В материале автор делится опытом планирования и организации времени пребывания детей в группе продленного дня.
Ольга ПРАНУЗА,
воспитатель группы продлённого дня
ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши»,
Витебская область
Как организовать досуг школьника в рабочие дни, сделать его содержательным и интересным, обеспечить безопасное и комфортное пребывание во внеурочное время, качественно выполнить с ребёнком домашнее задание?
Возможно, большинство родителей задаются этими непростыми вопросами. И я как воспитатель группы продлённого дня с уверенностью могу сказать: вам поможет продлёнка!
Часто само понятие «группа продлённого дня» понимается искажённо. Многие воспринимают его только как контроль выполнения домашнего задания и своеобразную «камеру хранения», где дети находятся под присмотром педагогов. Но это не так! Ведь главной целью работы группы продлённого дня является создание условий для гармоничного развития личности, оптимального воспитания, предоставление интересного и увлекательного досуга.
В группе продлённого дня я работаю уже несколько лет. Свою деятельность стараюсь выстраивать так, чтобы каждый день воспитанников был наполнен яркими открытиями и впечатлениями, чтобы ребята с желанием шли в группу и проводили здесь время с пользой.
Режим дня и вся работа группы построена таким образом, чтобы выполнялись задачи здоровьесбережения. Не секрет, что приходя домой, многие дети садятся за компьютер или берут в руки телефон. Поэтому невозможно переоценить заслуги группы продлённого дня, которая даёт множество возможностей для активного отдыха. Обязательной составляющей общего распорядка в нашей группе являются спортивные часы и физкультурно-оздоровительные занятия на воздухе. Ребята с огромным удовольствием принимают участие в спортивных эстафетах и соревнованиях. Большое значение имеют физкультминутки и паузы, проводимые во время занятий или самоподготовки.
Ежедневно организуются различные виды прогулок (прогулка-творчество «На что похожи снежинки?», прогулка-наблюдение «Пернатые соседи», прогулка-практикум «Дорожная азбука», целевые, информационные, прогулки-фантазии и др.).
С огромным удовольствием дети отправляются на экскурсии по различным местам нашего города. Так, в течение этого учебного года мы с ребятами побывали в нескольких городских музеях: в «Оршанском музее им. В.Короткевича», в «Военно-историческом музее им. Героя Советского Союза К.С.Заслонова», в краеведческом музее «Млын». Совершили большое количество природоведческих и обществоведческих экскурсий. Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к героическому и историческому прошлому нашей страны, культуре своего народа, красоте родной природы, а также содействуют решению оздоровительных и образовательных задач, создают условия для развлечения и физической разрядки учащихся.
Важное значение в системе работы группы продлённого дня имеют ежедневные общеразвивающие занятия в помещении, направленные на семейное, духовно-нравственное, трудовое, гражданско-патриотическое воспитание, воспитание психологической и информационной культуры, культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. При проведении таких занятий я обязательно учитываю возраст, интересы и способности детей. Опираюсь на календарь государственных праздников и праздничных дат, а также нормативные документы. Стараюсь использовать различные формы проведения мероприятий: информационная служба новостей («Так ли прост простой карандаш?»), игровые практикумы («Дети имеют права, дети имеют обязанности», дискуссии («Зачем нужна семья?»), видеосалоны, беседы, мастер-классы и др. Такое разнообразие видов и форм работы делает занятия не похожими друг на друга, а значит не вызывает скуку у детей.
Особое значение в работе группы продлённого дня имеет воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, интересующегося её историей и имеющего гордость за свою страну. Именно поэтому в свою работу я постоянно включаю мероприятия патриотической направленности. Ребята с удовольствием принимают участие в различных флешмобах и фотоконкурсах («Мир в семье – мир в стране», «Я служу»). В группе регулярно проводятся тематические беседы (информ-дайджест «Юные герои Великой Отечественной войны»), уроки мужества («Прошла через детство война»), интеллектуальные викторины («Мой народ – моя память»), игровые программы и праздники, посвященные нашей малой родине – городу Орше, а также Республике Беларусь.
Большое внимание уделяется истории нашей страны в годы Великой Отечественной Войны.
В преддверии Дня Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь ребята принимали участие в акции «Споём гимн вместе».
Помимо этого в течение года ребята из группы продлённого дня активно участвуют в выставках творческих работ на гражданско-патриотическую тематику. Ежегодно проводится конкурс чтецов «Мы ганарымся табой, Беларусь!»
Занятия творчеством предоставляют детям уникальную возможность развить свою творческую мысль и воображение. Это не только приятное и интересное времяпрепровождение, но и ценный инструмент для развития множества навыков и качеств, способности мыслить креативно и гибко. Именно поэтому практически ежедневно с ребятами мы занимаемся различными видами творческой деятельности: от привычных рисования и лепки, до изготовления украшений из фоамирана и поделок из синельной проволоки. Работа с такими нестандартными материалами вызывает у ребят огромный интерес и желание творить самостоятельно.
Своими руками нами была изготовлена ширма и куклы для кукольного театра. Теперь ребята с удовольствием принимают участие в театральных постановках, куда приглашают своих одноклассников и других учащихся школы.
С целью развития творческих способностей, логического мышления, понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков на практике, с учащимися группы продленного дня мы регулярно принимаем участие в конкурсах проектных работ «Я – исследователь». Имеем два диплома 1-й степени в районных конкурсах исследовательских работ, также наша работа отмечена дипломом 2-й степени на областном конкурсе «Вернисаж».
Наш кабинет группы продлённого дня представляет собой современное помещение, разделённое на несколько зон в соответствии с потребностями детей: учебная, игровая, релаксационная, творческая. Имеется читательский уголок, уголок здоровья и настроения. Кабинет наполнен различными видами игровых и учебных пособий, что делает пребывание в группе продлённого дня увлекательным и интересным. Таким образом, наша группа продлённого дня – это целый комплекс занятий, в центре которого – ребёнок и его интересы.
Детство – самая счастливая пора в жизни любого человека, наполненная яркими эмоциями, незабываемыми впечатлениями и открытиями. А задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы именно так и было на школьных занятиях и после них.
Нескучная продлёнка
Закончились уроки – счастливая пора!
И с радостью в продлёнку спешит вся детвора.
Их встретит воспитатель с улыбкой добродушной,
И знают все ребята: им будет здесь нескучно!
«Ну, здравствуйте, детишки! Пройдите в светлый класс!
Я очень-очень рада сегодня видеть вас!
Как день прошёл ваш в школе? А всё ли хорошо?
Отметкой все довольны? И кто домой ушёл?» –
Он спросит с интересом, улыбки не тая,
И вместе соберется вся дружная семья.
Так начинается привычный
в продлёнке день весьма обычный.
Приводит всё всегда в порядок
наш утверждённый распорядок:
обед, прогулка, очень ловко проходит самоподготовка.
А засиделись в классе – в раз проходит и спортивный час.
Занятий много – их не счесть, что даже некогда присесть:
Играть, лепить, читать, мечтать и всё о мире узнавать.
Покажем просто, без стесненья театра кукол представленье!
Чтоб от науки не отстать, всегда стараемся принять
Участье в конкурсах различных,
И с результатом – на отлично!
Так вот уже не первый год нас кружит дивный хоровод:
Плеяда творческих проектов,
Где изучаем мы объекты, интересующие нас,
А результаты – просто класс!
Имеем разные дипломы, а главное,
Что не исчез к науке тонкий интерес!
Вот так вот дружно день за днём
В продленке нашей мы живём.
Совсем мы в группе не скучаем,
И вас всех в гости приглашаем:
Исследовать, творить, мечтать,
Мир многогранный познавать!