Использование текстовых и практико-ориентированных заданий как способ формирования читательской грамотности на уроках химии и математики

- 11:11II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Идеи

Использование текстовых и практико-ориентированных заданий на уроках математики и других естественнонаучных дисциплин позволяет вызвать интерес учащихся к решению задачи, понять суть происходящего, найти способ решения, и, как результат, сформировать  читательскую грамотность.        

Сергей РИНЯК, учитель химии и биологии
Ирина ЦУМАРЕВА, учитель математики
ГУО«Искровская базовая школа Белыничского района»,
Могилевская область

 

 

Для большинства людей словосочетание «читательская грамотность» ассоциируется с языком и литературой. Процитируем при этом слова из песни: «Вычитать и умножать (т.е. образовательная задача математики), малышей не обижать (воспитательная функция) учат в школе, учат в школе, учат в школе». Почему же тогда многие дети не способны разгадать простую детскую загадку про А и Б, которые сидели на трубе?

Вот здесь и возникает вопрос о необходимости формирования читательской грамотности детей, начиная с первого класса. Ведь механически воспроизводя слова, дети не понимают их смысла.

В своей педагогической деятельности мы неоднократно сталкивались с такой проблемой, что дети не понимают условия задачи, простейшего, на наш взгляд, смысла. Не важно, по какому предмету – физике, математике, химии, географии или биологии. Это не связано с конкретной учебной дисциплиной. Ребенок читает второй раз, третий – результат тот же. В памяти всплывают строки из учебника биологии 9-го класса: «Мозг – сложная ассоциативная машина». У ребенка не возникают ассоциации при прочитывании слов. Прежде всего зрительные, и поэтому нет понимания текста.

Не считаем, что уровень А и Б из детской загадки элементарный и его можно пропустить.

Например. Найдите массу воды химическим количеством 2 моль.

Опыт работы в школе показывает, что многие дети, успевающие на достаточный уровень (7–8 баллов), на вопрос, что нужно найти, ответят «воду». Поэтому формировать читательскую грамотность нужно с простых заданий, которые должны иметь связь с обыденной жизнью.

Прежде чем приступить к расчетам, необходимо иметь представление о сути предмета, явления, процесса, действия и т.п. Конечно, в учебниках есть много простых расчетных заданий. Например:

Решите уравнение:  5 2/5 ∙(12,1 – х) = 4,05

или

Запишите уравнение: Ca + H2O =

Но даже в этих заданиях есть текстовая составляющая, для понимания которой необходима читательская грамотность. И, чтобы решать эти задания, нужно понимать, что такое дробь, десятые и сотые доли, символы химических элементов, алгоритм написания уравнений.

Мы взглянули не на начало процесса, а на его середину – понимание происходящего и решение. То есть исходим из того, что учащиеся имеют интерес к решению заданий и знают все вышеперечисленное, т.е. имеют определенный уровень читательской грамотности.

Весь процесс формирования читательской грамотности можно описать схемой:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС → ПОНИМАНИЕ → ОЦЕНКА И РЕШЕНИЕ → ПРИМЕНЕНИЕ.

Многолетний опыт работы показывает, что реализовать эту схему при изучении таких «нечитательских» предметов, как математика или химия, поможет решение текстовых и практико-ориентированных заданий.

Итак, первое, с чего нужно начинать формировать читательскую грамотность, – это вызвать интерес. Вернемся к изучению дробей. Как вызвать интерес к 2/5? Используя текстовую задачу и применяя практико-ориентированный подход. Например, у Пети скоро день рождения, куплен торт и придет четверо гостей. И переходим к дробям, формулируем задание.

Следующий этап – понимание. Формируя зрительные ассоциации (целое, или единица – торт, часть – кусочек торта и т.д.), мы формируем понимание происходящего, сути задачи.

На этапе оценки и решения дети по предложенному алгоритму выполняют решение и предлагают свой путь решения задачи.

Только после осмысления (учащийся понимает условие задачи, научился её читать), появления интереса к проблеме и состояния успеха (мне по силам решать подобные задания) можно давать решать расчетные задания с минимумом текста для отработки алгоритма решения.

На заключительном этапе – применение полученных знаний и умений, решение практико-ориентированных заданий и текстовых задач. Это задания высокого уровня, и ребенок может и не найти пути их решения, но будет понимать прочитанное условие задания.

Например: В процессе сгорания бензина в двигателе автомобиля образуется оксид углерода (IV). При резкой подаче газа углерод из топлива сгорает не полностью и вместе с оксидом углерода (IV), образуется большое количество оксида углерода (II). Запишите уравнения сгорания углерода в обоих случаях, расставьте ступени окисления и покажите переход электронов.

Учащиеся могут ошибиться в составлении формул, в расстановке коэффициентов, но схемы происходящих реакций будут понимать и графически изобразят.

Почему последний этап ОЦЕНКА И РЕШЕНИЕ → ПРИМЕНЕНИЕ самый важный в ходе формирования читательской грамотности? Готовя учащихся к олимпиадам, приходится решать задачи различного уровня, в том числе и со сборников для подготовки к централизованному тестированию. Для детей, которые видят суть задания, однотипные тесты не представляют сложности.

Например, задания из сборника 2019 года:

А12. В свежеоштукатуренных зданиях гашеная известь в реакции с углекислым газом превращается в: 1) Ca(HСО3)2   2) MgCO3  

3) Na CO3* 10H2O   4) CaСО3

Задания из сборника 2005 года:

А7. К раствору углекислого газа в воде добавили избыток раствора Ca(ОН)2. Укажите формулу конечного продукта реакции:

1) CaСО3      2) Ca(HСО3)2       3) Смесь CaСО3  и  Ca(HСО3)2    4) H2СО3.

Таким образом, использование текстовых и практико-ориентированных заданий на уроках математики и других естественнонаучных дисциплин позволяет вызвать интерес учащихся к решению задачи, понять суть происходящего и найти способ решения, и,  как результат, сформировать читательскую грамотность.

 

Литература

1 Савко, Н.С. Использование практико-ориентированных заданий по химии для повышения качества знаний учащихся / Н.С.Савко // Біялогія і хімія. – 2018. – № 7. – С.37-39.
2 NSPORTAL [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/03/02/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-na-urokah-himii-v-ramkah – Дата доступа: 28.09.2017.
3 900IGR [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/khimija/neorganicheskaja-khimija-181381/metodicheskie-trebovanija-predjavljaemye-k-praktiko-orientirovannym-6.html. – Дата доступа: 20.02.2018.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий