Коты и «котики». Рисование графитовой пылью

- 10:24Авторские проекты, Авторский проект Натальи БОЙКО "Веселая палитра"

 

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”,
Гродненская область

 

 

 

Тема: Коты и «котики»

Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

– формировать умение рисовать графитовой пылью при помощи ватной палочки;
– формировать умение рисовать ластиком простого карандаша по бумаге, покрытой графитовой пылью;
– формировать умение передавать форму, величину объектов, их отличительные признаки;
– развивать зрительное восприятие, воображение, фантазию;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.

Предварительная работа:

– рассматривание иллюстраций с изображением вербы (или в природе);
– подготовить графитовую пыль путем стачивания грифеля простого карандаша канцелярским ножом;

– нанести графитовую пыль на листы А5.

Оборудование:

– образцы рисунков,
– распечатанная открытка с «котиками», 
– магнитная доска,
– магниты.

Материалы:

– две половинки альбомного листа, одна из которых покрыта графитовой пылью (формат А5);
– ватная палочка;
–  простой карандаш с ластиком;
– цветной карандаш (коричневый);
– краски акварельные;
– зубная щетка (жесткая кисть);
– стаканчик-непроливайка с водой;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.

                                  

Ход занятия

I   Вводная часть

1 Познавательная беседа

– Ребята, отгадайте мою загадку:

Пушистые котятки
На веточках сидят.
Не плачут, не мяучат,
И кушать не хотят. (Верба)

– Правильно, ребята, это – верба. Дерево, почки которого в народе называют «котиками» из-за их пушистости и мягкости. Совсем недавно был светлый праздник Вербное воскресенье, и я получила множество поздравлений от своих друзей в соцсетях. Но самое яркое впечатление у меня оставила одна шуточная открытка, присланная мне кем-то из моих знакомых.

Увидев ее, я сразу же решила, что обязательно нарисую такую же вместе с вами на наших занятиях. В то же время у меня возник вопрос: а откуда пошло название почек вербы «котики»? Почему не «мышата»? Не «зайчата»? Эти животные ведь тоже пушистые и серые. Из своего любопытства я стала искать информацию в интернете. И мне на глаза попались две интересные сказки-легенды. При желании вы можете попросить родителей почитать их вам. А я расскажу вам их кратко. В первой сказке говорится о маме-кошке, детки которой попали в беду: без спроса ушли из дома и упали в воду. Растущая на берегу верба, по просьбе мамы-кошки, склонила свои ветви к воде и котята таким образом смогли благополучно выбраться на сушу. «С тех пор в начале весны ветви вербы уже не выглядят как ветви других деревьев — голыми и невзрачными, а покрываются светлыми пушистыми почками. И если кто присмотрится повнимательнее, то увидит, что их обхватили лапками крошечные котята».

– Вторая сказка не менее интересна. В ней речь идет о влюбленном котике и о капризной кошечке. Серый котик никак не мог покорить сердце красавицы, принося ей различные подарки: рыбку, мышку, птичку. Все было бесполезно. И вот встретилась как-то раз котику волшебная верба, которая подарила ему свою чудесную веточку с серыми пушистыми «котиками». Этот подарок очень понравился красавице, она была в восторге от такого трогательного подарка. «Так-то верба помогла котику покорить неприступное кошачье сердечко. И с тех пор каждую весну на вербе появляются красивые пушистые почки, точь-в-точь как маленькие котята – чтобы каждый котик смог добиться благосклонности своей возлюбленной, даже самой избалованной».

– Ребята, сегодня я хочу предложить вам примерить на себя роль художников-иллюстраторов. Люди этой профессии рисуют иллюстрации (рисунки) к рассказам, сказкам, которые потом печатают в книгах и журналах. Давайте нарисуем к каждой сказке иллюстрацию. Вы можете нарисовать тот же сюжет, что и на моих образцах, а можете, проявив фантазию, придумать что-то свое, чем-то дополнить.

2 Пальчиковая гимнастика «Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем)
Сейчас все котята по парам стоят: (Пальцы прижимаем друг к другу)
Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

 

II Основная часть

1 Рассматривание образца

Предложить детям рассмотреть образцы иллюстраций. Обратить внимание на то, что изображение котят, сидящих на веточке, выполнено графитовой пылью (измельченным стержнем простого карандаша) при помощи ватной палочки. Вторая иллюстрация выполнена в технике, перекликающейся с первой, но имеющей существенное отличие: если при первой технике объект получается путем нанесения на бумагу графитовой пыли, то во втором случае объект получается за счет стирания последней ластиком. То есть на первом образце котики изображены благодаря пыли, а во втором силуэты котов получены за счет белизны бумаги, путем удаления с нее пыли.

 

2 Выполнение рисунка

1. Простым карандашом рисуем веточку. Затем на ней рисуем «котиков» при помощи ватной палочки, набирая на нее графитовую пыль. Уточняем, что образ котенка легко строится из геометрических фигур: овал – туловище, круг – голова и два ушка – треугольники. Следим, чтобы «котики» максимально равномерно располагались по веточкам.

2. Простым карандашом прорисовываем мордочки: ушки, глазки, усики, носики. На время откладываем рисунок в сторону.

3. На листе бумаги, покрытой графитовой пылью, ластиком простого карандаша путем стирания покрытия рисуем второй сюжет. Сначала веточки, потом рядышком сидящих на них кота и кошку (принцип тот же: голова – круг, туловище – овал, ушки – треугольники). Вверху рисуем солнце, а вокруг него несколько увеличивающихся по размеру кругов (солнечный свет). Украшаем веточки листочками, протирая фон самым кончиком ластика. Напоминаем детям, что они могут проявить фантазию и внести свои элементы в сюжет рисунка.

3 Физкультминутка «Кошка»

Вы со мной знакомы близко, (Дети идут по кругу на носочках)
Я – приветливая киска. (Останавливаются лицом в круг)
Кверху – кисточки на ушках, (Делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках. (Делают «коготочки» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (Вновь и дут по кругу, крадучись)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно – (Останавливаются, встают лицом в круг)
Я царапаюсь ужасно. (Показывают «коготочки»)

 

4 Дорисовка фона и деталей рисунка

Карандашом коричневого цвета обводим веточку и рисуем под каждым «котиком» «гнездышко». Краской желтого и зеленого цветов, зубной щеткой или жесткой кистью выполняем набрызг (производим резкие отрывистые движения указательным пальцем по щетине, с нанесенной на нее краской).

 

Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают свое оценочное мнение.

Детям задаются вопросы: понравилось ли рисовать в новой технике? было ли сложно? что именно?

Если ребятам понравилось рисовать в новой технике, и они хотели бы порисовать, используя ее, дома, то следует напомнить о том, что им понадобится помощь взрослых, чтобы получить графитовую пыль. Если есть желание, чтобы рисунки были цветными, то таким же образом, при помощи канцелярского ножа, мы можем получить цветную пыль из стержней цветных карандашей.

Рисунки собираются, просушиваются, затем помещаются в портфолио воспитанников. 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий