Задачи на нахождение числа по его доле. Решение задач изученных видов. Урок математики в 3-м классе

- 9:29I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Совершенствование умения анализировать и решать простые и составные задачи изученных видов; записывать решение составной задачи при помощи выражения, решать данные задачи разными способами, составлять обратные задачи, формировать вычислительные умения при решении текстовых задач.

Татьяна КРУКОВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Задачи на нахождение числа по его доле. Решение задач изученных видов».

Урок математики № 55.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, объяснение, закрепление, самостоятельная работа.

Форма: фронтально-групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Цель урока:

планируется, что к окончанию урока учащиеся

будут знать о способе составления и решения задач на нахождение числа по его доле, по принципу составления и решения обратных задач на нахождение доли числа;

будут уметь самостоятельно анализировать и решать составные задачи изученных видов.

Задачи урока

Обучающая:
– содействовать совершенствованию умения анализировать и решать простые и составные задачи изученных видов; записывать решение составной задачи при помощи выражения, решать данные задачи разными способами, составлять обратные задачи, формировать вычислительные умения при решении текстовых задач.

Развивающая:
– создать условия для развития навыка устного счёта, умения работать над анализом и решением задач по алгоритму; способствовать накоплению математической терминологии.

Воспитательная:
– содействовать положительной мотивации учебной деятельности, умению работать в коллективе, в парах и группах.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник «Математика, 3 класс», карточки со знаками «+» «–», «*» «:», наборы цифр, набор карточек «задачи – примеры», «Дробные отношения», «Геометрическая фигура», таблицы «Компоненты действий умножения и деления», «Правило о кратном сравнении», конверты с задачами, памятки с алгоритмами (правилами), стикеры, микрофоны, мультимедийная презентация, раздаточный материал, аудиозапись для релаксации.

 

Ход урока

1 Организационный этап

Создание положительного эмоционального настроения

– Ребята, к гостям, пожалуйста, повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь!

–  Мы умные, мы внимательные, мы отлично учимся, всё у нас получится!

–  Расскажите, пожалуйста, что нам необходимо, чтобы урок был успешным и результативным? Какие умения нам необходимы, для того чтобы всё получилось?

Работаем по схеме «Урок = Успех = Результат = Знания = Сотрудничество = Творчество = Внимание». (Учащиеся рассказывают о тех умениях, которые им пригодятся для успешной работы на уроке).

Формулировка темы и задач урока при помощи учащихся

–  Кто поможет определить цель и задачи урока, ориентируясь на тему урока?

Учитель озвучивает тему урока. (Предполагаемые ответы учащихся: Мы продолжим составлять, анализировать и решать задачи на нахождение доли числа; развивать вычислительные навыки, математическую речь, решать примеры и задачи, изученных видов).

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Интересная наука,
Наша математика!

 

2 Этап проверки домашнего задания

УП, с. 109. Задача № 2; примеры № 1.

Задача. Валентин пробежал 80 м, а его младший брат – 1/8 часть этой дистанции. Сколько метров пробежал младший брат Валентина?

Задание учащемуся, который работал над объяснением решения задачи: устно составить и решить обратные данной задаче.

Проверка решения примеров: учащийся читает только ответы, остальные хлопают, если ответ верный.

Задание учащемуся, решить задачу по готовой краткой записи с геометрическим содержанием на доске.

Игровое упражнение «Свободный микрофон»

Учащиеся задают свои дополнительные вопросы.

 

3 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению и закреплению учебного материала

Устный счет

– Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она!
Без устного счёта
Не ладится в мире
Ни одна работа.
Поэтому мы зря время не теряем,
На вопросы отвечаем.

Докажем это при помощи устного счёта.

Упражнение «Сосчитай-ка» по опорам «Собери ребят на зимнюю прогулку» (решить и записать выражения, прочитав математически грамотно разными способами, находя соответствие между значениями выражений). 

–  Что помогает вспомнить это упражнение? (Таблицу умножение и деления, мы развиваем математическую речь, вспоминаем о взаимосвязи действий сложения и вычитания, умножения и деления).

Работа в паре

Дети в паре хором зачитывают записанные в тетради равенства и неравенства.

Упражнение «Составь и реши» цепочку равенств на умножение и деление, неравенств на кратное сравнение с любым выражением.

5 * 6 = 30        30 > 5 в 6 раз
30 : 6 = 5         30 > 6 в 5 раз
30 : 5 = 6         6 < 30 в 5 раз
6 * 5 = 30        5 < 30 в 6 раз

–  В чём поможет нам данное упражнение? (Выполнить проверку умножения и деления, решать и выполнять проверку решения задач, узнать во сколько одно число больше или меньше другого, находить долю числа и число по его доле).

Один учащийся работает у доски.

Игровое упражнение «Свободный микрофон»

Вопросы учащемуся, работающему у доски.

Упражнение «Молчанка»

– Ещё одно упражнение, которое поможет нам при выполнении решений устного счёта, – молчанка.

Учитель показывает на схему, задаёт вопросы, учащиеся при помощи карточек со знаками арифметических действий сигналят о выборе необходимого действия для решения задач и примеров: нахождение доли числа, числа по его доли, «больше на «+», меньше на «–», больше в «*», меньше в «:», кратная разница «:», геометрическая фигура – прямоугольник: периметр «+» и «*», площадь и периметр квадрата: «+», «*» и т. д.

 

4 Этап работы по теме урока. Усвоение и закрепление способов действий

Работа в тетради. Чистописание

Наблюдение за числами, установление закономерности и запись чисел:

42, 7, …,  81,  9, …,  15,  3, …, 24, 4, ….
Например:
1/7 от 42 = 6  (приводят свои примеры)   
6 – это 1/7 от 42

Игра «Сколько»

По цепочке привести свои примеры на нахождение доли числа и числа по его доле.

Учащиеся вспоминают правило, рассказывают друг другу в парах правило и свои примеры.

Упражнение «Я знаю»

Проверка устного счёта (двое учащихся – у доски, остальные – самостоятельно задают вопросы по очереди).

Проверка результатов (10 ответов).

Физкультминутка

 

Работа с тренажёрами

По цепочке записать 10 примеров, прочитав и решив математически грамотно.

Учащийся решает и записывает примеры на доске по наглядности «ёлочка».

Упражнение «Свободный микрофон»

Проверка учащегося, работавшего у доски. Учащиеся с помощью микрофона задают вопросы по решению примеров. Учитель даёт установку: внимательно слушать ответы и объяснение учащегося.

Упражнение «Решите задачу и составьте обратную данной»

Один ученик решает задачу на нахождение доли числа на доске.

Упражнение «Прятки» (при помощи карточки с вопросительным знаком)

Ученик составляет задачу, обратную данной, и записывает решение.

Учитель даёт установку: внимательно послушать, подумать и объяснить, чем является обратная задача на умножение.

Вывод: данная задача является задачей на нахождение числа (целого) по его доле, выполняется обратным действием – умножением.

 

5 Этап проверки понимания учащимися способов действий, изученного ранее материала

– Для закрепления решим задачу в рамке на с. 110.

УП, с. 110, задача в рамке (решается устно).

Упражнение «Исследователи»

По алгоритму работаем со всем классом по разбору задачи, анализа условия, записи решения: задача №  1, с. 110.

–  Работаем над решением задачи. Какие числа есть в задаче? Чем являются числа? Что необходимо сделать, чтобы найти число по его доле (целое)?

Учащийся работает у доски. Записывает числа на чертеже, объясняет решение.

  ? (40)                       1/5 доля
_____________
   ? (8)              

– По выбору: устно предлагаю придумать аналогичную задачу со своими числами (№ 1)

Дополнительный вопрос: выполним проверку (Решением какой задачи будет являться проверка?).

Упражнение «Ты мне – я тебе»

В парах зачитывается правило о нахождении числа по его доле. Делается вывод.

Упражнение «Молчанка» (работа по вариантам)

1-й вариант

Покажите знак («*» или «:»), при помощи какого действия будем выполнять решение задачи № 2 на с. 110. (Дети показывают арифметический знак на карточках «:». Вывод: чтобы найти долю числа, нужно число разделить на количество всех долей).

Решение задачи записывается в тетрадь самостоятельно.

2-й вариант

№ 5 – «*». (Вывод: необходимо найти общее количество игрушек).

На доске двое учащиеся работают самостоятельно. Получают дополнительное задание – индивидуальные карточки.

Задание: устно сформулировать вопрос обратной задачи (№ 2). (Сколько всего гвоздик в букете? Вывод: решается обратным действием – умножением).

Что общего в задачах на нахождение числа по его доле (№ 1) и в задаче № 5? (Эти задачи решаются умножением, на нахождение целого, общего количества предметов, самого большого числа, находим, сколько всего предметов).     

Упражнение «Кто быстрее»

Устно решить примеры, молниеносно дать ответы.

Примеры № 4, с. 110 (устно для мальчиков)
1/4 часа = 15 мин 1/2 дм = 5 см       1/5 м = 20 см
Задание по наглядности на доске (для девочек)

¼ = 7, 16, 23 от ? числа

Упражнение «Рассуждаю и доказываю»

Задача № 8, с. 111.

–  Заполним условие задачи числовыми данными.

По опоре работает учащийся: анализирует и записывает решение выражением и по действиям по опоре «Пиши – стирай».

За доской работает учащийся: запись решения задачи выражением.

 

6 Этап обобщения, систематизации, закрепления знаний

Упражнение «Знатоки» или “Составь и реши самостоятельно” Организована работа в группах по решению задач.

1-я группа – “Умники” – решить геометрическую задачу.
2-я группа – “Эрудиты” – решить простую и составить обратные ей задачи.
3-я группа – ”Исследователи” – составить свои задачи по выражению.
4-я группа – “Почемучки” – составить и решить свою задачу так, чтобы она решалась разными способами.
5-я группа  –“Эксперты” – решить  задачу под “вопросиком” на с. 111 и составить аналогичную.

Работает “Свободный микрофон”, подводятся итоги работы в группах. Оценивание. (По пазлам зачитывается детьми те качества, которые помогли работе в группе: сотрудничество, взаимовыручка, взаимопомощь, смекалка, внимательность, логика, рассудительность и т.д. )


7 Этап информирования о домашнем задании

УП. Задача № 2, примеры № 1, с. 111.

 

8 Подведение итогов урока. Рефлексия

–  Что мы выполняли на уроке? Какие задачи решали? Что запомнилось? Кого вы хотели бы поблагодарить за урок?

Упражнение «Данетки» или «Полоса»

– Мы решали простые задачи? (Нет.)
– Мы решали задачи на нахождение числа по его доле? (Да.)
– Вам было сложно составлять и решать эти задачи? (Нет.)
– Мы достигли цели и задачи, поставленные в начале урока? (Да.)
– Урок был полезный, результативный, успешный? (Да.)
– Мы молодцы? (Да.)
– Какой вывод сделаем? (Математика важна…)

Оценивание учащихся по шкале «Успеха», «Ёлочке». Вручаются ёлочные игрушки с пожеланиями учащимся.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий