Автоматизация звука [р] в словах и предложениях с использованием элементов кинезиологических упражнений

- 9:55КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В конспекте индивидуального занятия представлена система работы по автоматизации звука [р] в словах и предложениях у учащихся младшего школьного возраста со стёртой дизартрией с использованием элементов кинезиологии. Материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-дефектолога гимназии.
План-конспект может быть использован не только школьными учителями-дефектологами, но и учителями-дефектологами д/у, работающими в ПКПП, старшая группа.

 

Анна ЛЕБЕДЕВИЧ,
учитель-дефектолог,    
ГУО «Гимназия № 5 им. В.С.Короткевича г. Гродно»

 

 

 

 

Задачи:

– формировать четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук;
– отрабатывать четкое произношение звука[р];
– развивать слуховое восприятие, внимание и память;
– упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
– упражнять в образовании родственных слов;
– упражнять в ответе на вопросы полным предложением.

Оборудование: предметные картинки, следы животных, фонарик, салфетка, бумага, фломастеры, дорожки, массажные коврики, кинезиологический альбом, балансир, счётные палочки, запись спокойной музыки.

 

Ход занятия

I Организационный момент

Учитель-дефектолог. Здравствуй, Имя ребенка! Для того чтобы нам начать путешествие, необходимо пройти кинезиологическую дорожку, расположенную на стене кабинета.

Ученик выполняет показанные движения на картинках.

Молодец, проходи дальше! Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года? (Сейчас зима). Верно, зима. Ой, посмотри, кто-то наступил на снег и оставил следы. Ты должна наступить на каждую кочку, посветить фонариком и назвать, чей это след.

          

 

II Подготовительный этап

Учитель-дефектолог. А теперь давай попробуем произнести звук, который ты научилась произносить. А чтобы было легче, мы сначала сделаем упражнения-помощники.

         

Выполнение кинезиологических упражнения и артикуляционных упражнений по картинкам

Ученик выполняет кинезиологические позы, изображенные в альбоме совместно с артикуляционными упражнениями, которые показаны в альбоме

Упражнение “Фокус”. Необходимо взять ватку, положить на кончик носа, сделать “чашечку” языком, сделать глубокий вдох. И на выдохе сдуть ватку так, чтобы она взлетела вверх.

Упражнение “Дракоша”. Кладем отрезанный кусочек салфетки на высунутый кончик языка на нижнюю губу и сильно дуем. Так, чтобы салфетка стала взлетать.

Упражнение “Кто дальше плюнет”. Заранее скатываем из салфетки маленькие комочки, кладём на кончик языка и сильно дуем.Так, чтобы кончик задрожал.

Учитель-дефектолог. А теперь произнеси звук, с которым мы будем работать, произнеси долго, громко, тихо. (Ррррррррр). Молодец!

 

III Основной этап

Учитель-дефектолог. Перед тобой картинки, вставай на балансир, я буду называть слова в единственном числе, а ты должна образовать множественное число.

Ручеёк, корабль, карандаш, груша, коробка, рама, ручка.
Ручейки, корабли, карандаши, груши, коробки, рамы, ручки.

Учитель-дефектолог. Молодец, ты постаралась. Я думаю, ты и со следующим заданием справишься. Но прежде немного отдохнем.

Физкультминутка “Мышка” (и выполнение кинезиологических упражнений, которые развивают межполушарные связи и улучшают почерк).

У мышонка целый пир. (Ребенок скрещивает руки на плечах)
Ест мышонок вкусный сыр. (Ребенок скрещивает руки на коленях)
Просит маму: « Пи-пи-пи, (Ребенок скрещивает руки на плечах)

Сыру мне ещё купи». (Ребенок скрещивает руки на коленях)

При проговаривании текста физкультминутки выполняем синхронные действия руками: скрещенные руки в локтях, кладём то на плечи, то на колени.

Физкультминутка “Магазин” (способствующая развитию внимания и памяти).

Учитель-дефектолог. Я тебе буду называть три продукта, запоминай. Сделай три поворота вокруг себя и повтори “покупку”. 

Называем ребенку сначала три слова. Например, ручка, карандаш, портфель. Учащийся поворачивается и перечисляет названные “покупки”. Далее наращиваем объём слов.

Давай с тобой посмотрим на картинки, проговорим все слова и сделаем вывод, что здесь лишнее. А также ответь, на какой звук они начинаются?

На картинке изображены ракета, рак, мальчик Рома, рысь. (Лишнее – ракета, потому что она неживая).

Пока мы отдыхали нам пришло письмо с заданием. (Показываем письмо с картинкой на которой нарисован мальчик Рома).

Сейчас я буду задавать вопросы, а ты – отвечать на них полным предложением.

Что Рома любит кушать? (Рома любит кушать мороженое).

На чем Рома любит кататься? (Рома любит кататься на роликах).

Чем Рома любит рисовать? (Рома любит рисовать красками).

Какой краской Рома нарисовал розу? (Рома нарисовал розу красной краской).

Какого цвета у Ромы ранец? (У Ромы чёрный ранец).

IV Развитие мелкой моторики и координации

Учитель-дефектолог. Продолжаем наше путешествие. Пройди две дорожки одновременно, оставляя следы. В этом тебе помогут чудо-фломастеры.

           

 

V Заключительный этап

Учитель-дефектолог. Ты молодец! Занятие наше практически подошло к концу. Но чтобы выйти из моего кабинета, тебе нужно пролететь на ковре-самолёте. Для этого необходимо выполнить “секретное” задание: выложить рыбу по образцу из счётных палочек и образовать родственные слова. Наше слово «рыба».

Назови ласково (Рыбка)

А как называется огромная рыба? (Рыбина)

Как назовешь мелкую рыбку? (Рыбешка)

Суп из рыбы, какой? (Рыбный)

Отлично, ты получаешь билет на ковёр-самолёт!

Звучит спокойная музыка.

Учитель-дефектолог. Закрой глаза, опусти голову на руки и постарайся расслабиться.

Мы отправляемся в полёт: взлетаем на ковре-самолёте. Летим всё выше и выше. Под нами плывут дома, улицы, школа, поля и луга, все такое маленькое… Маленькие машины, люди, улицы, реки…А сейчас начинаем спускаться, всё приобретает реальные размеры, и мы оказываемся в своём кабинете.

Хорошо! Что тебе запомнилось больше всего из нашего путешествия? Напомни мне, пожалуйста, с каким звуком мы работали? (Со звуком [р]) Спасибо за занятие, оно окончено, ты сегодня хорошо справилась.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий