Опыт консультирования педагога-психолога учреждения образования в интернет-пространстве

- 11:27Психологическая помощь

Онлайн-консультация – один из видов психологической помощи, оказываемой через интернет. Представляет собой альтернативный источник психологической помощи, в частности, в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование недоступно или невозможно.

 

Артур АДАМОВИЧ,
педагог-психолог
ГУО «Первомайская средняя школа» Лидского района,
Гродненская область

 

Онлайн-консультирования в учреждении образования сложно оценить как явление в связи с тем, что этот способ оказания психологической помощи и поддержки недостаточно изучен и регламентирован. Вместе с тем, все чаще возникает необходимость в использовании онлайн-консультирования в практике педагога-психолога. Это удобной способ оказания психолого-педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса: учащимся, обучающимся на дому, учащимся, вынужденным часто пропускать школу по определенным причинам, учащимся, которым необходима помощь педагога-психолога в нерабочее время, многодетным родителям, родителям, которые в силу рабочей занятости не всегда могут посетить педагога-психолога и т.д. Онлайн-консультирование удобно, прежде всего, для того, кто обратился за помощью, так как такой способ взаимодействия подразумевает удобство, комфорт, отсутствие напряжения и т.д.

В своей практике я нечасто прибегаю к онлайн-формату в консультировании, стараюсь использовать его в тех случаях, когда учащийся или законный представитель действительно не имеют возможности посещения очных встреч. Исходя из опыта работы в онлайн-формате, могу сделать выводы, что такой способ работы подходит не для всех проблем, с которыми сталкивается педагог-психолог. Хочется обратить внимание на тонкости и нюансы.

Онлайн-консультация – один из видов психологической помощи, оказываемой через интернет. Представляет собой альтернативный источник психологической помощи, в частности, в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование недоступно или невозможно.

 

Преимущества онлайн консультирования

1 Каждый участник образовательного процесса, имеющий доступ в интернет, может получить квалифицированную психологическую помощь онлайн.
2 Экономия времени. Учащиеся на надомном обучении, многодетные родители, родители с плотным графиком работы, имеют возможность получить онлайн-консультацию прямо из дома.
3 Экстренная психологическая помощь. Возможность для всех участников образовательного процесса получить неотложную, квалифицированную допсихологическую или психологическую помощь.

 

Недостатки онлайн-консультирования

1 Необходимость стабильного подключения к интернету.
2 Грамотное и эффективное распределение рабочего времени.
3 Из-за ограниченных возможностей в контакте невербальные средства общения (мимика, поза, интонация) могут оставаться за кадром. Некоторые люди демонстрируют свои эмоции в большей мере через “язык тела”. Поэтому так важно использование камеры во время онлайн-консультирования.
4 Не всякий педагог-психолог сможет дать квалифицированную консультацию онлайн. Это определенный вид деятельности, требующий специфических знаний и опыта.

 

Этика профессиональных действий педагога-психолога при онлайн-взаимодействии

Для того чтобы педагог-психолог оказал квалифицированную психологическую помощь, необходимо соблюдение этических норм и правил.

Современный мир все больше уходит в работу онлайн. И работа педагога-психолога не является исключением. Существуют не только видеоконсультации, но и аудио-, и даже текстовые консультации. Но вот требования к этическим нормам должны оставаться такими же, как и при работе офлайн-режиме.

1 Педагог-психолог должен обеспечить конфиденциальность консультации, подумать о “безопасности”. Если идёт видео-консультация, то специалист должен быть в отдельном закрытом помещении, по возможности в наушниках, чтобы клиент мог спокойно рассказывать о своих проблемах, не боясь, что кто-то услышит. Если речь идёт об аудио- или текстовом формате, то педагог-психолог должен запаролить свой телефон и доступ к программным приложениям.

2 Педагог-психолог обязан в своей работе опираться на моральные принципы:

– не навреди;
– не навешивай ярлыков;
– принимай клиента таким, каков он есть;
– сохраняй профессиональную тайну;
– неоспоримый приоритет интересов клиента.

3 Ещё одним важным критерием этической деятельности педагога-психолога является нравственный уровень. Критериями развития нравственности личности специалиста выступают:

– наличие собственной точки зрения;
– сформированная мировоззренческая и гражданская позиция;
– терпимость и толерантность к иному мнению;
– принятие права на иную точку зрения.

4 Педагог-психолог должен иметь возможность обратиться за помощью супервизора для проработки ситуации, если будет необходимо.

 

Формат онлайн-консультирования

Современные интернет ресурсы предлагают несколько вариантов использования новых технологий специалистам помогающих профессий:

– режим видеоконсультации (с помощью Skype, Viber, Messenger, ZOOM и др. программ). Это наиболее приближенный к традиционному варианту способ работы, так как сохраняется режим face-to-face. Однако он более требователен к качеству связи;
– голосовая консультация (с помощью любых программ, позволяющих совершать звонки). Используется, как правило, при неустойчивом интернете и при экстренной необходимости;
– переписка в чате в режиме реального времени (так называемая, синхронная переписка) – обычно осуществляется в программах мгновенного обмена текстовыми сообщениями (VK, Viber, Telegram и др.);
– асинхронная переписка – в чате или с помощью электронных писем. Асинхронная переписка (в чате или по электронной почте) удобна для тех, кто не может выделить достаточного времени для сеанса или в целом предпочитает письменное общение. Как правило, она содержит вопрос учащегося, ответ и рекомендации психолога.

 

Подготовительный этап

Перед началом онлайн-консультации проверьте возможность уединения для разговора, стабильность интернет-соединения, возможность обеспечения конфиденциальности. Также уделите внимание тому, чтобы под рукой находились необходимые инструменты для работы: необходимые ссылки, презентационные материалы необходимые для онлайн-консультирования, письменные принадлежности для фиксации и записывания заметок в ходе консультирования.

Важно определить собственные, профессиональные ограничения: недостаточная квалификация в работе с определенными запросами клиента в режиме онлайн, неуверенность в работе в режиме онлайн в целом.

 

Установление контакта

– оповещение и уточнение имени и возраста учащегося (необходимо для проверки аудио- и видеосвязи, а также для сбора информации);
– выслушивание учащегося (необходимо применять техники активного слушания, проговаривания, отзеркаливания);
– прояснение полученной информации при помощи открытых вопросов (что чувствует? что делал? что было дальше? и т.д.);
– уточнение и формулирование запроса;

– установление границ взаимодействия: продолжительность во времени, количество предварительных встреч, собственные компетенции (в случае необходимости), предложение встретиться на рабочем месте (в случае необходимости и в зависимости от сложности ситуации);
– определение границ проблемы и запроса (от этого зависит подбор методов и техник работы в режиме онлайн).

Формулирование запроса

Для того чтобы детально понять запрос, необходимо:

– задать уточняющие вопросы для проверки запроса (Вам хочется обсудить это со мной или…? Мне кажется, что вы ожидаете от меня совета или рекомендацию…? и т.д.);
– если учащемуся сложно сформулировать запрос, помогите перевести его в конструктивный или предложите очную встречу на своем рабочем месте.

Для конкретизации намерений учащегося необходимо:

– задать уточняющие вопросы для определения «маркеров» (Насколько я правильно вас понял, вы хотите…? Как вы поймете (почувствуете), что проблема решена…? Как бы вам хотелось, чтобы эта проблема разрешилась…? Как вы хотите себя чувствовать после того, как проблема разрешится…? и т.д.);
– если учащемуся сложно конкретизировать свои намерения, помогите перевести его в конструктивный диалог или предложите очную встречу на своем рабочем месте.

 

Краткосрочная психологическая помощь

Краткосрочное консультирование – это альтернатива глубинной психотерапии. Фокус внимания направлен на решение проблемы, а не на поиск ее причин и источников. Место вопросов «Почему это случилось?» и «Кто виноват?» занимает вопрос «Что можно сделать?». Это позволяет вовлекать в решение проблемы социальное окружение обратившегося (семью, других специалистов: учителей, врачей и т.д.) и добиваться результатов за более короткое время. Такой вид помощи подходит для консультаций в условиях ограниченного времени, при онлайн-консультировании.

Навык решения проблемы, полученный в процессе онлайн-консультирования, остается с учащимся на всю жизнь, и при решении следующих своих задач он спокойно сможет применить его и справиться сам.

В учреждении образование краткосрочное психологическое консультирование можно применить при решении индивидуальных проблем участников образовательного процесса, при работе с детско-родительскими отношениями, поведенческими проблемами детей, проблемами профориентации и т.д.

 

Исходя из собственного опыта работы в учреждении образования, я обратил внимание, что в условиях онлайн-консультирования хорошо прорабатываются следующие запросы:

– работа с внутренним состоянием обратившегося (упражнение «Дыхание по квадрату», «Письмо своему страху», арт-терапевтическое упражнение «Мое настроение»);
– работа с разрешением ситуации и развитием навыка принимать решения (упражнение «ЗАТО», «Квадрат Декарта»);
– работа по поиску внутриличностных ресурсов и самоисследование (упражнение «Солнце ресурсов и жизненных сил»).

 

Грамотное завершение онлайн-консультации является залогом закрепленной работы и эффективного взаимодействия в дальнейшем.

1 Подведите краткие итоги работы.
2 Попробуйте провести оценку состояния обратившегося на момент завершения работы.
3 Попросите обратившегося сформулировать, что было важного и ценного в ходе работы.
4 В случае необходимости сделайте акценты на важных деталях, а также на необходимости выполнения рекомендаций.
5 Стоит уточнить, требуется ли еще помощь и в чем именно.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий