Интернет-ресурсы как средство организации самостоятельной деятельности учащихся 10-го класса при обучении английскому языку

- 12:28II И III СТУПЕНИ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

В материале рассматриваются средства организации самостоятельной учебной деятельности учащихся для формирования различных компетенций, например, способности качественно организовывать свою деятельность, оценивать качество своей работы, искать и использовать информацию, работать в команде, решать поставленные задачи.

Мария ЛЬВОВА,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 8 г. Борисова»,
Минская область

 

 

 

 

 

 

В материале рассматриваются средства организации самостоятельной учебной деятельности учащихся для формирования различных компетенций, например, способности качественно организовывать свою деятельность, оценивать качество своей работы, искать и использовать информацию, работать в команде, решать поставленные задачи. Автор предлагает использовать материалы, созданные при помощи ряда выбранных им интернет-ресурсов: Quizlet – для повторения лексики, Learningapps.org – для создания разнообразных упражнений, которые можно использовать на любом этапе урока, Google презентации – для систематизации и визуализации информации и многого другого, сервис Padlet – для демонстрации проектов учащихся. На уроках английского языка с помощью интернет-ресурсов и различных гаджетов можно решать многие задачи: развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, формировать навыки чтения, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас, формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, а самое главное – развивать навыки самообразования учащихся.

 

Для того чтобы развить у учащихся навыки самообразовательной деятельности, моделировать реальные жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала, а также для повышения мотивации к изучению английского языка и развития творческой активности учащихся, был выбран ряд интернет-ресурсов и изучены возможности работы с ними. Далее были разработаны и апробированы материалы для самостоятельной работы учащихся в рамках изучения разделов учебника английского языка 10-го класса как на уроке, так и дистанционно [4]. Раздел 1 – 5 заданий, раздел 2 – 6 заданий, раздел 3 – 6 заданий, раздел 4 – 3 задания, раздел 5 – 5 заданий, раздел 6 – 4 задания, раздел 7 – 2 задания, разделы 8 и 9 – 5 заданий (см. Qr-код 1 в Приложении А). Эти учебные материалы размещены в моем блоге «Learning is a piece of cake with Maria Lvova» [5].

Эффективность урока английского языка во многом зависит от подготовки к нему учителя, который стремится разработать и использовать подходящие в каждом случае методы и подходы к обучению. При этом недостаточно составить только урок, который учащиеся смогут посетить в школе. Учитель должен стараться обеспечить детей возможностью автономного изучения необходимых материалов, в том числе дома. Основная задача современного педагога состоит в создании условий для практической реализации выбора учеником как методов обучения, так и их форм, иных видов активностей на уроке для проявления своих способностей и творчества [2, с. 282]. Именно сеть интернет и имеющиеся там ресурсы способны помочь учителю в подготовке материалов для осуществления эффективной самостоятельной работы. Также это дает возможность педагогам и их ученикам успешно коммуницировать в интернет-пространстве (например, в привычных для них социальных сетях и мессенджерах).

В настоящее время получение и отработка практических навыков общения на иностранном языке, а также овладение другой языковой культурой, обеспечивается живым общением с носителем языка или педагогом; интернет-ресурсы как средство преодоления временных и пространственных границ незаменимы, так как они предоставляют каждому пользователю возможность общения с реальным собеседником в каждом индивидуальном случае [3, с. 267]. Сеть интернет предоставляет возможность расширить границы познания, при этом роль учителя остается по-прежнему важной, так как именно он находит наиболее эффективные способы и методы обучения. При правильном сочетании выбранных современных технологий и методик будет достигнут достойный уровень знаний и умений учащихся.

Интернет-ресурсы могут использоваться в разных видах и на различных этапах образовательной деятельности:

– при интегрировании в урок аутентичных материалов сети;

– при самостоятельном поиске информации по заданной теме;

– при дистанционном обучении [1, с. 95].

Изучив различные сайты и приложения, каждый учитель имеет возможность выбрать те, которые максимально соответствуют заданию и прогнозируемому результату.

Рассмотрим сайты и приложения, которые были использованы автором для создания материалов при организации самостоятельной деятельности учащихся.

Quizlet позволяет создавать ряд тренировочных упражнений для запоминания новых лексических единиц. В нем формируются 7 упражнений: заучивание, карточки, письмо, правописание, тест, подбор и игра. Мной созданы материалы (см. Qr-код 2 в Приложении А) к каждому разделу учебника 10-го класса [4].

Learningapps.org – конструктор интерактивных заданий, предназначенный для создания интерактивных модулей по готовым шаблонам. Этот сервис позволил создать ряд упражнений, которые можно использовать при объяснении нового материала, повторении, закреплении, контроле и систематизации, обобщении, работе с текстом, например, упражнение в рамках раздела 6 к уроку 6 «How smart is your home?» (Listening) (см. Qr-код 3 в Приложении А).

Google-презентации. При помощи презентаций можно доступно раскрыть новую тему, закрепить ранее изученное, создать проект и многое другое. Здесь представлен учебный материал к разделу 5 урок 2 «Painting as poetry» (см. Qr-код 4 в Приложении А), который при этом остается доступным в любое время.

Сервис Padlet можно использовать на этапе презентации учащимися своих учебных проектов на виртуальную доску, контролируемую учителем, например, к разделу 2 урок 9 «My dream school» (см. Qr-код 5 в Приложении А).

Успешность использования предложенных материалов доказывается активностью учеников как на уроке и внеклассных мероприятиях, так и при подготовке домашнего задания. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что по средствам интернет-ресурсов уроки английского языка становятся более интересными и продуктивными для учащихся, и, следовательно, наблюдается рост мотивации к изучению английского языка, стремление получать дополнительное задание, которое позволяет выразить себя творчески и получить поощрение (Приложение Б). Во время применения данного опыта наблюдается тенденция к увеличению процента качества знаний, проявление интереса к подготовке и участию в первом и втором этапах республиканской олимпиады по предмету, участию в международном конкурсе «Лингвистёнок».

В перспективе можно продолжать осваивать новые интернет-ресурсы, используя их на разных этапах урока и во внеурочной деятельности, помогая учащимся становиться более самостоятельными.

Предложенный педагогический опыт апробирован, воспроизводим и может быть использован в деятельности других педагогов в учреждениях общего среднего образования.

 

 

Список использованных источников

1 Кашапова, А.Х. Использование средств телекоммуникационных технологий на уроках немецкого языка / А.Х.Кашапова. – М, 2008. – 105 с.
2 Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.Рогова. – М. : Альянс, 2016. – 282 с.
3 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н.Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 267 с.
4 Юхнель, Н.В. Английский язык : учебное пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением / Н.В.Юхнель, Е.Г.Наумова, Н.В.Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 325 с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (CD)
5 Мария Львова «Learning is a piece of cake with Maria Lvova» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://englishmarialvova.blogspot.com/ – Дата доступа: 27.02.2024.

                                                                                      

 

Приложение  А

1. 2. 3.
4. 5.  

 

 

Приложение Б

Результаты анкетирования учащихся 10-х классов ГУО «Средняя школа № 8 г. Борисова»

Количество участников: 12 человек

Вопрос 1. Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?

а) работать в парах, группах
б) готовить проекты
в) выполнять тестовые задания
г) прослушивать тексты на английском языке
д) выполнять задания при помощи мобильных приложений и интернет-ресурсов

 

Вопрос 2. Что нужно для того, чтобы ты смог повысить свою отметку по английскому языку?

а) начать работать в полную силу
б) иметь больше времени на изучение и тренировку материала
в) возможность изучить материал дома в случае пропуска занятия

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий