В материале автор делится опытом создания альбомов на липучках. Содержание альбомов не является окончательным, так как такой вариант оформления удобен ещё и тем, что его можно постоянно пополнять новыми играми.
Оксана ЕМЕЛЬЯН,
учитель-дефектолог
ГУО «Беняконский детский сад» Вороновского района
Гродненской области
Для проведения качественных занятий, особенно с ребятами дошкольного возраста, в арсенале учителя-дефектолога должно быть много наглядного материала, игр и многочисленных пособий. Но обычные игры в их классическом исполнении быстро надоедают детям, пропадает интерес к игре, становится труднее удержать внимание. Я задумалась, как же сделать игры на занятиях ещё интереснее для детей? Может, сделать какой-то комплекс увлекательных игр?
В голове завертелось множество идей, но вместе с ними и куча вопросов: а как и куда размещать эти игры? как оформить? в пластиковые конверты? или файлы? или распределить по коробочкам, папкам? Начала думать над более удобным вариантом игр и их хранения. В последнее время часто сталкивалась в соцсетях с рекламой различных игр и пособий на липучках. Решила попробовать сделать несколько подобных игр самостоятельно. Результат получился ошеломительным. Игры вызвали неподдельный интерес не только у детишек, я и сама «залипла» при сборке и апробации этих игр. Да и сам процесс подборки нужных материалов и создания игр оказался настолько увлекательным для меня, что появилось желание «сотворить» целый развивающий альбом, в котором будет размещаться много занимательных и необходимых мне в работе игр на липучках. Почему остановилась на таком варианте? Во-первых, это ново и интересно детям, во-вторых, такие игры решают сразу множество задач:
– сенсорное воспитание, развитие тактильно-двигательного, слухового и зрительного восприятия;
– развитие мелкой моторики и координации движений рук;
– развитие психических процессов внимания, памяти, мышления и воображения, развитие навыков пространственного мышления;
– развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи детей.
Ребята расширяют словарный запас, учатся умению различать цвета и геометрические фигуры, анализу и синтезу, умению классифицировать, обобщать, сравнивать, пользоваться грамматическими нормами языка, составлять словосочетания и предложения. В процессе игр у них развивается восприятие, произвольное внимание и память, логическое мышление, усидчивость.
Я остановилась на этом варианте, т.к. он показался мне наиболее удобным и многофункциональным и принялась воплощать в жизнь задуманное. Но создать такую папку оказалось не так-то просто. Процесс это трудоёмкий, да и не из дешёвых, он занял у меня несколько месяцев. Для начала я отбирала материалы, игры и картинки по поисковикам, что-то находила в свободном доступе на различных сайтах, что-то собирала по отдельным элементам. Далее нужно было все материалы распечатать, заламинировать их, разрезать, оснастить липучками и оформить в большую папку на кольцах.
В результате развивающий альбом получил название «Играем вместе». Игр получилось много, альбом постепенно дополнялся новыми играми, поэтому вскоре появился и второй альбом с тем же названием. В них разместились игры-липучки для разных возрастов, по разным лексическим темам, игры с математическим содержанием. Например, такие игры:
– «Подбери заплатку»,
– «Найди мою тень»,
– «Разложи по цвету»,
– «Помоги пчёлкам найти свой цветок»,
– «Разложи по корзинкам»,
– «Сосчитай-ка. Подбери нужную цифру»,
– «Где чей домик?»
– «Соедини половинки»,
– «Четвертый лишний»,
– «Назови ласково»,
– «Что изменилось?»
– «Один-много» (в нескольких вариантах),
– «Скажи наоборот»,
– «Большой-маленький»,
– «Кто где живёт? Рассели животных»,
– «Части и целое»,
– «Подбери картинки к каждой поре года»,
– «Что приготовим? Приготовь по образцу, назови какой» и многое другое.
Содержание альбомов не является окончательным, так как такой вариант оформления удобен ещё и тем, что его можно постоянно пополнять новыми играми, а также, если нужно, то можно извлечь любую из них для конкретного занятия, что упрощает и работу педагога.