Подвеска-оберег. Занятие объединения по интересам изобразительного направления деятельности

- 13:35Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Мастер-класс

Изготовление и декорирование оберега-подковы в технике солёного теста

 

Елена ВОЛЫНЕЦ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 14 г.Лиды»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Подвеска-оберег».

Объект деятельности: изготовление оберега-подковы в технике солёного теста и его декорирование.

Цель занятия: расширить представление учеников о народных традициях Беларуси.

Задачи занятия:

– познакомить учащихся с техникой работы с соленым тестом, с традицией создания оберегов-сувениров;
– развивать творческие способности, фантазию, умение преобразовывать плоскость, создавать мелкие пластические композиции;
– воспитывать у школьников ценностное отношение к наследию белорусского народа.

Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства, карточки с символами оберегов, памятки по изготовлению изделия из солёного теста, листы с кроссвордом, карточки с заговором, альбом «Хлеб мира и войны» с фотографиями караваев Лидского хлебозавода, смайлики настроения.

Ход занятия

Класс разделён на группы. Ученические парты расставлены островками по классу. На доске тема урока. Слово «оберег» закрыто. Класс украшают произведения декоративно-прикладного искусства.    

На столе у каждой группы опорные карты, схемы, кроссворды, пословицы о хлебе, стаканчики с водой, кисти, стеки.

1 Организационный момент

Педагог.

Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.

Приветствие. Обращаем внимание на посадку и осанку.

1.1 Мотивация. Создание благоприятных условий для усвоения нового материала 

Педагог.

Добрый день, гости дорогие,
Мы всех зовем
В наш уютный дом.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
А собрались мы не для забавушки,
А чтоб узнать, как жили наши бабушки,
Как делали обереги яркие,
Да самим смастерить подарки.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир творчества белорусского народа, познакомимся с некоторыми его традициями. А в практической части урока вас ожидает работа с необычным материалом. Каким? Пока секрет.

В старину в крестьянских хатах не запирали двери, а добрых гостей встречали радушно. Давайте откроем дверь своей души и подарим друг другу сегодняшний урок.

1.2 Актуализация знаний

Педагог. Обратите внимание на предметы, которые украшают наш класс. Скажите, что их всех объединяет? (Они сделаны руками народных умельцев.) К какому виду искусства относятся эти изделия? (К декоративно-прикладному искусству.)

Какие виды белорусского декоративно-прикладного искусства вы знаете? Ответить на этот вопрос вам помогут опорные карты.

Работа в группах с опорными картами

Ученики вспоминают виды прикладного искусства: резьба по дереву, соломоплетение, ткачество, вышивка, керамика.

Педагог. Все названные виды прикладного искусства основаны на белорусских традициях (традиционной культуре). История культуры народа связана с поверьями, приметами. Они пришли к нам от предков. Об одном из них вы узнаете, разгадав выделенное слово

С одной из таких традиций нам поможет познакомиться кроссворд.

1 Жанр, в котором изображается конкретный человек.
2 Отражение луча света на гладкой поверхности предмета.
3 Жанр, в котором изображается окружающая среда.4 Жанр, в котором изображается мир предметов.
5 «Водяная краска» – так переводится название этих красок.
6 Воображаемая линия в пейзаже, отделяющая небо и землю.

Учащиеся в группе решают кроссворд. В выделенном ряду получается слово «оберег».

2 Изучение нового материала

Педагог. Что такое «оберег»? (Ответы учащихся).

Итак, оберег, по словарю Ожегова, – это символическое изображение, несущее некий потайной смысл. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «оберег»? (Оберегать, беречь (от порчи, от сглаза).

Сегодня мы выполним оберег из солёного теста. Такие обереги изготавливали из муки, сделанной из последнего сжатого на поле снопа. Этот сноп считался священным, его ставили в красном углу, чтобы он в течение года оберегал весь дом от напастей. Поэтому предметы, сделанные из его муки и соломы, обладали такими же свойствами. Их не только дарили друг другу, но и украшали ими каравай, который также являлся оберегом. Взгляните на фото караваев, сделанных на праздник дожинок Лидским хлебозаводом. Какое удивительное зрелище!

Демонстрируются фотографии «Белорусский каравай»

Педагог. Что же обозначают эти цветочки, косички, веточки, птички? Узнать нам помогут карточки «Символы оберегов». (Ученики зачитывают вслух содержание «Секретов».)

– Солнце – главный славянский оберег.
– Веник – оберег от зла, входящего в дом.
– Лён – оберег от порчи и сглаза.
– Венок – символ бесконечности жизни.
– Колокольчик – оберег от нечистой силы.
– Крупа – мир и лад в семье.
– Горох и фасоль – к деньгам.
– Хлеба – к благополучию.
– Колосья, цветы, дары природы – к урожаю.
– Деньги – к радости.
– Подковы – к счастью.

А я ещё дополню.

– Виноградная лоза – символ жизненной силы, здоровья, долгого жизненного пути.
– Лебеди, птицы – символ верности, чистоты, сильной любви, преданности.
– Роза – самый элегантный цветок, который дарят в торжественные моменты жизни; символ любви, счастья, пожелание множества торжественных моментов в жизни.
– Соль – пожелание, чтобы хозяева были хлебосольными и умели достойно переносить невзгоды, которые подбрасывает судьба.

2.1 Мотивация

Педагог. Хочу обратить внимание на обереги, выполненные нашими земляками. У вас тоже получатся замечательные работы. Для этого на ваших столах имеются все необходимые материалы и памятки с последовательностью действий. На схеме некоторые элементы оберега: жгутик, косичка, «кветка», «птушка», лоза и т. д.

3 Физкультминутка

Педагог. Представляем, что мы месим тесто. Делаем подобные движения на уровне плеч, на уровне пояса, на уровне колен. Повторить два раза. Затем устало вытираем лоб сначала правой рукой, потом левой.

4 Практическая работа

Сегодня мы сделаем оберег. Отгадывание ребуса поможет вам отгадать, какой… Подкову. Возникновение оберега подковы уходит корнями далеко в прошлое. Вера в то, что подкова, которую вы нашли, может принести удачу, появилась еще в Древнем Египте. Прямым подтверждением этого являлось то, что подковы лошадей, которые запрягались в повозки царственных особ, делались из чистого золота. Любой простой человек, нашедший подобную подкову, мог смело благодарить за удачу.  Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой – к счастью».

Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. Где в жизни применяется подкова?

Ваша задача – придумать и вылепить свой оберег, выложив его на плотный картон (на тонкой бумаге работа может деформироваться и потрескаться от влаги). Старайтесь, чтобы слой теста не был очень толстым, иначе работа будет долго сохнуть. Но и слишком тонкое не годится: оберег будет хрупким.

Согласно старинному обряду, мастерицы покрывают голову платком. Как вы думаете, для чего? (Волос в хлебе – плохая примета.) Считалось, что мастерица должна быть спокойной, уравновешенной, чтобы никто её не беспокоил, тогда и судьба тех, кому предназначен оберег, будет спокойной, размеренной.

На столах лежат памятки работы с солёным тестом.

Памятка

Подумайте, какие элементы вы хотели бы использовать в своём обереге.
На основе жгутиков, комков создайте украшения для оберега.
Склеивайте детали между собой чистой водой, слегка смочив кисть.
Выкладывайте элементы своей работы на плотный картон.

Этапы изготовления изделия

1 Катаем колобок.
2 Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек), сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
3 Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.
4 Теперь начинаем украшать подкову.

Педагог. Ну вот, мы, кажется, готовы приступить к работе. В добрый путь! (Учащиеся приступают к работе.)

5 Подведение итогов урока

Защита творческих работ

Каждая группа защищает свои работы, раскрывая «секреты» заговоры своих оберегов. В качестве заговоров можно использовать народные пословицы и поговорки о хлебе и труде.

– Чтоб в почёте быть, надо труд любить.
– Ленивые руки – не родня умной голове.
– Кто ленится, тот не ценится.
– За труд не бьют, а награды дают.
– Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
– Хочешь есть калачи, так не лежи на печи.
– Кто работает, тот не скучает.
– Золотые руки на серебро не купишь.
– Пахарю земля – мать, а лентяю – мачеха.
– Кто первый в труде, тому слава везде.

Педагог. Чтобы выделить самые удачные работы, я прошу гостя оставить свою фишку возле понравившейся вам работы.

Оценивание работ

Педагог. Старые люди верили, что заговор поможет от всякой беды.

Как подкову на дверь прибиваем,
Так наш класс от всякой беды ограждаем,
Всё плохое за порогом оставляем,
Мир и лад в кабинет привлекаем!

 

6 Рефлексия

Определение эмоционального фона занятия.

Педагог. На столе у вас есть три смайлика. Пусть каждый из вас покажет тот смайлик, который соответствует его настроению на этом занятии.

Как мы можем разместить подкову в классе?

Предлагаю инструкцию по применению подковы-талисмана:

– прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;
– рожками вверх – привлекает в дом благополучие;
– в автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу;
– закопанная в землю у северо-западной стены дома, будет приносить удачу, помощь и поддержку;
– если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий