В материале представлен конспект занятия по образовательной области “Ребёнок и общество” для детей средней группы с использованием квест-технологии.
Елена КРАВЧЕНКО,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад №5 г.п. Корма»,
Гомельская область
Тема: «Знатоки родного края».
Цель: расширение представлений воспитанников о своей Родине.
Программные задачи:
– формировать представления воспитанников о Республике Беларусь, о государственных символах; расширять представления о родном городе;
– развивать интерес к познанию своей малой родины, желание сохранять и приумножать богатства родного края;
– воспитывать чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к своему городу, его улицам и памятникам.
Оборудование: «посылка», карта-маршрут, конверты с частями карты республики Беларусь, карточки с гербами и флагами разных стран, картинки с изображением достопримечательностей города, памятников, профессий людей; картинки разных животных, птиц, растений; картинка-корзинка и разные картинки овощей, фруктов; изображения контейнеров для мусора (желтого и синего цвета) и картинки разных предметов из бумаги и пластика; географическая карта.
Предварительная работа: беседы «Мой родной город», рассматривание фотографий «Мой родной город», рассматривание государственных символов Республики Беларусь, их толкование; экскурсии к памятникам, рисование и конструирование «Дома на нашей улице», чтение пословиц, стихотворений о Родине,
Образовательная технология: квест-технология.
Методы и приёмы:
– словесные методы (вопросы, пояснения, объяснения);
– игровые методы (творческие задания, дидактические игры; сюрпризный момент, загадывание загадок);
– практические методы (решение заданий, упражнений);
– наглядные методы и приемы (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций; показ способов действий).
Ход игры
Вводная часть
Сюрпризный момент
Цель: привлечение внимания к предстоящей деятельности, повышение интереса.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принес посылку. Я ее не открывала, давайте вместе посмотрим, что в ней лежит.
Воспитатель достает письмо и сверток.
Я вам сейчас прочту письмо, и мы узнаем, кто нам его написал.
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, друзья! Мы знаем, что вы много знаете про свою страну, свой город. Помогите нам, пожалуйста, собрать карту нашей страны и пришлите ее к нам в детский сад. Высылаем вам также карту-маршрут, по которому вы должны пройти, чтобы собрать карту.
Ваши друзья из второго сада.
Раскручивает сверток, на котором стрелками указан путь от цифр и разных картинок.
Воспитатель. Ребята, чтобы собрать карту нашей страны, мы должны выполнить разные задания, и за правильное выполнение мы будем получать часть карты. А узнать, какое задание нам нужно выполнять, нам поможет вот этот маршрут.
Основная часть
Воспитатель. Посмотрите, ребята, стрелка начинает свой путь от цветка ромашки. Давайте подойдем к столу, где лежит карточка с этим цветком.
Задание «Вопрос-ответ»
Цель: расширение представлений о своей малой родине, родной стране.
Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы отвечаете, и бросаете назад в руки мне мяч.
Как называется наша страна?
Как называют жителей нашей страны?
В каком городе мы живем?
Главный город Беларуси?
Как называют жителей нашего города?
На какой улице находится наш детский сад?
В какой детский сад вы ходите?
Как называется главная песня нашей страны?
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с первым заданием. И мы получаем конверт, в котором находится часть карты. Давайте ее прикрепим к выполненному маршруту.
Ребята вместе с воспитателем прикрепляют часть карты.
Посмотрите, ребята, куда мы пойдем дальше? (Стрелка показывает цифру 1). Давайте найдем стол с цифрой 1.
Ребята подходят к столу с этой цифрой.
Задание «Символы Республики Беларусь»
Цель: формирование представлений о государственных символах Республики Беларусь.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки с флагами и гербами разных стран. Вам нужно найти флаг и герб Беларуси.
Ребята находят символы и вывешивают на мольберт, рассказывают про них.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. И мы получаем еще одну часть карты. Давайте ее прикрепим на нашем маршруте.
Ребята прикрепляют часть карты.
Воспитатель. Куда мы пойдем дальше? (Ребята рассказывают, что стрелка ведет к домику).
Задание «Знаешь ли ты свой город»
Цель: формирование представлений о родном городе, профессиях людей.
Воспитатель. В нашем городе есть много красивых мест, зданий. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что же это за здания и кто там работает
На столе располагаются фотографии с изображениями разных зданий города, дети отвечают на вопрос воспитателя, что это за здание и кто там работает, и подбирают карточку с изображением человека этой профессии.
Как называется здание, в которое дети приходят утором, занимаются, играют, а вечером их забирают родители?
Как называется здание, в котором мы можем купить продукты?
Как называется здание, в котором проходят уроки, учатся дети, звенит звонок?
Как называется здание, в котором лечат детей?
В каком здании можно отправить письмо или посылку?
Как называется здание, в котором хранится много книг, туда можно прийти и почитать, даже взять домой?
Воспитатель. А еще в нашем городе есть памятники. К некоторым из них мы ходили на экскурсию. Что такое памятники и зачем они нужны? (Ответы детей, после которых воспитатель делает общее обобщение)
Памятник – это фигура или просто плита, которая помогает нам запомнить о человеке, важном событии, подвигах. Памятники ставят не только тем людям, которые погибли, но и тем, кто жив, но отличился чем-то хорошим.
Кто может рассказать нам про памятники, к которым мы ходили, где они находятся? (Ответы детей)
Все эти памятники помогают сохранить память о людях-героях, которые любили свою Родину и погибли, защищая ее, чтобы мы с вами жили счастливо, под мирным небом.
Вы справились с заданием. И мы получаем еще одну часть карты. Давайте ее разместим на нашем маршруте. (Прикрепляют часть карты)
Хорошо потрудились, а теперь нужно отдохнуть.
Игра «Хорошее настроение»
Цель: стимулирование интереса детей к совместному с педагогом и сверстниками выполнению заданий, развитие внимания.
Воспитатель. Хорошо, что солнце светит? (Изображают солнце)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (Изображают ветер)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (Шагают)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (Обнимают себя)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (Изображают дом)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (Выставляют большие пальцы)
Воспитатель. Ну а сейчас давайте посмотрим, куда нам нужно идти дальше по стрелке? Правильно, стрелка ведет туда, где нарисован листок.
Ребята находят этот стол и выполняют задание.
Задание «Трудолюбивый народ»
Цель: расширение представлений о том, что выращивают люди в своих огородах, садах и на полях.
Воспитатель. У нас в Корме живет трудолюбивый народ, на полях, в огороде, саду они выращивают разные культуры.
Игра «Разложи в корзинки»
Цель: расширение представлений об овощах и фруктах, уважение к труду взрослых.
Воспитатель. Вам нужно разложить в свою корзинку только то, что выращивают у нас в Корме.
Каждый участник команды берет по одной карточке и прикладывает к корзинке.
Воспитатель. Ребята, чтобы вырастить такой урожай, нужно много трудиться, тогда в наших магазинах будут разные продукты.
Вы справились с заданием и получаете еще одну часть карты.
Задание «Знатоки родной природы»
Цель: расширение представлений о животных и птицах, растениях нашего края.
Воспитатель. Чтобы получить еще одну часть карты, мы должны назвать животное, растение, дерево, птицу, которых нет в нашей стране.
Ребята выбирают картинки с этими животными, растениями и птицами и рассказывают про них.
Молодцы, мы получаем еще одну часть карты. Давайте и ее прикрепим к остальным и посмотрим, куда мы пойдем дальше.
Ребята отмечают, что стрелка ведет к цифре 2, подходят к столу с этой цифрой.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам осталось выполнить одно задание. Куда ведет стрелка? Правильно, к цифре 3.Давайте подойдем к столу с этой цифрой.
Задание «Улицы моего города»
Цель: расширение представлений о многообразии улиц родного города.
Воспитатель. Ребята мы знаем, что в нашем городе не только много разных зданий, но и много улиц. Расскажите мне, на какой улице вы живете? (Ответы детей). Наш город очень красивый, у нас много интересных мест, много цветов, деревьев. А как мы должны себя вести на наших улицах, кто расскажет?
Правильно, мы должны содержать наш город в чистоте.
Игра « Сортируем мусор – бережем родной город»
Цель: формирование представлений у воспитанников о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды; формирование умения рассортировать «мусор» по соответствующим контейнерам.
Воспитатель. Ребята, скажите, для чего нужно сортировать мусор? Правильно из брошенной бумаги после переработки снова будет книга или альбом для рисования, а из пластиковой бутылки получатся новые изделия.
В желтый контейнер мы будем собирать бумагу, а в синий – пластик.
Ребята собирают и сортируют «мусор», прикрепляют карточки к соответствующим контейнерам.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. И мы получаем последнюю недостающую часть карты.
Ребята, посмотрите, так выглядит наша страна, если на нее смотреть с большой высоты. На что она похожа? (На листок клена.) Давайте ее найдем на географической карте среди других стран.
Ребята определяют расположение нашей страны на карте.
Вот мы и справились с заданием, помогли нашим друзьям из другого сада собрать карту. Теперь мы ее положим в посылку и пошлем по почте.
Ребята, вы очень много знаете о своем городе. А как вы думаете, можно ли назвать наш город Корма родиной? (Ответы детей)
Родина – это такое место, где человек живет, где его семья, где его всегда ждут и встречают с радостью. Наш город стал для всех нас малой родиной, и мы его очень любим.