Олимпиадное движение как образовательное событие. Опыт работы и примерный план 45-минутного занятия с олимпиадной группой учащихся 8-го класса по теме «Азотная кислота. Химические свойства. Способы получения»

- 15:00Подготовка к олимпиадам

Автор обращает внимание на специфику подготовки и участия школьников в олимпиадах по предмету «Химия»; предлагает взглянуть на процесс подготовки и участия в олимпиадах как на образовательное событие, которое переживается и осознаётся учащимися как значимое в его собственном образовании.

Наталья АНДРОСОВА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно»

 

 

 

 

 

 

 

Большое значение в жизни человека любого возраста имеют яркие и волнующие события. Мы их ждём, переживаем и осознаём.

Может ли для наших современных детей каждодневное пребывание в школе называться событием? Или же, за счёт чего содержание образования может стать для ученика значимым событием?

Выход за рамки привычного уклада образовательной жизни – в классе, школе, социуме – это событие.

Современное образование ориентировано не на трансляцию знаний, а на выявление и развитие творческих интересов и способностей каждого ребёнка, стимулирование его к самостоятельной и продуктивной деятельности.

Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся учеником как значимая в его собственном образовании [1, c. 31].

Цели образовательного события – дать возможность учащимся раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с другими учащимися и педагогами.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для творческой работы ученика. Полученный опыт осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели [1, c. 32].

Высокий интеллектуальный и творческий потенциал личности – залог успеха в любой ее сфере деятельности. Только неординарные личности являются двигателями научно-технического прогресса. Поэтому одной из главных задач современной  школьной системы образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых учеников.

Участие детей в олимпиадах различного уровня по предмету – это вовлеченность, выход за рамки повседневной активности, акцент на коммуникацию и взаимодействие, эмоциональное напряжение, получение значимого (для каждого вовлечённого участника, в том числе и педагога, и родителей) уникального результата, ответственность. Олимпиадное движение способствует становлению ученика как субъекта научной и исследовательской деятельности.

Нет сомнения, что подготовка к олимпиадам – это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности, как со стороны учителя (тренера), так и учащегося. Этот процесс затрагивает многие сферы деятельности: учебную, интеллектуальную, психическую.

Давно и верно подмечено, что успех в любой деятельности большей частью зависит от работоспособности ученика, от его желания обучаться. Ожидание и подготовка образовательного события, которыми могут выступать олимпиады по предмету – выступает в роли привлекательной перспективы и мотиватора учебно-познавательной деятельности.

Я, как учитель химии, в этом материале обращаю внимание на специфику подготовки и участие школьников в олимпиадах по предмету «Химия» и трактую это как образовательное событие. По Б.Д.Эльконину «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя принимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную работу и переживания».

Хочу отметить, что мои ученики участвуют в различных этапах республиканской олимпиады по предмету, а также и в дистанционных конкурсах и олимпиадах, таким образом они больше погружаются в мир химической науки, т.е. выходят за рамки повседневной школьной жизни.

Разные олимпиады – это есть разные события, так как они протекают в разной атмосфере, с разными эмоциями и значимыми результатами, но являются частями одного пути – совершенствования опыта школьника, его жизненных ценностей и установок.

 

Можно выделить следующие этапы образовательного события, т.е. процесса подготовки и участии в олимпиадах различного уровня по предмету:

1. Диагностический этап– выявление познавательного интереса учащихся.

Выявление наиболее подготовленных и заинтересованных школьников, способности которых выше среднего и которых мы можем назвать одарёнными. В нашей школьной действительности мы чаще всего имеем дело с детьми, хорошо обучающимися в школе. В выборе таких учащихся мне больше всего помогают наблюдения в ходе уроков и проведение внеклассных мероприятий по предмету, а также анализ успеваемости ребят по другим смежным предметам, таким как математика, биология, физика.

2. Проектировочный этап– определение пути, каким ученик будет добывать информацию и обрабатывать её. На этом этапе учащиеся и учитель-наставник составляют план подготовки к олимпиаде, обсуждают время и место подготовки. Подготовка происходит во время внеурочной деятельности – на факультативных занятиях по предмету, занятиях с учителем-тренером, при посещении дополнительных занятий на базе высшей школы.

3. Реализационный этап– нахождение и овладение информацией, участие в олимпиадах и конкурсах. На этом этапе учитель-наставник организует работу учащихся по овладению более глубокими знаниями и умениями по предмету; обеспечивает организацию повторения и углубления учебного материала; формирует учебные умения, особенно исследовательские и творческие; организует поэтапный промежуточный мониторинг, а затем уже и самостоятельную деятельность учащегося.

Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три компонента формирования умений:

– умение решать химические задачи, учитывая химизм процессов, и владение необходимым для этого математическим аппаратом;

– энциклопедические знания по классам веществ, развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга соединений, способов их получения, областей применения;

– практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Развитие химического кругозора осуществляется с помощью изучения химической литературы. Как утверждал Гёте: «Знания нужны не для того, чтобы их собирать, а для того, чтобы уметь ими пользоваться». Это может быть создание опорных конспектов, схем, посвященных химии того или иного химического элемента, таблиц, отражающих свойства различных соединений или области их применения, исследования по истории науки. В поисках необходимой информации изучаются самые различные источники, отбирается необходимый материал, который может использоваться как справочный материал при анализе сложных задач.

Необходимо учитывать, что одарённые учащиеся всегда хотят чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, то они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, можно утверждать, что таких школьников надо увлекать занимательными и развивающими задачами и упражнениями как на уроке, так и при домашней подготовке, они незаменимые помощники и при проведении опытов, внеклассных мероприятий по химии.

4. Аналитический этап – совместная и индивидуальная рефлексия деятельности. Определение новых целей. Этот этап осуществляю после участия в любой олимпиаде. Результаты олимпиады обязательно обсуждаются, разбираются все задания, а к наиболее интересным задачам подбираются рациональные способы решения.

 

Безусловно, наставник сопровождает своих учеников на всех этапах образовательного события и является надёжным партнёром.

Конечно, как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, как катализатор новых событий и новых целей – не останавливаться на достигнутом, а продолжать покорять новые вершины. Очевидно, что рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию компетентной творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Одарённые ученики, участвуя в олимпиадах, оказываются в среде, равной себе по интеллектуальным способностям. Они соревнуются с другими, стремятся к победам, ведь олимпиада любого уровня дает уникальный шанс добиться признания для самого себя. Это также победа над самим собой.

Итак, что же даёт олимпиадное движение, как образовательное событие?

Во-первых, уникальность, новизну – то, чего у ребёнка не было раньше, т.е. создаётся определённая атмосфера, задор, к которым ребёнку хочется возвращаться снова и снова. У ребёнка длительное время сохраняется и систематизируется информация по предмету, формируются умения понимать задания в различных формулировках и контекстах, он умеет находить, исправлять и анализировать ошибки при решении заданий, умеет оценивать достоверность полученной информации.

Во-вторых, осуществляется значимая ситуация для школьника. Как правило, эта ситуация может быть не видна со стороны. О ней знает только ребёнок. Причём значимость одной и той же ситуации для различных детей будет также отличаться.

Приведу пример собственных наблюдений за одной из своих учениц на протяжении четырёх лет нашей совместной деятельности в рамках подготовки к олимпиадам. В таблице привела интересы, достижения и планы на будущее, которые изменялись у нее по мере достижения определённых успехов и взросления.

Класс

8-й

9-й

10-й

11-й

Интересы

Литература, сочинение стихов

Литература, химия, рисование

Химия, иностранные языки

Химия

Достижения

Диплом
2-й степени
на районной и диплом 2-й степени на областной олимпиадах по химии

Диплом
1-й степени, похвальный лист на 3-м этапе Республиканской олимпиады по химии

Диплом
2-й степени, участие
в 3-м этапе Республиканской олимпиады по химии

Диплом
2-й степени
участие в 3-м этапе Республиканской олимпиады по химии

Планы на будущее

Врач-хирург

Углубленно изучать химию

Диплом на 3-м этапе Республиканской олимпиады

Учиться в БГТУ, заниматься научной деятельностью

 

На данный момент моя ученица является студенткой БГТУ. Продолжает участвовать в олимпиадах по химии среди студентов профильного УВО.

Таким образом событийный подход в индивидуализации процесса обучения является одним из перспективных направлений в развитии личности ребёнка.

 

 

Азотная кислота. Химические свойства. Способы получения. Примерный план 45-минутного занятия с олимпиадной группой учащихся 8-го класса

 

Тема занятия: «Азотная кислота. Химические свойства. Способы получения».

Теоретический блок

1. Строение молекулы азотной кислоты. Валентность и степень окисления азота азотной кислоты.
2. Физические свойства азотной кислоты.
3. Способы получения кислоты в промышленности и лаборатории.
4. Химические свойства кислоты общие с другими кислотами и специфические.

Особое внимание на данном этапе подготовки обращаем на взаимодействие разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами.

 

Практический блок

1. а) Отрабатываем химические свойства и способы получения азотной кислоты.

А) HNO3 + NaOH →    
Б) HNO3 + K2CO3
В) HNO3 + Ag →

Г) NO2 + H2O + O2
Д) N2O5 + H2O   →
Е)  NO2 + LiOH + O2  →             

б) Приведите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

CaO → Ca(NO3)2 → HNO3 → ) NO2 → HNO3 → NH4NO3
N2O5 → HNO3 → Cu(NO3)2 → Cu → CuCl2 → Cu(OH)2 →CuO

2. Решение расчётных задач.

а) Рассчитайте массу концентрированного раствора азотной кислоты с массовой долей HNO3 равной 56,0 %, который потребуется для полного растворения смеси, содержащей оксид меди (II) массой 16,0 г и медь массой 19,2 г.

б) При растворении смеси меди и оксида меди (II) общей массой 33,6 мг в концентрированной азотной кислоте выделился бурый газ химическим количеством 0,800 ммоль. Определите массовую долю оксида меди (II) в исходной смеси.

в) К раствору массой 240 г с массовой долей азотной кислоты 12,4 % прибавили оксид азота (V) массой 20,0 г. Рассчитайте массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.

г) Рассчитайте массу нитрата натрия, который следует добавить к нитрату калия массой 200 г, чтобы массовая доля химического элемента азота в образовавшейся смеси стала равной 15,0 %.

д) Имеется раствор, содержащий серную и азотную кислоты. При добавлении к 40 г этого раствора избытка барий-хлорида получили 9,32 г осадка. Для нейтрализации оставшегося раствора потребовалось 20 мл 18 % раствора натрий-гидроксида (ρр-ра = 1,2 г/мл). Чему равны массовые доли кислот в исходном растворе.

 

Рефлексия

Укажите верные утверждения:

1) формула азотной кислоты НNО2;
2) валентность атома азота в азотной кислоте равна четырём;
3) атом азота в азотной кислоте образует четыре ϭ-связи;
4) число ϭ-связей в азотной кислоте равно четырём;
5) растворимость азотной кислоты в воде увеличивается с ростом t◦;
6) азотная кислота вступает в реакцию только с металлами, стоящими в ряду активности до водорода;
7) при растворении меди в азотной кислоте может выделяться газ плотностью 1,875 г/дм3.

 

 

Список использованных источников.

1 Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д.Эльконин. – Москва. – 2001. – с.31–33.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий