При рассматривании картины «Кошка с котятами» автор использовала разнообразные игровые приемы, которые объединила общим сюжетом, обеспечив естественный переход от одного вида деятельности к другому.
Татьяна МАТЛАШУК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 11 г.Слонима»,
Гродненская область
Одной из актуальных проблем современного общества является развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Наиболее сложным видом речевой деятельности для ребенка является составление рассказов по картине.
В своей работе по составлению творческих рассказов широко используем элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Работу по обучению творческому рассказыванию начинаем со второй младшей группы. Для большей систематизации знаний и представлений группируем картинки по объектам изображения, проводим два вида занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
При рассматривании картины «Кошка с котятами» использовала разнообразные игровые приемы, которые объединила общим сюжетом, обеспечив естественный переход от одного вида деятельности к другому.
Игровой прием «Введение в картину» позволил установить взаимодействие между изображенными объектами.
Игровой прием «Живые картинки» направил воспитанников к описанию восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.
Во время выполнения игрового упражнения при составлении образных характеристик объектов ребята упражнялись в сравнении объектов по цвету, форме, материалу, качеству.
В заключении я использовала игровой прием по составлению рассказов от лица разных героев. Воспитанники вживались в образ и составляли рассказ от первого лица.
Таким образом, в результате занятия с применением элементов ТРИЗ у воспитанников незаметно снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, воображение. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает воспитанникам способность ощущать, чувствовать, мыслить и выстраивать свою деятельность.
Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в средней группе
Задачи:
– учить воспитанников устанавливать и объяснять взаимосвязи между объектами на картине с учетом разных уровней связей;
– упражнять в описании объектов на картине с помощью органов чувств;
– совершенствовать умение детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица; обогащать словарь словами-определениями, упражнять в умении сравнивать предметы;
– совершенствовать умения строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
– активизировать употребление разных типов предложений;
– закрепить правильное произношение согласных звуков [ж], [ч];
– развивать творческое воображение, способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине;
– воспитывать качества творческой личности.
Оборудование: картина «Кошка с котятами», схематическое изображение картины, клубок, корзина с предметами, медальоны с изображением героев картины, кисть.
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с присутствующими гостями. Воспитатель дошкольного образования обращает внимание еще на одного гостя, который, возможно, и не случайно оказался в группе (показывает клубок ниток).
Воспитатель. Интересно, откуда же прикатился этот клубочек? (Ответы детей). А хотите посмотреть, что он вам покажет? Для этого необходимо произнести волшебные слова (проговаривание чистоговорки с разной силой голоса)
Чу-чу-чу, я клубочек раскручу.
Жи-жи-жи, нам дорогу укажи.
Воспитатель дошкольного образования катит клубочек к картине (накрыта тканью). Воспитанники следуют за клубком. Воспитатель дошкольного образования открывает картину и обращает на нее внимание детей.
Воспитатель. Теперь вы знаете, откуда прикатился клубок? (Ответы воспитанников) Как называется эта картина? («Кошка с котятами»). С героями картины случилась большая беда – они поссорились. Как им помочь? (Ответы детей).
Установление и моделирование взаимосвязей между объектами на картине
Игровой прием «Ищу друзей» (Варианты ответов: Кошка Мурка подружится с…, потому что…).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Всех героев помирили.
Описание картины на основе восприятия объектов разными органами чувств. Речевая зарисовка ощущений
Игровой прием «Вхождение в картину»
Воспитатель. А хотите оказаться внутри картины? Не забудем про волшебные слова.
Проговаривание чистоговорки.
Чу-чу-чу – волшебства я хочу,
Жи-жи-жи – ты, картина, оживи.
Руки, вверх, руки вниз,
Глаза открой и удивись.
Воспитатель. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что слышат ваши уши? (Ответы воспитанников).
Замечательно. А теперь вдохните носиком, что вы чувствуете? Какой запах поймали? (Ответы воспитанников).
Тише, не спугните героев. Давайте протянем руки и потрогаем их.
Что вы чувствуете? (Ответы воспитанников). Очень интересно.
А я хочу потрогать штору. Вам не кажется, что она шевелится?
Как вы думаете, почему? (Ответы воспитанников).
Сейчас проверим. (Воспитатель дошкольного образования достает корзину с предметами).
Описание предметов и сопоставление их с образами на картине
Игровой прием «Описание и сравнение»
Воспитатель. Ребята, возьмите любой предмет и расскажите, чем он похож на героя нашей картины. (Вариант ответа: Чеснок белый и полезный, как молоко).
Слышен звон колокольчика.
Воспитатель. Ребята, вы слышите? Это волшебный звонок. Нам пора возвращаться в группу. Не забудем про волшебные слова.
Чу-чу-чу – волшебства я хочу,
жи-жи-жи – ты, картина, оживи.
Руки, вверх, руки вниз,
Беги на стульчики садись.
Составление рассказа от первого лица. Эмпатия
Игровой прием «Оживи картинку»
Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем нарисовать свою картину. Картина будет необычная, «живая».
Вы будете ее героями, а я буду художником (воспитатель дошкольного образования раздает детям медальоны, берет в руки кисть, имитирует движения написания картины).
Сначала я нарисую кошку, рядом – котята (и т. д., перечисляя всех героев; дети располагаются на ковре, занимая определенные места).
Раз, два, три – картина замри!
Как только я коснусь вас волшебной кистью, вы оживете. (Воспитатель дошкольного образования поочередно подходит к каждому герою, «оживляя его», дети составляют небольшие рассказы от лица своих героев. Варианты высказывания героя: Я – котенок Рыжик. Я хочу стать большим, поэтому пью много молока).
Какая интересная у нас картина получилась. Но я – художник, теперь я хочу нарисовать Сашу, Дашу…(называет всех детей, «превращая» их обратно).
Воспитатель дошкольного образования подзывает воспитанников, подводит итог занятия.