Урок-обобщение по разделу «Социально-экономическое развитие Беларуси». Урок истории Беларуси в 11-м классе

- 16:36ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Систематизация и обобщение знаний учащихся о социально-экономическом развитии Беларуси, которые произошли в XIX – начале XXI веках. 

Наталья МАКОВЕЙ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

 

 

Тема урока: «Обобщение по разделу “Социально-экономическое развитие Беларуси”» (последний урок в разделе 2).

Задачи:

– систематизировать и обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии Беларуси, которые произошли в XIX – начале XXI вв.;

– содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– создать условия для воспитания у учащихся чувства гордости за достижения старшего поколения в области экономики.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: самостоятельная работа учащихся в группах, работа в парах, работа с учебником, картой.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, лист оценивания, мультимедийная презентация «Медиаазбука», задание «Социально-экономическое развитие Беларуси» разработанное в программе LearningApps.org https://learningapps.org/display?v=pnoyov7q323

 

Ход урока

I Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Мы завершили с вами изучение раздела «Социально-экономическое развитие Беларуси» и сегодня на уроке вспомним, как проходило экономическое развитие на территории Беларуси с XIX до начала XXI века.

 

II Целемотивационный этап

– События, о которых мы будем говорить, охватывает более двух веков. На их протяжении в Беларуси решали аграрный вопрос, в ходе которого произошел переход от аграрно-ремесленного к индустриальному обществу. А к XXI веку сформировалась белорусская модель социально-экономического развития.

– Сегодня вам предстоит выполнить различные задания, которые помогут проверить, насколько вы усвоили данную тему.

– Для оценки результатов вашей деятельности у вас на партах есть листы оценивания (Приложение 1), куда на протяжении урока вы будете вносить заработанные баллы за каждое задание, а в конце урока переведете их в отметку за урок.

 

III Обобщение и систематизация изученного

– Главными событиями в социально-экономическом развитии за период с XIX до начала XXI века стали реформы, которые проводились для решения аграрного вопроса. Это аграрная реформа 1861 года, Столыпинская реформа, проведение коллективизации.

– Свои знания об этих реформах вы сможете показать во время игры «Водоворот». Напоминаю условия: мы сейчас разделимся на три группы. У каждой группы будет свой вопрос и маркер того цвета, которым записан вопрос. Вам необходимо за две минуты написать все, что вы знаете по этому вопросу (дата, мероприятия, результаты и т.д.). Через две минуты вы меняетесь по кругу листами с заданиями. Напротив каждого высказывания вы ставите (+, –, ?) и записываете то, что знаете сами по этому вопросу. В конце игры представитель группы защищает работу группы и отстаивает свою точку зрения, если необходимо (На доске: «+» – согласен; «–» – не согласен; «?» – сомневаюсь).

– Если у группы будет полный ответ без ошибок, получаете 5 баллов, 1–2 ошибки – 4 балла, более 3 ошибок – 2 балла. У представителя защиты работы есть возможность получить дополнительный балл.

Задания для групп:

1-я группа – «Аграрная реформа 1861 года»

2-я группа – «Столыпинская реформа»

3-я группа – «Проведение коллективизации»

После защиты идет выставление баллов в листы оценивания.

 

Физминутка

 

– Кроме решения аграрного вопроса, развивались капиталистические отношения в промышленности. Это связано было с промышленной революцией, в ходе которой происходил рост городов, мануфактуры сменялись на фабрики, рос уровень торговли. Чем же характеризуются данные понятия? Я предлагаю вам выполнить задание «Логические круги» на странице 96 учебника. Работаем в парах. За правильно выполненное задание можно заработать три балла. На выполнение задания дается 5 минут.

После выполнения задания выставляются баллы в оценочный лист.

– В этот же период в белорусских городах появились новые отрасли промышленности. К ним относятся машиностроительная, соледобывающая и другие. Перед вами карта с названиями городов и названиями отраслей промышленности (Приложение 2). В течение трех минут вам необходимо соотнести значки с названиями городов. За правильно выполненное задание можете получить 4 балла.

Проводится взаимопроверка, ответы на слайде.

– Молодцы! Хорошо справляетесь с заданиями. Давайте вспомним, какие общественно-политические события, происходившие в Беларуси в 1918–1941 годах, обусловили особенности социально-экономического развития в этот период (Политика «военного коммунизма», НЭП, индустриализация, коллективизация).

– Хорошо. Назовите годы реализации белорусской модели социально-экономического развития. (С 1996 по настоящее время).

– Что характерно для белорусской модели социально-экономического развития? (Сильная и эффективная государственная власть, равенство различных форм собственности, интеграция с Россией и странами СНГ, сильная социальная политика государства.)

– Какие мероприятия проводились, с целью реализации перечисленных программ, вы вспомните, выполнив задания по QR-коду. Для выполнения вам дается 5 минут.

– Баллы, которые вы получили за это задание, внесите в свои листы оценивания.

– Все задания выполнены. Давайте подытожим и вспомним все понятия, которые характеризуют социально-экономическое развитие Беларуси с XIX до начала XXI века. А поможет нам в этом медиаазбука.

На экране вы будете видеть начальную букву названия исторического понятия и картинку, которая иллюстрирует его. Кроме того, я буду задавать вопрос, который поможет вам дать правильный ответ. Как только вы услышите вопрос, вам необходимо написать определение на пустой карточке у вас на столе. После того как все поднимут карточку, правильный ответ вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ вы можете получить 1 балл. Всего за задание – 9 баллов.

А – способ аграрного хозяйствования, при котором собственность на землю закрепляется за теми, кто ее непосредственно обрабатывает. («Американский путь развития капитализма»)
В – внутренняя политика советского государства 1918–1921 гг. (Политика военного коммунизма)
И – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях. (Индустриализация)
К – объединение индивидуальных хозяйств в коллективные. (Коллективизация)
М – введение усовершенствований, которые соответствовали бы техническим требованиям XIX в. (Модернизация)
Н – передача имущества из частной собственности в государственную. (Национализация)
П – продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств в годы НЭПа. (Продналог)
Р – система репрессивных мер в отношении зажиточных крестьян во время проведения коллективизации. (Раскулачивание)
У – высокий прирост городского населения по сравнению с сельским. (Урбанизация)

 

IV Подведение итогов, рефлексия

Подсчет баллов – перевод в оценку.

Оценка деятельности по принципу «Я – ……10, Ты – …..10, Мы – …..10» (учащийся должен выставить себе оценку за работу на уроке, соседу по парте, всему классу и объяснить, почему именно такая оценка).

 

V Домашнее задание

Стр. 99. Творческое задание (по желанию).

 

Приложение 1

 

Лист оценивания

Ф.И.___________________________________

 

Задания

Максимальный балл

Полученный балл

«Водоворот»

5

 

«Логические круги»

3

 

Карта

4

 

Викторина

6

 

Медиаазбука

9

 

ВСЕГО БАЛЛОВ

27

 

27–25 – «10»
24–21 – «9»
20–18 – «8»
17–15 – «7»
14–12 – «6»
11–9 – «5»
8–6 – «4»
5 – «3»
4–1 – «2»

 

Приложение 2

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий