Творческое рассказывание по картине (с использованием методов ТРИЗ-РТВ-технологии). Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в средней группе

- 9:30Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

При рассматривании картины «Кошка с котятами» автор использовала разнообразные игровые приемы, которые объединила общим сюжетом, обеспечив естественный переход от одного вида деятельности к другому.

 

Татьяна МАТЛАШУК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 11 г.Слонима»,
Гродненская область

 

 

Одной из актуальных проблем современного общества является развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Наиболее сложным видом речевой деятельности для ребенка является составление рассказов по картине.

В своей работе по составлению творческих рассказов широко используем элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Работу по обучению творческому рассказыванию начинаем со второй младшей группы. Для большей систематизации знаний и представлений группируем картинки по объектам изображения, проводим два вида занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

При рассматривании картины «Кошка с котятами» использовала разнообразные игровые приемы, которые объединила общим сюжетом, обеспечив естественный переход от одного вида деятельности к другому.

Игровой прием «Введение в картину» позволил установить взаимодействие между изображенными объектами.

Игровой прием «Живые картинки» направил воспитанников к описанию восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Во время выполнения игрового упражнения при составлении образных характеристик объектов ребята упражнялись в сравнении объектов по цвету, форме, материалу, качеству.

В заключении я использовала игровой прием по составлению рассказов от лица разных героев. Воспитанники вживались в образ и составляли рассказ от первого лица.

Таким образом, в результате занятия с применением элементов ТРИЗ у воспитанников незаметно снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, воображение. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает воспитанникам способность ощущать, чувствовать, мыслить и выстраивать свою деятельность.

 

Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в средней группе

 

Задачи:

– учить воспитанников устанавливать и объяснять взаимосвязи между объектами на картине с учетом разных уровней связей;
– упражнять в описании объектов на картине с помощью органов чувств;
– совершенствовать умение детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица; обогащать словарь словами-определениями, упражнять в умении сравнивать предметы;
– совершенствовать умения строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
– активизировать употребление разных типов предложений;
– закрепить правильное произношение согласных звуков [ж], [ч];
– развивать творческое воображение, способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине;
– воспитывать качества творческой личности.

Оборудование: картина «Кошка с котятами», схематическое изображение картины, клубок, корзина с предметами, медальоны с изображением героев картины, кисть.

 

Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с присутствующими гостями. Воспитатель дошкольного образования обращает внимание еще на одного гостя, который, возможно, и не случайно оказался в группе (показывает клубок ниток).

Воспитатель. Интересно, откуда же прикатился этот клубочек? (Ответы детей). А хотите посмотреть, что он вам покажет? Для этого необходимо произнести волшебные слова (проговаривание чистоговорки с разной силой голоса)

Чу-чу-чу, я клубочек раскручу.
Жи-жи-жи, нам дорогу укажи.

Воспитатель дошкольного образования катит клубочек к картине (накрыта тканью). Воспитанники следуют за клубком. Воспитатель дошкольного образования открывает картину и обращает на нее внимание детей.

Воспитатель. Теперь вы знаете, откуда прикатился клубок? (Ответы воспитанников) Как называется эта картина? («Кошка с котятами»). С героями картины случилась большая беда – они поссорились. Как им помочь? (Ответы детей).

 

Установление и моделирование взаимосвязей между объектами на картине

Игровой прием «Ищу друзей» (Варианты ответов: Кошка Мурка подружится с…, потому что…).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Всех героев помирили.  

Описание картины на основе восприятия объектов разными органами чувств. Речевая зарисовка ощущений

Игровой прием «Вхождение в картину»

Воспитатель. А хотите оказаться внутри картины? Не забудем про волшебные слова.

Проговаривание чистоговорки.

Чу-чу-чу – волшебства я хочу,
Жи-жи-жи – ты, картина, оживи.
Руки, вверх, руки вниз,
Глаза открой и удивись.

Воспитатель. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что слышат ваши уши? (Ответы воспитанников).

Замечательно. А теперь вдохните носиком, что вы чувствуете? Какой запах поймали? (Ответы воспитанников).

Тише, не спугните героев. Давайте протянем руки и потрогаем их.

Что вы чувствуете? (Ответы воспитанников). Очень интересно.

А я хочу потрогать штору. Вам не кажется, что она шевелится?

Как вы думаете, почему? (Ответы воспитанников).

Сейчас проверим. (Воспитатель дошкольного образования достает корзину с предметами).

Описание предметов и сопоставление их с образами на картине

Игровой прием «Описание и сравнение»

Воспитатель. Ребята, возьмите любой предмет и расскажите, чем он похож на героя нашей картины. (Вариант ответа: Чеснок белый и полезный, как молоко).

Слышен звон колокольчика.

Воспитатель. Ребята, вы слышите? Это волшебный звонок. Нам пора возвращаться в группу. Не забудем про волшебные слова.

Чу-чу-чу – волшебства я хочу,
жи-жи-жи – ты, картина, оживи.
Руки, вверх, руки вниз,
Беги на стульчики садись.

Составление рассказа от первого лица. Эмпатия

Игровой прием «Оживи картинку»

Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем нарисовать свою картину. Картина будет необычная, «живая».

Вы будете ее героями, а я буду художником (воспитатель дошкольного образования раздает детям медальоны, берет в руки кисть, имитирует движения написания картины).

Сначала я нарисую кошку, рядом – котята (и т. д., перечисляя всех героев; дети располагаются на ковре, занимая определенные места).

Раз, два, три – картина замри!

Как только я коснусь вас волшебной кистью, вы оживете. (Воспитатель дошкольного образования поочередно подходит к каждому герою, «оживляя его», дети составляют небольшие рассказы от лица своих героев. Варианты высказывания героя: Я – котенок Рыжик. Я хочу стать большим, поэтому пью много молока).

Какая интересная у нас картина получилась. Но я – художник, теперь я хочу нарисовать Сашу, Дашу…(называет всех детей, «превращая» их обратно).

Воспитатель дошкольного образования подзывает воспитанников, подводит итог занятия.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий