цифрами (используется дополнительно касса цифр) (Приложение 9).
Приложения: Игры