Циклическое выполнение программы

- 16:19Авторские проекты, Авторский проект Ирины ШЕВКО "SCRATCH. ДЕТИ В IT"

Занятие является первым в изучении циклических конструкций, на котором предлагаем сравнить программы с последовательным выполнением команд и с использованием цикла.

Ирина ШЕВКО,
учитель информатики

ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Карта занятия

Презентация

 

Вначале рекомендуется актуализировать знания, полученные на предыдущем занятии. Это можно сделать, поставив задачу, сходную с первым проектом «Подводный мир». Например, задача может быть такой: «Создать программу, в которой исполнитель Scratch перемещается по сцене, дойдя до края сцены, отталкивается и продолжает путь в обратном направлении». При составлении проекта учащиеся смогли заметить, что персонажи, выполнив предложенный набор команд, быстро заканчивают работу и проект завершается.

Для повторного просмотра проекта предлагаем ребятам постоянно нажимать на «Зеленый флажок» (запуск проекта). Персонаж будет перемещаться влево-вправо, отталкиваться от края и продолжать движение, но только при нажатии на «Зеленый флажок».

Попробуем немного изменить программу. Вместо числа 10 напишем в блок «идти 10 шагов» цифру “1” – персонаж идет очень медленно; затем впишем числа 100, 1000 и замечаем, что скорость движения персонажа увеличивается; но время выполнения проекта ограничено, и для продолжения работы проекта необходимо его снова запустить, нажимая «Зеленый флажок».

При объяснении нового материала знакомим учащихся с новыми командами из следующих блоков:

УПРАВЛЕНИЕ:

– команда «Повторять всегда»;
– команда «Повторять 10 раз;
– команда «Ждать 1 секунд».

ДВИЖЕНИЕ:

– команда «Повернуть на 15 градусов».

Предлагаем учащимся рассмотреть тот же проект, но с использованием новых команд и убедиться, что движение персонажа и время выполнения проекта увеличилось либо в 10 раз, либо выполняется бесконечно, в зависимости от выбранной команды.

 

После изучения проекта с использованием новых команд, вводим определение циклических алгоритмов и тела цикла.

Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Тело цикла – последовательность команд, предназначенных для многократного исполнения.

Далее знакомим учащихся с командой «Повернуть на 15 градусов» из блока «Движения» и предлагаем проанализировать изменения в движении спрайта, а также подсчитать, сколько раз надо запустить проект, чтобы спрайт совершил полный оборот и стал вертикально. Получаем 24 повторения. Рассчитать количество повторений можно, разделив число 360 на 15, так как в круге 360°. Предлагаем изменить скрипт, изменив количество повторений на 36, а угол поворота – на 10, спрайт поворачивается медленнее. Тестируя скрипт, учащиеся самостоятельно подбирают значения для увеличения скорости вращения спрайта. Делаем вывод: чтобы ускорить вращение спрайта надо увеличить количество градусов, и уменьшить число повторов так, чтобы произведение осталось 360.

Для организации бесконечного вращения спрайта команду «Повторять 10 раз» заменяем на «Повторять всегда».

Для закрепления полученной информации проводится практическая работа «Подводный мир_2», для выполнения которой можно воспользоваться «Картой занятия». Учащимся предлагается составить проект, в котором на фоне подводного мира с разной скоростью плавает несколько рыбок, в левом верхнем углу вращается морская звезда, в правом верхнем углу – медуза меняет костюмы, краб перемещается внизу окна по песчаному дну. Выполнение проекта завершается нажатием на кнопку «Остановить».

Для создания проекта используются команды из блоков «События», «Управление», «Движение, «Внешний вид».

 

Результат проекта можно посмотреть, перейдя по ссылке:
https://scratch.mit.edu/projects/973890573

 

Для проведения занятия необходимы компьютеры с выходом в интернет, программное обеспечение: браузер, компьютерная презентация «Циклическое выполнение программ», раздаточный материал «Карта занятия».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий