Познавательно-игровая программа «Лев и ключи» разработана для учащихся среднего школьного возраста (5–7-е классы) с целью формирования позитивного и уважительного отношения к своей малой родине. Сама игра проводится в форме заочного путешествия (по городу Лиде; по аналогии можно подобрать материал по любому городу). В ходе игры учащиеся познакомятся с историческим наследием малой родины, ее достопримечательностями, памятниками, интересными фактами. В игре используются различные задания и формы работы: шуточная олимпиада, викторины и задания по карточкам, мастер-класс по самобытным танцам, творческая мастерская.
Татьяна ЛУКУТЬ, педагог-организатор,
Наталья БАТАРГИНА, Светлана ГАНЕВИЧ,
педагоги дополнительного образования
ГУО «Лидский РЦТДиМ»,
Гродненская область
Цель: формирование у учащихся позитивного и уважительного отношения к своей малой родине.
Задачи:
– познакомить с историческим и культурным наследием города Лиды, его прошлым и настоящим;
– создать условия для формирования эмоционально-насыщенного образа города;
– развивать творческие способности детей в декоративно-прикладной деятельности, хореографии; смекалку, двигательную активность, наблюдательность, чувство юмора; умение продуктивно работать в группе;
– пробуждать интерес, чувство гордости и бережное отношение к историческим и культурным ценностям своей малой родины; побуждать чтить память предков.
Участники: учащиеся 5–7-х классов.
Оборудование, материалы, инструменты: мультимедийная аппаратура; колонки; конверты с разрезными картинками; два комплекта карточек «Да» – «Нет»; карточки с цифрами; мел, две пары обуви большого размера, два платка – для шуточной олимпиады; по количеству детей кусочки ситцевой однотонной ткани 15х15 см, зелёные нитки, иголки, вырезанные из ткани цветы, ножницы, клеящие пистолеты, тонкая ленточка или цветные нитки для бантика – для творческой мастерской; два распечатанных текста с ошибками, две ручки с красным стержнем.
Приложения: https://drive.google.com/drive/folders/1kN51tpgC6q7UsTLBRCMH_1Zxr0ztMtky?usp=sharing
Приложение 1. Материалы к вступительному слову ведущего, фото памятников города Лиды.
Приложение 2. Жетоны «Лев» и «Ключи».
Приложение 3. Материал для конвертов с разрезными картинками.
Приложение 4. Карточки «Да», «Нет».
Приложение 5. Видеоролик мастер-класса и фонограмма к танцу «Крысиный бранль».
Приложение 6. Карточки для викторины «Промышленность города Лида».
Приложение 7. Видеоролик для творческой мастерской «Городские цветы».
Приложение 8. Материал для задания «Найди ошибки в тексте».
Пояснительная информация к проведению игры
Для проведения мероприятия используется карта города Лиды (в виде презентации) со скрытыми изображениями символов, отражающих различные сферы деятельности города.
Учащиеся выбирают конверт с разрезной картинкой символа (цвет обратной стороны карточки соответствует цвету на карте), складывают ее, и на карте открывается соответствующее полное изображение символа. По тематике проводится игра, конкурс или викторина. Символы идут в любом порядке по выбору участников.
Для некоторых конкурсов необходимо деление группы на команды («Лев» и «Ключи»). За правильное выполнение задания участники команд получают жетоны с соответствующими символами. В конце игры командами подсчитывается количество заработанных жетонов.
Для подготовки к конкурсам, работы с презентациями, подключения фонограммы, проверки выполнения заданий, фотосъёмки необходимо привлечь трёх помощников. Во время последнего задания помощники сбрасывают фото мероприятия для итоговой демонстрации на экране.
Ход мероприятия
На экране слайд с изображением памятного знака и символами города. (Приложение 1, Слайд 1)
Ведущий. Давным-давно, среди дремучих принёманских лесов и непроходимых болот, на берегу небольшой, но глубокой и рыбной реки поселились люди. Стали они жить-поживать, рыбу ловить, лес корчевать, поля вокруг распахивать. Происходили эти люди из балтского роду-племени. Разговаривали на древнелитовском языке. Реку, богатую рыбой, назвали Лидейкой, что значит «щука», а местность, после того, как выкорчевали лес, назвали Лида, что значит «вырубка». А в 1323 году здесь был построен замок. Так и началась история города Лида. На гербе нашего города изображены два символа (На карте открываются символы «Лев» и «Ключи»). Атакующая поза льва на красном поле говорит о том, что город может дать отпор врагам, пришедшим на эту землю. Два скрещённых ключа на синем поле символизируют рай для тех, кто бесстрашно сражался за свободу и процветание родной земли (Приложение 1).
Сейчас мы совершим заочное путешествие по городу Лида, предварительно разделившись на команды. За правильное выполнение задания получаете жетон (Приложение 2). Перед вами карта города (Приложение 3), на которой есть изображения символов, закрытые фигурками разного цвета.
Поочерёдно представители команд выбирают любой конверт, складывают разрезную картинку с символами. Нужно догадаться, какую сферу деятельности она означает. На карте под фигуркой соответствующего цвета находятся те же символы.
Ребята, смотрите, в первую очередь открылись символы нашего города, изображённые на гербе, и мы отправляемся в главную достопримечательность – в Лидский замок. И для ознакомления с городом предлагаю викторину «Верю – не верю».
Группа учащихся делится на две команды: «Лев» и «Ключи». Ведущий зачитывает утверждения. Команды по очереди показывают ведущему карточку с ответом «да» или «нет» (Приложение 4).
1 Лидский замок построил Миндовг. (Нет).
2 В начале XX века в Лиде было 10 фабрик и заводов. (Да. Это были небольшие частные производства).
3 Существует два Лидских радиоканала: «Твоё радио» и «Лидер FM». (Да).
4 В Лиде 20 школ. (Нет. На данный момент школ 14, хотя по нумерации есть школа №17, т.к. одна из школ была закрыта. Ещё есть гимназия и лицей).
5 Во время Великой Отечественной войны в Лиде был один из центров партизанского движения. (Да).
6 Свадьба короля Ягайло и княжны Софьи Гольшанской праздновались в Лидском замке. (Да).
7 В Лиде проводится ежегодный фестиваль «Лидбир». (Да).
8 Мирский замок основал лидский староста Юрий Ильинич. (Да).
9 Лидский комбинат пищевых концентратов основан на месте пивзавода. (Да).
10 Лида была столицей Великого княжества Литовского. (Нет).
11 Рисунки на лидских тортах делают при помощи принтера. (Да).
12 В Лиде есть аэродром. (Да).
13 В Лиду приезжал и выступал Янка Купала. (Да).
14 Лида названа в честь княжны Лидии. (Нет. В самом начале упоминалось, что Лида по-литовски означает «вырубка»).
15 Первая белорусская поэтесса жила на Лидчине. (Да. Её псевдоним Аделя из Устрони).
16 В XVI веке в башне Лидского замка проводились судебные заседания и был архив судебных документов. (Да).
Подсчитывается количество правильных ответов, за которые команды получают жетоны.
Ведущий. Одним из развлечений в средние века были танцы. Одним из самых распространённых танцев был «бранль». Появился он примерно в XVI веке и имел разновидности: Конский бранль, бранль прачек, Гороховый бранль и другие. Предлагаю вам разучить «Крысиный бранль» (Приложение 5).
Символы «Молоток» и «Колосья» (промышленность).
(Проводится викторина по принципу «4 угла».)
Ведущий. А сейчас викторина о городе Лиде. На каждый вопрос я даю вам четыре варианта ответа. В углах комнаты расположены карточки с цифрами (Приложение 6). Выбирая ответ, вы подходите к соответствующей цифре. Члены команд, выбравшие правильный ответ, получают жетон для своей команды.
Викторина «Промышленность города Лида»
Название первой Лидской обувной фабрики и продукции, производимой на ней.
1) Астрагал, кожаные сапоги.
2) Ардаль, резиновая обувь. («Ардаль» в переводе на русский язык означает «Калоша», её открыл фабрикант Мелуп в 1927 году).
3) Астра, тапки.
4) Артель, туфли и сандалии.
Сколько в Лиде было пивзаводов в начале ХХ века?
1) Один.
2) Пять.
3) Два. (Один из них был закрыт в 1944, а с 1915 на заводах производили безалкогольное пиво).
4) Три.
В каком веке была открыта Лидская железнодорожная станция?
1) XVII век.
2) XX век.
3) XIX век. (В 1894 году был построен участок железной дороги Вильно-Лунинец, к которому относилась и наша станция).
4) XVIII век.
На основе какого предприятия был создан Лидский завод электроизделий?
1) Лидская гвоздильная фабрика. (Построили в 1926 г. братья Гирш и Граль Чартки. Изготавливали гвозди, подковы, оконные и дверные завесы).
2) Лидский пивзавод.
3) Лидский хлебозавод.
4) Лидский стеклозавод.
Сколько лет в 2020 году исполняется промышленному квасоварению?
1) 50 лет.
2) 120 лет.
3) 70 лет.
4) 100 лет. (Заводы стали изготавливать этот напиток из-за запрета торговли алкоголем).
С какой целью в 1944 году был открыт Лидский комбинат пищеконцентратов «Лидкон»?
1) Производство детского питания.
2) Продукция для фронта. (Первой продукцией был суп картофельный с мясом и каша пшённая).
3) Продукция для туристов.
4) Производство лакомств.
Чем занимался сразу после открытия завод сельхозмашин?
1) Чугунное литьё. (Основан в 1901 г. Производил инвентарь и простейшие машины на конной тяге).
2) Производство гвоздей.
3) Производство лампочек.
4) Алюминиевые изделия.
Какую продукцию не производят на Лидском молочно-консервном комбинате?
1) Сгущённое молоко. (Сейчас этот продукт снят с производства. А самую знаменитую сгущёнку делают в Рогачёве и Глубоком).
2) Сливочное масло.
3) Ряженка.
4) Йогурт.
Символы «Телевизор» и «Газета» (средства массовой информации)
Ведущий. Сыграем в игру «Испорченный телефон»! Участвуют по 2–3 члена команды (выбирают участников). Вы выходите из помещения. Остаётся только кто-то один. Этому участнику я зачитываю текст. Задача слушателя передать то, что он запомнил, следующему участнику. Участники заходят по очереди, слушают и передают полученную информацию. В конце озвучивается первоначальный текст и сравнивается с конечным вариантом.
Текст.
В Лидском погранотряде проходил обучение к несению службы трёхмесячный щенок по кличке Стелла. Это единственная собака породы чехословацкий волчак в пограничной службе Беларуси. Она была выведена для участия в поиске наркотических веществ, взрывчатки, оружия. Стоимость щенка очень высокая – в среднем тысяча долларов, поэтому не каждый может позволить её купить. В два месяца Стелла научилась выполнять команды, а сейчас ещё различает четыре вида наркотических веществ.
Символы «Коньки» и «Мяч» (спорт)
Ведущий. Предлагаю вам размяться и поучаствовать в «Шуточной олимпиаде».
1) Разминка. Игра «Папа купил…»
Ведущий. Я буду произносить текст, показывая движения к нему. Каждое новое движение я буду совершать со всеми предыдущими одновременно. Ваша задача: повторять все движения за ведущим.
Текст
Папа ведёт здоровый образ жизни. Папа пошёл в спортивный магазин и купил для себя новые кроссовки для бега (ногами показывает бег). Для жены купил обруч (вращательные движения туловищем и в то же время продолжает бег). Для дочки купил ракетку для бадминтона (левой рукой имитирует движения с ракеткой). Для сына купил мяч для баскетбола (правой рукой имитирует отбивание мяча от пола). Шёл папа домой, радовался и напевал: оле-оле-оле-оле!
2) Коллективный прыжок
Командный конкурс. Первые участники становятся на линию старта и совершают прыжок с места в длину. После прыжка проводится черта по носкам обуви прыгающих. Следующие участники, не заступив черты, тоже совершают прыжок в длину. Таким образом, каждая команда совершает свой коллективный прыжок. В конце подведём итог.
3) Лыжные гонки
На команду мы выдаём пару обуви большого размера. Первые участники обувают её на свою обувь, пробегают до ориентира, возвращаются к команде, передают обувь следующим участникам.
4) Ночное ориентирование
Перед командами – табуретки. Первым участникам завязываем глаза и они должны пройти свой путь до конца, не уронив табуретки. В конце дистанции снимайте платок с глаз и бегите к своей команде, завязывайте платок следующему участнику.
5) Фигурное катание
Ведущий. Постройтесь попарно. Два участника станьте рядом друг с другом, возьмитесь за руки крест-накрест, бегите к ориентиру, начиная с левой ноги, возвращайтесь к своей команде; следующие пары должны стоять наготове.
Символы «Театральная маска» и «Лира» (культура).
Творческая мастерская «Городские цветы» (Приложение 7).
Символы «Компьютер» и «Тетрадь» (образование)
Задание «Найди ошибки в тексте»
Ведущий. Командам выдаются два текста, две ручки с красным стержнем. Необходимо исправить в тексте ошибки (их 17) (Приложение 8). Итоги этого задания сообщим чуть позже, когда будет проведена проверка текстов.
Символы «Обелиск» и «Огонь» (памятники)
«Нулевой километр»
Ведущий. Как и в любом городе, в Лиде много памятников: героям Великой Отечественной войны (самый большой – Курган Бессмертия), памятники воинской славы, памятник Франциску Скорине, Адаму Мицкевичу, князю Гедимину – основателю города; малые скульптурные формы (скульптуры банщика, командировочного, литейщика, солнечные часы, памятник хлеборобам), муралы – живопись на архитектурных сооружениях (Венера Боттичелли, Гедимин). (Приложение 1, Слайды 12–17)
В городе Лиде в 2008 году установлен знак нулевого километра (Приложение 1, Слайд 18). По сложившейся традиции он расположен вблизи почтового отделения и представляет собой постамент с «розой ветров», на который нанесены названия городов и расстояния до них от Лиды.
Попробуйте навскидку определить расстояние от города Лиды до: Гродно (112,9 км), Бреста (271,2 км), Гомеля (484,3 км), Витебска (461,8 км), Минска (173,3 км), Москвы (883,4 км), Вильнюса (97,5 км), Варшавы (383,2 км, Приложение 1, Слайд 19). (Командам засчитывается вариант, наиболее близкий к правильному.)
Команды подсчитывают количество заработанных жетонов, определяется победитель.
Ведущий. Каждое путешествие остаётся с нами в фотографиях. Пролистаем странички нашего фотоальбома (на экране демонстрируются кадры, снятые по ходу программы).
Наше занятие подошло к концу, всем спасибо за участие!