Педагогический совет «Гражданское и патриотическое воспитание в системе воспитательной работы гимназии: традиции, инновации, перспективы»

- 16:16Стиль работы

Цель: анализ сложившейся в гимназии системы работы по формированию гражданских и патриотических качеств личности учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности; выявление проблем, путей и способов совершенствования работы учреждения образования по патриотическому воспитанию.

Ольга ГРИШАН,
заместитель директора
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цель: анализ сложившейся в гимназии системы работы по формированию гражданских и патриотических качеств личности учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности; выявление проблем, путей и способов совершенствования работы учреждения образования по патриотическому воспитанию.

Задачи:

– способствовать осознанию каждым педагогом своей роли в формировании гражданских компетенций учащихся;

– выявить эффективный педагогический опыт по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию гражданской позиции и социального становления личности обучающихся;

– определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию у учащихся гражданского самосознания;

– выработать предложения по совершенствованию урочной и внеурочной деятельности как средства формирования гражданских компетенций учащихся.

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: аукцион педагогических идей, использование технологии шестиугольного обучения.

Презентация к педсовету

 

План подготовки к педагогическому совету

Направление деятельности

Срок исполнения

Ответственные

1

Проведение заседания методического объединения классных руководителей: «Использование новых воспитательных технологий в аспекте формирования гражданственности и патриотизма учащихся»

ноябрь

Зам. директора по воспитательной работе

2

Организация самоконтроля изучения подготовки и проведения информационных часов, единого дня информирования «ШАГ»

ноябрь-декабрь

Зам. директора по воспитательной работе

3

Подготовка библиографического обзора по теме педагогического совета, организация выставки книг и периодических изданий

ноябрь-декабрь

Заведующий ИБЦ

4

Работа творческих групп по разработке дидактических материалов для реализации воспитательного потенциала урока

ноябрь

Педагоги

5

Анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированности гражданско-патриотических качеств (гражданская ответственность, правовая культура, гражданская активность и т.д.)

январь

Педагог-психолог

6

Посещение открытых классных и информационных часов

23.01-27.01

Классные руководители

7

Семинар «Воспитательный потенциал урока»

26.01

Учитель-методист

8

Заседание методического совета «Нормативно-правовое обеспечение гражданско-патриотического воспитания»

27.01

Зам. директора по воспитательной работе

 

План проведения педагогического совета

1 Открытие педагогического совета
Информация о присутствующих/отсутствующих, определение правомочности педсовета (Секретарь педагогического совета)

2 Вступительное слово председателя
Оглашение темы, повестки дня, значения решения поставленной проблемы для всего коллектива (Директор гимназии)

3 Теоретическая часть

3.1 Система работы гимназии по формированию гражданских компетенций учащихся (Заместитель директора по воспитательной работе)

3.2 Формирование гражданских и патриотических качеств личности учащихся посредством традиционных форм взаимодействия: музейной педагогики, самоуправления, деятельности общественных организаций (Руководитель народного музея гимназии)

3.3 Ресурсный центр по информатизации как средство гражданского и патриотического воспитания (Заместитель директора)

3.4 Практика формирования гражданственности и патриотизма на уроках и внеклассных мероприятиях педагогами гимназии (видеопрезентация с фрагментами открытых просмотров (Заместитель директора)

4 Аукцион педагогических идей. Презентации портфолио профессиональных достижений педагогических работников. Выставка методических материалов

4.1 Презентация «Виртуальная экскурсия «В огне Первой мировой…» как среда для воспитания гражданственности и патриотизма всех участников образовательного процесса» (Заместитель директора)

4.2 Интерактивный плакат «Странички истории города Сморгонь» как инновационная формы гражданско-патриотического воспитания (Учитель начальных классов)

4.3 Панорама опыта «Активизация гражданско-патриотического воспитания школьников на уроках математики посредством решения задач краеведческой направленности» (Учитель математики)

4.4 Презентация «Сборники детского творчества «Наша память», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» как средство формирования гражданственности и патриотизма на уроках русской литературы в 5–11-х классах» (Учитель русского языка и литературы)

4.5 «Международное сотрудничество как условие формирования культуры межличностного общения» (Директор)

4.6 «Деятельность руководителя по военно-патриотическому воспитанию в воспитательном пространстве гимназии» (Руководитель по военно-патриотическому воспитанию)

4.7 «Направления деятельности медиацентра гимназии по формированию гражданской позиции учащихся» (Учитель истории, руководитель медиацентра гимназии)

4.8 Презентация «Циклограмма деятельности классного руководителя с использованием календарных дат, различных форм и воспитательных методик по формированию гражданственности и патриотизма» (Заместитель директора по воспитательной работе)

5 Практическая часть. Итогово-аналитический этап, подведение итогов аукциона

5.1 Итогово-аналитический этап, подведение итогов аукциона

5.2 Награждение победителей

5.3 Подведение итогов

6 Рефлексия

Принятие решения педагогического совета. Обсуждение. Голосование (Заместитель директора)

8 Заключительное слово председателя с анализом проделанной работы (Директор)

 

Ход педсовета

1 Открытие педагогического совета

Сообщение секретаря педагогического совета информации о присутствующих/отсутствующих, определение правомочности совета.

 

2 Вступительное слово председателя (директора)

Оглашение темы, повестки дня, значения решения поставленной проблемы для всего коллектива. Ознакомление педагогический коллектив с листом контроля за выполнением решения предыдущего педагогического совета.

Сегодня наш педагогический совет пройдет в форме аукциона педагогических идей, который представляет собой своего рода панораму педагогических находок и возможность представления их своим коллегам.

Аукцион станет ярким примером обобщения лучшего опыта работы педагогов гимназии по формированию гражданственности и патриотизма как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков, позволит создать условия для профессионального и личностного развития педагогов, удовлетворения ваших потребностей в углублении и расширении знаний и умений в организации образовательной деятельности.

В рамках подготовки к педсовету была проведена огромная работа, создано положение об аукционе педагогических идей, проведено 12 открытых уроков, два практикума, два урока для взрослых, три мастер-класса. Сегодня перед вами выступят педагоги, чтобы поделиться опытом по воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это – необычные «лоты», педагогическая продукция педагогов, предлагаемая своим коллегам («покупателям») для применения в образовательной практике.

Мероприятия аукциона (лоты) оцениваются присутствующими с помощью мини-гексов с определенным количеством баллов по разработанным ранее критериям. Победителями считаются те, кто набрал наибольшее количество баллов, показал высокий профессионализм.

Кроме этого, для визуализации материала в ходе презентаций и выступлений педсовета будет использоваться технология шестиугольного обучения. Для этого на совместной доске с вашей помощью будут заполняться гексы, способствующие осмысленному усвоению вами материала педсовета.

На доске появляется шестиугольник с названием педсовета на белом фоне.

 

3 Теоретическая часть

 

3.1 Выступление заместителя директора по воспитательной работе на тему «Система работы гимназии по формированию гражданских компетенций учащихся»

Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание продолжают оставаться одними из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждении образования. Но каждый педагог должен задавать себе вопросы: правильно ли я провожу воспитательную работу в этом направлении? использую только традиционные формы, методы и приемы или пытаюсь найти новые, инновационные? правильно ли я понимаю слово «патриот», и кто ещё, кроме меня, должен воспитывать в ребенке патриотизм?

На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить в рамках нашего педсовета. Для лучшего восприятия материала мы будем использовать интеллект-карту в виде популярного приёма визуализации – гексов. Надеюсь на ваше плодотворное сотрудничество и на то, что по окончанию педсовета ваш практический багаж как учителя пополнится новыми знаниями.

С целью выявления уровня сформированности гражданско-патриотических качеств (гражданская ответственность, правовая культура, гражданская активность и т.д.) педагогом-психологом было проведено анкетирование среди учащихся 9–11-х классов. Давайте посмотрим на результаты.

Анализ анкет показал, что большинство учащихся идентифицируют себя как гражданина и патриота, но вместе с тем, есть учащиеся, с которыми нужно продолжать проводить работу в данном направлении. А как это правильно сделать – далее.

Система гражданского и патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Она осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере воспитания, разработанными на основе положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь и т.д. (не все, только основные, ссылка на все акты) и методическими рекомендациями.

На доске появляется шестиугольник, на котором отображено «Нормативно-правовая база» на белом фоне. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые педагогам необходимо установить, соединив карточки.

Так кто же такой патриот? Как сегодня, в быстро изменяющихся условиях, найти наиболее эффективные формы, методы и приемы, которые помогут нам, педагогам, развить у учащихся чувства любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа, его культурному наследию, формировать активную гражданскую позицию, ответственность и готовность к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

Патриотом можно считать того человека, который независимо от ситуации в стране и независимо от того, кто руководит страной, продолжает любить ее, жить в ней, и готов выполнять свой гражданский долг.

Через какие формы и направления образовательного процесса происходит формирование гражданственности и патриотизма? Если мы вернемся к названию педсовета, то в нем можно выделить три главных слова – традиции, инновации, перспективы. О традиционных формах и направлениях расскажет руководитель музея.

В условиях актуализации проблемы деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение «предметами первой необходимости» в багаже знаний и умений современного белорусского ученика должны стать информационная грамотность, медиаграмотность, информационная культура, информационный иммунитет. При подготовке мероприятий в рамках проекта «ШАГ» необходимо не только в доступной форме рассказать учащимся о развитии различных сфер общественной жизни, которые отражают достижения Республики Беларусь за годы суверенитета, проанализировать знаковые события, происходящие в нашей стране, но и организовать диалог по самым актуальным вопросам, в том числе с участием представителей государственных органов и организаций, парламентариев, представителей общественных объединений, деятелей науки, культуры.

Мероприятия в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций. (разные формы проведения мероприятий (вспомнить).

Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов и др.) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии».

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.

В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства. (не буду останавливаться на рекомендациях, можно прочитать в «Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования».

 

3.2 Выступление руководителя музея по теме «Формирование гражданских и патриотических качеств личности учащихся посредством традиционных форм взаимодействия: музейной педагогики, самоуправления, деятельности общественных организаций»

Нацыя ў любы час, нават у самы цяжкі, захоўвае сябе, калі жывуць традыцыі гэтай нацыі. Тое ж самае можна сказаць і пра школу. Яна будзе жыць, калі ў яе сценах будуць жыць прыгожыя традыцыі, таму што яны аб’ядноўваюць настаўнікаў, вучняў і іх бацькоў, звязваюць пакаленні і пакідаюць незабыўны след у жыцці кожнай навучальнай установы.

Традыцыі дзяржаўнай установы адукацыі “Гімназія г. Смаргоні” пачалі складвацца з самых першых дзён існавання навучальнай установы, таму што традыцыі – гэта звычаі, якія перадаюцца з года ў год, якія дазваляюць мець свой твар.

Традыцыі развіваліся, відазмяняліся, узбагачаліся.

Характэрным з’яўляецца той факт, што многія мерапрыемствы, якія сталі добрай традыцыяй, ініцыявалі самі навучэнцы. Ажыццяўляецца гэта праз органы вучнёўскага самакіравання: дзейнасць асацыяцыі «Адзінства», ГА «БРСМ». Такімі, асабліва любімымі мерапрыемствамі сталі вечарына «У стылі РЭТРА» і конкурс «Школьны зарапад». Вечар «У стылі РЭТРА» штогод праводзіцца па-рознаму, і дапамагае не толькі цалкам пагрузіцца ў атмасферу вызначанага часу, але і прыцягваць да падрыхтоўкі сваіх сваякоў, настаўнікаў.

Неабходнасць выхавання здаровага пакалення неабыякавых людзей на прыкладах гераічнай гісторыі Беларусі становіцца відавочным на сучасным этапе развіцця грамадства, а, менавіта ў нашай гімназіі, грамадзянска-патрыятычнае выхаванне з’яўляецца прыярытэтным. Важнейшая задача, якая стаіць перад педагогамі, – пошук формаў і метадаў выхавання актыўнай свядомай грамадзянскай пазіцыі гімназістаў.

Мы даўно зразумелі, што выхаваць патрыёта можна толькі абапіраючыся на традыцыі, гістарычны вопыт выхавання, нацыянальную культуру. Рэалізацыя гэтай задачы забяспечваецца ўсім калектывам. У гэтым напрамку шырокія магчымасці прадстаўляе арганізацыя работы народнага гісторыка-краязнаўчага музея гімназіі, які стаў цэнтрам патрыятычнага выхавання, краязнаўчай і пошукавай работы, і праз гэту дзейнасць садзейнічае сацыялізацыі вучняў.

Асаблівасцю дзейнасці нашага музея было і застаецца ўменне развіваць і падтрымліваць пазнавальныя інтарэсы дзяцей, ствараць атмасферу творчасці, калектыўнай адказнасці.

Спецыфічнай асаблівасцю экспазіцый музея гімназіі з’яўляецца арыентацыя на вучэбныя праграмы і адкрытае захаванне музейных экспанатаў.

Наведвальнікі нашага музея – не толькі вучні гімназіі, але і іх бацькі, вучні школ раёна, работнікі розных арганізацый, госці горада. Іх захапляе магчымасць дакрануцца да прадметаў-артэфактаў, пачуць жывое слова.

Калі казаць пра інавацыі нашага музея, то варта згадаць такія формы работы, як экскурсіі “Гісторыя аднаго экспаната”, “Музей у чамадане”, экскурсіі-квесты… Практычна ўсе даследаванні і выступленні краязнаўцаў на розных форумах суправаджаюцца прэзентацыямі. Сёння ў фондах музея іх больш за сто. Праектная дзейнасць – яшчэ адзін прыклад, які дапамагае ў фарміраванні даследчых, камунікатыўных, інфармацыйных, грамадзянска-патрыятычных, агульнакультурных кампетэнцый асобы.

З мэтай павышэння эфектыўнасці работы музея і прадстаўлення музейных экспанатаў сродкамі інфармацыйных тэхналогій была створана віртуальная версія нашага народнага гісторыка-краязнаўчага музея «Гісторыя. Падзеі. Людзі». Усе матэрыялы прадстаўлены на беларускай, рускай, англійскай мовах. Экспанаты алічбаваны метадам фотафіксацыі. Віртуальны музей дапамагае ўсім жадаючым атрымаць інфармацыю пра яго патэнцыял і працу.

Інтэрактыўная квест-экскурсія “Гісторыя Вялікай Айчыннай вайны ў музейных экспанатах” дазваляе залучыць навучэнцаў у працэс вывучэння гісторыі Вялікай Айчыннай вайны на тэрыторыі Смаргоні.

Інтэрактыўныя віктарыны “Сваім талентам праславілі наш край” і “Хто аўтар?” можна выкарыстоўваць для правядзення мерапрыемстваў аб таленавітых земляках; крыжаванка “Вуліцы Смаргоні” і этнаграфічную віктарыну “Што ні слова – то загадка” – для мерапрыемстваў, прысвечаных гісторыі горада.

Асаблівую ўвагу хацелася б удзяліць і сеткавым праектам, прадстаўленым у віртуальным музеі.

 

После выступления предлагаю педагогам гексы на зеленом фоне, на которых изображено «Традиции»: «Музей», «Использование воспитательного потенциала экскурсий», «Ассоциация «Единство», «Реализация образовательного проекта «ШАГ», «Формирование уважительного отношения к государственной символике», «Участие в международных проектах», Общественные организации, «Взаимодействие Учитель – ученик – родитель», «Урок».

Педагоги обсуждают информацию в группах по шесть человек, составляют логическую последовательность и объясняют ее. Все гексы из раздела «Традиции» распечатаны на зеленом фоне для облегчения визуального представления информации.

 

3.3 Выступление заместителя директора по теме «Ресурсный центр по информатизации как средство гражданского и патриотического воспитания»

Ресурсный центр по информатизации уже много лет выступает в роли средства гражданского и патриотического воспитания.

На протяжении последних лет педагогами гимназии, которые входят в состав творческой группы РЦ, были разработаны масштабные сетевые проекты, целью которых стало формирование гражданственности и патриотизма у всех участников образовательного процесса.

Проект «В огне Первой мировой…» – это результат совместной творческой деятельности педагогов гимназии и учащихся, который сейчас можно использовать как готовый продукт на классных, информационных часах и уроках.

 

3.4 Выступление по теме «Практика формирования гражданственности и патриотизма на уроках и внеклассных мероприятиях педагогами гимназии (видеопрезентация с фрагментами открытых просмотров)

Одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма является урок. Именно урочная деятельность связывает традиционные и инновационные формы взаимодействия.

Мы торопимся прежде всего развивать одаренность.
А ведь знание без воспитания может покалечить душу, и не только.
Посредством знаний можно лечить и калечить, спасать и убивать.

Классные руководители ГУО «Гимназия г. Сморгони» довели до сведения учителей-предметников цель и задачи воспитания, поставленные в классном коллективе на учебный год посредством заполнения совместной таблицы в сервисе google.

Учителя-предметники и учителя начальных классов, на основе сформулированных воспитательных задач, поставленных классным руководителем, продумали воспитательные задачи к циклу уроков каждого класса на вторую четверть. При этом педагоги учитывали специфическое содержание каждого учебного предмета, опирались на требования учебных программ, особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.

С целью изучения качества реализации воспитательного потенциала уроков заместители директора на протяжении второй четверти посетили 18 уроков по учебным предметам «Химия», «Биология», «История Всемирная», «Физика», «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык» «Человек и мир», «Физическая культура и здоровье». Из 18 уроков 6 было проведено на высоком уровне, 12 – на достаточном.

Учителя на уроках белорусского языка реализуют воспитательный потенциал через подобранный языковой материал, организацию парной работы, работы у доски; мотивируют учащихся к рассуждению на тему «Хлеб – наше богатство», «Беларусь – страна рек и озёр», «Священные места Беларуси». Педагоги создают условия для самостоятельного вывода, понимания основной мысли текстов.

На уроках русского языка педагоги эффективно используют методы и приемы, способствующие реализации воспитательного потенциала урока: интеграционные приёмы в части преемственности учебных предметов «Русская литература», «Музыка», «Искусство», «История Беларуси», медиаресурсы для демонстрации знаменитых мест Сморгонского района, фактов о жизненном и творческом путях белорусских художников. Языковое моделирование, проблемные вопросы, эвристическая беседа, графический и пунктуационный анализ текста способствовали формированию коммуникативных компетенций учащихся.

Педагог химии включает в содержание уроков информацию о развитии химической науки в нашей стране, роли химической промышленности в экономике Республики Беларусь; демонстрирует важность химических знаний в выборе профессии, связанной с химией, формирует навыки грамотного и безопасного обращения с веществами, необходимыми в повседневной жизни (знакомит с информацией о веществах бытовой химии, демонстрирует опыты с ними).

Воспитательная составляющая уроков учителя биологии направлена на осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, их мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие коммуникативных компетенций учащихся. На уроках всемирной истории педагог включает задания, в которых учащимся предлагается оценить изучаемые события, явления, процессы; проявить собственную нравственную, гражданскую позицию; высказать и обосновать свое отношение к изучаемому материалу.

Педагоги гимназии приняли активное участие в районном конкурсе дидактических материалов по реализации воспитательного потенциала урока. Из 8 проектов, представленных на конкурс, дипломов были удостоены 6 (в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание»).

 

После выступления предлагаю педагогам гексы на голубом фоне, на которых изображено «Инновации»: «Ресурсный центр ИКТ», «Образовательные проекты», «Международное сотрудничество», «Исследовательская деятельность».

Педагоги обсуждают информацию в группах, составляют логическую последовательность и объясняют ее. Все гексы из раздела «Инновации» распечатаны на голубом фоне.

 

4 Аукцион педагогических идей. Презентации портфолио профессиональных достижений педагогических работников. Выставка методических материалов

 

4.1 Презентация «Виртуальная экскурсия «В огне Первой мировой…» как среда для воспитания гражданственности и патриотизма всех участников образовательного процесса»
https://sites.google.com/view/smorgonvar/

Виртуальная экскурсия «В огне Первой мировой» направлена на формирование исследовательских, коммуникативных, информационных, гражданско-патриотических и общекультурных компетенций личности посредством виртуального путешествия по памятным местам Первой мировой войны на территории Сморгонского района.

В качестве дидактического продукта используется сайт, который создан на основе уникального краеведческого материала. В основу его разработки легли многолетние исследования учащихся и педагогов гимназии по изучению событий Первой мировой войны на территории Сморгонского района; архивные материалы, сохранившиеся в народном историко-краеведческом музее гимназии «История. События. Люди» и полученные нами по запросу из федерального казённого учреждения «Российский государственный военно-исторический архив» (РГВИА г. Москва).

Содержание сайта имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал: усвоение учащимися знаний и представлений о событиях Первой мировой войны важно для формирования уважительного отношения к исторической памяти своего народа; формирование гражданственности и патриотизма личности как одной из важнейших человеческих ценностей необходимо для осознанного и ответственного отношение к своему прошлому, настоящему и будущему; организация самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности и активного использования сетевых сервисов способствует формированию цифровой грамотности личности XXI века и содействует самореализации его участников.

Виртуальная экскурсия «В огне Первой мировой» состоит из двух частей. 

Подробнее с материалами можно познакомиться по ссылке
https://docs.google.com/document/d/1tmCoCLE2XbiiPL_93xf_XkFxMjdEmQyR/edit?usp=sharing&ouid=111282997676483028596&rtpof=true&sd=true

 

4.2 Интерактивный плакат «Странички истории города Сморгонь» как инновационная формы гражданско-патриотического воспитания. https://clck.ru/h2pGq

Интерактивный плакат «Странички истории города Сморгони» выполнен в сервисе Genially и содержит краеведческий материал, доступный для младших школьников, который можно легко интегрировать в образовательный процесс. Использование современных информационно-образовательных технологий способствует формированию положительной мотивации к изучению истории родного города и способно эффективно стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Дидактические материалы представлены в таблицах по классам, затрагивают отдельные предметы и темы, в ходе которых есть возможность использовать сведения из интерактивного плаката “Странички истории города Сморгони”, основываясь на краеведческие данные. Авторы приводят примерные варианты заданий, которые будут интересны и полезны учащимся, а также позволят учителю реализовать воспитательный потенциал урока.

Структура и краткое содержание интерактивного плаката. Интерактивный плакат «По страничкам истории города Сморгони» включает в себя 6 разделов, материал которых охватывает разнообразные аспекты истории родного города. Главная страница интерактивного плаката представляет собой меню, где можно выбрать раздел для дальнейшего изучения.

Подробнее с материалами можно познакомиться по ссылке
https://docs.google.com/document/d/1re0RI6hLXpAO2_Mr7_gdAi422EcxW5hu/edit?usp=drive_link&ouid=111282997676483028596&rtpof=true&sd=true

 

4.3 Панорама опыта «Активизация гражданско-патриотического воспитания школьников на уроках математики посредством решения задач краеведческой направленности»

Дидактические материалы, созданные учителем математики Крукович Л.А., представляют собой сборник уникальных авторских математических задач с краеведческим содержанием. Целью создания сборника является, наряду с выработкой навыка решения задач по соответствующим темам, содействие патриотическому воспитанию учащихся, воспитание гордости за славное историческое прошлое Сморгонщины.

Данный сборник – это фактически книга, задачи в которой скомпонованы по разделам математики, соответственно, их можно использовать при изучении или закреплении материала по темам:  «Проценты» (6-й класс), «Действия с десятичными дробями (решение уравнений)» (6-й класс), «Степень с целым показателем» (7-й класс), «Вычисление значений выражений» (7-й класс), «Решение задач на составление уравнений» (7-й класс), «Преобразование рациональных выражений» (9-й класс).

Подробнее с материалами можно познакомиться по ссылке
https://docs.google.com/document/d/1ZSGAKcxNlX363qQEuAMzX9Ra57T_1vKP/edit#heading=h.gjdgxs

 

4.4 Презентация «Сборники детского творчества «Наша память», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» как средство формирования гражданственности и патриотизма на уроках русской литературы в 5–11-х классах»

В результате кропотливой работы в разные годы мной было создано два сборника творческих работ гимназистов, объединенных одной идеей: «Наша память» (2014/2015 учебный год) и «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (2020/2021 учебный год).

Целью создания сборников было формирование гражданственности и патриотизма учащихся гимназии.

Ставились следующие задачи:

– способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма и гордости за родной край, возрождению семейных ценностей и традиций;

– развитие коммуникативных и творческих навыков;

– укрепление связей между поколениями;

– привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей семьи;

– изучение исторического прошлого Сморгонщины;

– развитие творческих способностей учащихся.

Подробнее с материалами можно познакомиться по ссылке
https://docs.google.com/document/d/1IGz94jm_oanzXWdz33PZQL9qOLp_Z-lB/edit?usp=sharing&ouid=111282997676483028596&rtpof=true&sd=true

 

4.5 Презентация «Международное сотрудничество как условие формирования культуры межличностного общения»

Идеологическую основу патриотизма составляет приверженность Республики Беларусь к общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества.

Гимназия заключила договора о сотрудничестве с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы», с государственным учреждением образования «Средняя школа № 76 имени Хо Ши Мина» г. Ульяновск, Российская Федерация, с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Гимназия им. И.С.Никитина», г. Воронеж и МБОУ «Гимназия» г. Арзамас» Нижегородской области, РФ.

Взаимодействие осуществляется по трём ведущим направлениям: изучение и сохранение культурного и исторического наследия, распространение передового педагогического опыта, экология и охрана окружающей среды. Совместно с «Марьинской школой № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы» была проведена онлайн-конференция, посвящённая 70-й годовщине Сталинградской битвы. Ко Дню Победы гимназией организован и проведён открытый онлайн урок «Маршрут построен» с участием гимназистов г. Воронежа и г. Арзамаса. Школьники трёх городов – участники урока подготовили рассказы-презентации о роли своих городов в ВОВ (прозвучали рассказы о городе Сморгонь, который был захвачен фашистами, затем освобождён Красной Армией, о городе Воронеж, который так и не покорился фашистам и городе Арзамас, который находился в тылу, но внёс огромный вклад в общую Победу: доблестным трудом жители Арзамаса помогали фронту).

Задачи, которые помогает решать международное сотрудничество: подготовка граждан, способных к культурному диалогу, к активной жизни во взаимосвязанном мире; воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь; интернациональное воспитание; развитие способности к коммуникации в разноязычной аудитории; получение знаний и умений работать с информацией; развитие умений анализировать и вычислять объективную информацию.

 

4.6 «Деятельность руководителя по военно-патриотическому воспитанию в воспитательном пространстве гимназии»

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования введена должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

 

4.7 «Направления деятельности медиацентра гимназии по формированию гражданской позиции учащихся»

Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Учащиеся в медиацентре развивают в себе не только ИТ-компетенции, но и творческие, а также нравственные способности. С помощью участия в конкурсах дети больше узнают свой родной край, что способствует развитию активной гражданской позиции.

 

4.8 Презентация «Циклограмма деятельности классного руководителя с использованием календарных дат, различных форм и воспитательных методик по формированию гражданственности и патриотизма»

В инструктивно-методическом письме по организации идеологической и воспитательной работы есть приложение «Календарь праздничных дат». Предлагаем вашему вниманию онлайн-календарь, в котором отмечены все важные для Республики Беларусь даты. Каждая выделена цветом. Для облегчения работы классного руководителя предлагаем наполнить этот календарь сценариями внеклассных мероприятий, квестами, интерактивными плакатами, квизами, посвященными той или иной дате. Это могут быть мероприятия для каждой ступени обучения. Классный руководитель, планируя воспитательную работу, сможет опираться на эту циклограмму.

После всех выступлений аналогично предлагается обсуждение в группах и заполнений раздела «Перспективы», гексы к которому представлены на красном фоне.

 

5 Практическая часть. Итогово-аналитический этап, подведение итогов аукциона

Мероприятия аукциона (лоты) оцениваются присутствующими с помощью карт эффективности (Приложение 1). Победителями считаются те, кто набрал наибольшее количество баллов, показал высокий профессионализм.

Анализируются мероприятия, объявляются победители и лучшие педагоги в номинациях: «Мастерство диалога», «Педагогическое мастерство и творческий профессионализм», «Творческий подход в организации практического обучения учащихся».

Тем, кто посетил максимальное количество мероприятий, пополнил свою «педагогическую копилку», вручаются сертификаты о прохождении практического обучения по использованию инноваций в образовательном процессе.

 

6 Рефлексия

В заключение педсовета обращаемся к схеме «Гексы», которая показывает, насколько тесно переплелись инновации с традициями и перспективами (Приложение 2). Схема может быть исправлена или дополнена педагогами в ходе обсуждения и позволяет с легкостью воспроизвести материал педсовета.

 

Принятие решения педагогического совета. Обсуждение. Голосование

 

8 Заключительное слово председателя с анализом проделанной работы

 

 

Литература

1 Бедулина, Г.Ф. Формирование коммуникативный культуры обучающихся в контексте белорусского менталитета / Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск : «Зорны верасок», 2013. – 243 с.
2 Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся / В.В.Буткевич, О.В.Толкачёва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 223 с.
3 Мельникова, Ж.А. Система работы гимназии № 2 г. Бобруйска по гражданско-патриотическому воспитанию: основные направления и пути реализации / Ж.А.Мельникова, Н.П.Солодкая. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – № 8. – С. 50–57.
4 Ковальчук, Г.В. Школа становления гражданина и патриота / Г.В.Ковальчук. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – № 9. – С. 40-45.
5 Данилюк, С.И. Система гражданско-патриотического воспитания в лицее / С.И.Данилюк. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – № 10. – С. 30–37.
6 Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 400 с.
7 Малышенко, Л.Н. Проектная деятельность как эффективный метод гражданско-патриотического воспитания / Л.Н.Малышенко. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – № 12. – С. 24–25.
8 Ковальчук, Г.В. Историко-краеведческий музей – средство воспитания духовности и патриотизма / Г.В.Ковальчук. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – № 1. – С. 47–50.

 

Приложение 1

Карта эффективности

Укажите ФИО ____________________________________________

Оцените выступление по шкале от 1 до 5

 

Тема выступления

Информация интересна

Информация
полезна

Информация имеет практическую значимость

Комментарий

Решение краеведческих задач на уроках математики

 

 

 

 

Сборники детского творчества «Наша память», «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

 

 

 

 

Презентация виртуальной экскурсии «В огне Первой мировой…»

 

 

 

 

Веб-квест «Моя малая родина. Сморгонь от А до Я»

 

 

 

 

Интерактивный плакат «Странички истории города Сморгонь»

 

 

 

 

Деятельность медиацентра гимназии

 

 

 

 

 

Приложение 2

Схема «Гражданско-патриотическое воспитание в системе воспитательной работы гимназии» (созданная в ходе проведения педсовета)

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий