Систематизация и обобщение знаний учащихся о социально-экономическом развитии Беларуси, которые произошли в XIX – начале XXI веках.
Наталья МАКОВЕЙ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Тема урока: «Обобщение по разделу “Социально-экономическое развитие Беларуси”» (последний урок в разделе 2).
Задачи:
– систематизировать и обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии Беларуси, которые произошли в XIX – начале XXI вв.;
– содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– создать условия для воспитания у учащихся чувства гордости за достижения старшего поколения в области экономики.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: самостоятельная работа учащихся в группах, работа в парах, работа с учебником, картой.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, лист оценивания, мультимедийная презентация «Медиаазбука», задание «Социально-экономическое развитие Беларуси» разработанное в программе LearningApps.org https://learningapps.org/display?v=pnoyov7q323
Ход урока
I Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Мы завершили с вами изучение раздела «Социально-экономическое развитие Беларуси» и сегодня на уроке вспомним, как проходило экономическое развитие на территории Беларуси с XIX до начала XXI века.
II Целемотивационный этап
– События, о которых мы будем говорить, охватывает более двух веков. На их протяжении в Беларуси решали аграрный вопрос, в ходе которого произошел переход от аграрно-ремесленного к индустриальному обществу. А к XXI веку сформировалась белорусская модель социально-экономического развития.
– Сегодня вам предстоит выполнить различные задания, которые помогут проверить, насколько вы усвоили данную тему.
– Для оценки результатов вашей деятельности у вас на партах есть листы оценивания (Приложение 1), куда на протяжении урока вы будете вносить заработанные баллы за каждое задание, а в конце урока переведете их в отметку за урок.
III Обобщение и систематизация изученного
– Главными событиями в социально-экономическом развитии за период с XIX до начала XXI века стали реформы, которые проводились для решения аграрного вопроса. Это аграрная реформа 1861 года, Столыпинская реформа, проведение коллективизации.
– Свои знания об этих реформах вы сможете показать во время игры «Водоворот». Напоминаю условия: мы сейчас разделимся на три группы. У каждой группы будет свой вопрос и маркер того цвета, которым записан вопрос. Вам необходимо за две минуты написать все, что вы знаете по этому вопросу (дата, мероприятия, результаты и т.д.). Через две минуты вы меняетесь по кругу листами с заданиями. Напротив каждого высказывания вы ставите (+, –, ?) и записываете то, что знаете сами по этому вопросу. В конце игры представитель группы защищает работу группы и отстаивает свою точку зрения, если необходимо (На доске: «+» – согласен; «–» – не согласен; «?» – сомневаюсь).
– Если у группы будет полный ответ без ошибок, получаете 5 баллов, 1–2 ошибки – 4 балла, более 3 ошибок – 2 балла. У представителя защиты работы есть возможность получить дополнительный балл.
Задания для групп:
1-я группа – «Аграрная реформа 1861 года»
2-я группа – «Столыпинская реформа»
3-я группа – «Проведение коллективизации»
После защиты идет выставление баллов в листы оценивания.
Физминутка
– Кроме решения аграрного вопроса, развивались капиталистические отношения в промышленности. Это связано было с промышленной революцией, в ходе которой происходил рост городов, мануфактуры сменялись на фабрики, рос уровень торговли. Чем же характеризуются данные понятия? Я предлагаю вам выполнить задание «Логические круги» на странице 96 учебника. Работаем в парах. За правильно выполненное задание можно заработать три балла. На выполнение задания дается 5 минут.
После выполнения задания выставляются баллы в оценочный лист.
– В этот же период в белорусских городах появились новые отрасли промышленности. К ним относятся машиностроительная, соледобывающая и другие. Перед вами карта с названиями городов и названиями отраслей промышленности (Приложение 2). В течение трех минут вам необходимо соотнести значки с названиями городов. За правильно выполненное задание можете получить 4 балла.
Проводится взаимопроверка, ответы на слайде.
– Молодцы! Хорошо справляетесь с заданиями. Давайте вспомним, какие общественно-политические события, происходившие в Беларуси в 1918–1941 годах, обусловили особенности социально-экономического развития в этот период (Политика «военного коммунизма», НЭП, индустриализация, коллективизация).
– Хорошо. Назовите годы реализации белорусской модели социально-экономического развития. (С 1996 по настоящее время).
– Что характерно для белорусской модели социально-экономического развития? (Сильная и эффективная государственная власть, равенство различных форм собственности, интеграция с Россией и странами СНГ, сильная социальная политика государства.)
– Какие мероприятия проводились, с целью реализации перечисленных программ, вы вспомните, выполнив задания по QR-коду. Для выполнения вам дается 5 минут.
– Баллы, которые вы получили за это задание, внесите в свои листы оценивания.
– Все задания выполнены. Давайте подытожим и вспомним все понятия, которые характеризуют социально-экономическое развитие Беларуси с XIX до начала XXI века. А поможет нам в этом медиаазбука.
На экране вы будете видеть начальную букву названия исторического понятия и картинку, которая иллюстрирует его. Кроме того, я буду задавать вопрос, который поможет вам дать правильный ответ. Как только вы услышите вопрос, вам необходимо написать определение на пустой карточке у вас на столе. После того как все поднимут карточку, правильный ответ вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ вы можете получить 1 балл. Всего за задание – 9 баллов.
А – способ аграрного хозяйствования, при котором собственность на землю закрепляется за теми, кто ее непосредственно обрабатывает. («Американский путь развития капитализма»)
В – внутренняя политика советского государства 1918–1921 гг. (Политика военного коммунизма)
И – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях. (Индустриализация)
К – объединение индивидуальных хозяйств в коллективные. (Коллективизация)
М – введение усовершенствований, которые соответствовали бы техническим требованиям XIX в. (Модернизация)
Н – передача имущества из частной собственности в государственную. (Национализация)
П – продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств в годы НЭПа. (Продналог)
Р – система репрессивных мер в отношении зажиточных крестьян во время проведения коллективизации. (Раскулачивание)
У – высокий прирост городского населения по сравнению с сельским. (Урбанизация)
IV Подведение итогов, рефлексия
Подсчет баллов – перевод в оценку.
Оценка деятельности по принципу «Я – ……10, Ты – …..10, Мы – …..10» (учащийся должен выставить себе оценку за работу на уроке, соседу по парте, всему классу и объяснить, почему именно такая оценка).
V Домашнее задание
Стр. 99. Творческое задание (по желанию).
Приложение 1
Лист оценивания
Ф.И.___________________________________
Задания |
Максимальный балл |
Полученный балл |
«Водоворот» |
5 |
|
«Логические круги» |
3 |
|
Карта |
4 |
|
Викторина |
6 |
|
Медиаазбука |
9 |
|
ВСЕГО БАЛЛОВ |
27 |
|
27–25 – «10»
24–21 – «9»
20–18 – «8»
17–15 – «7»
14–12 – «6»
11–9 – «5»
8–6 – «4»
5 – «3»
4–1 – «2»
Приложение 2