Материалы работы могут быть использованы на классных и информационных часах, а также на родительских собраниях и встречах с педагогом-психологом.
София СТЕПАНОВА, учащаяся 10-го класса,
Глеб СТЕПАНОВ, учащийся 5-го класса,
Инесса КРАСИКОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
Всякое исследование основано на сравнении
и пользуется средством сопоставлений.
Николай Кребс
Содержание
Введение
Глава 1. Социальные сети и их история
1.1 История возникновения социальных сетей
1.2 История появления социальной сети «TikTok»
Глава 2. Социальная сеть «TikTok» как способ организации свободного времени детей и подростков: польза или вред?
2.1 Положительные стороны использования социальной сети
«TikTok» представителями молодого поколения
2.2 Отрицательное влияние использования социальной сети «TikTok» в молодёжной среде
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современный человек не представляет собственной жизни без использования цифровых технологий. Они напрямую связаны с жизнью, с учебой, профессиональной деятельностью человека XXI века. Сегодня дети, подростки и молодежь активно используют компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д., ученые обозначают данное поколение молодых людей как «поколение Z» (Приложение 1).
Представители поколения Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Поколение Z интересуется наукой и технологиями, а также искусством.
В гимназии имени Я.Купалы Мозыря, где мы обучаемся, нашими педагогами активно используются информационные технологии на учебных занятиях и во внеклассной деятельности. Это всё положительно влияет на образовательный процесс я и развивает познавательный интерес.
Но современная молодежь также использует возможности цифровых технологий и в свободное время. Все больше детей и подростков являются пользователями «социальных сетей», которых сегодня огромное количество.
Сейчас особенно популярна социальная сеть «TikTok». Многие наши одноклассники и друзья проводят свое свободное за просмотром видеороликов либо их съемкой. Поэтому у нас возник закономерный вопрос: какую роль играет именно эта социальная сеть в молодежной среде? Эта проблема и привела к мысли провести исследование.
Актуальность исследования обусловлена тем, что дети, подростки и взрослые в том числе активно используют в свободное время «TikTok» в развлекательных целях, что может оказывать определенное влияние на их эмоциональное развитие и отношения в семье.
Целью работы является определение роли социальной сети «TikTok» при организации свободного времени современной молодежи.
К задачам нашего учебного исследования относятся:
– получить информацию об истории появления современных социальных сетей, в том числе «TikTok»;
– выявить степень влияния «TikTok» на организацию свободного времени подростков и определить положительные и отрицательные стороны его использования представителями молодого поколения.
Гипотеза: если дети и подростки активно используют социальную сеть «TikTok», то это отрицательно влияет на организацию и качество проведения их свободного времени.
Предметом исследования является социальная сеть «TikTok», в молодёжной среде, а объектом – социальная сеть «TikTok» при использовании в среде подростков 5-х и 6-х классов.
Базой данного учебного исследования стала гимназия имени Я.Купалы, где было проведено анкетирование подростков 5-х и 6-х классов, а также интервьюирование педагога-психолога гимназии Ростислава Миневича и блогера социальной сети «TikTok» учителя русского языка и литературы Кристины Савенко.
Методы: анкетирование, интервьюирование, статистический и аналитический методы, а также метод систематизации.
Продуктом нашего исследования будут памятка для родителей подростков с рекомендациями психолога гимназии, а также лайфхаки опытного блогера для подростков и всех заинтересованных по безопасному использованию социальной сети «TikTok».
Глава 1. Социальные сети и их история
1.1 История возникновения социальных сетей
После появления социальных сетей, таких как «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter» и др. наш мир разделился на онлайн и офлайн. С их помощью мы можем общаться друг с другом, находясь даже на разных континентах, слушать музыку, читать книги, рассматривать фотографии и многое другое. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали людей к себе.
Понятие «социальная сеть» появилось в 1954 г. Ввел его социолог Джеймс Барнс. Тогда это явление не имело ничего общего с интернетом и толковалось так: «Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)» [1].
В современном понимании «социальная сеть – это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи».
С появлением интернета (1969 г.) научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.
Появление современных блогов, социальных сетей и интернета предвидел русский писатель и философ Владимир Одоевский еще в 1835 г. В это время он закончил писать свой утопический роман «4338-й год». Мир утопического романа в некотором роде напоминает XXI в.: «…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом». Также Одоевский рассказывает о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства; ими заменяется обыкновенная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости» [1].
Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 г. Она использовалась военными для передачи информации через компьютерную сеть, созданную в 1969 г. в США агентством министерства обороны по перспективным исследованиям. Данная компьютерная сеть и стала прототипом сети интернет.
В 1988 г., финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» – ретранслируемый интернет-чат – и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени.
Настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 г., когда американец Рэнди Конрадс создал «Classmates.com» – первую социальную сеть в современном понимании. В ней зарегистрированные пользователи получают доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Таким образом, любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что «Classmates.com» сразу оказалась очень востребованной. Ее популярность не падает и сегодня, так как данной социальной сетью пользуются более 50 млн. человек. Интересно, что «Одноклассники» являются русским аналогом «Classmates.com». В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн. пользователей [2].
К самым популярным социальным сетям в Республике Беларусь, в России и мире относятся: «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter» и «Instagram».
Компания Facebook Inc. была основана 4 февраля 2004 г. четырьмя студентами Гарвардского университета Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. В это же время появился одноименный веб-сайт. Изначально он был доступен только для студентов Гарварда. Чуть позже регистрацию открыли для университетов Бостона, а затем для всех американцев, имеющих электронный адрес в домене для аккредитованных высших образовательных учреждений США. Начиная с сентября 2006 г., «Facebook» стал доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 16 лет. Сегодня он входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира [1].
Десятого октября 2006 г. в России появляется аналог Facebook – социальная сеть «ВКонтакте». Ее создатель – Павел Дуров. Сайт доступен на многих языках, однако основная его аудитория – русскоязычные пользователи. «ВКонтакте» занимает 11-е место в рейтинге самых популярных сайтов в мире. К слову, в этой социальной сети сегодня зарегистрировано более 410 млн. пользователей [1].
История «Twitter» началась в марте 2006 г. Первоначально сервис использовался для внутреннего общения сотрудников одноименной компании. 15 июля 2006 г. «Twitter» стал доступен для публичного обмена сообщениями: отправленные в программе твиты сразу отображаются на странице пользователя и мгновенно приходят к подписчикам. Первое сообщение отправил владелец системы Джек Дорси, он написал: «Just setting up my twttr» («Просто настройте мой Twitter»). В рейтинге SimilarWeb он занимает 12-е место и насчитывает более 300 млн. подписчиков [2].
Бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями –«Instagram» – появилось в магазине App Store 6 октября 2010 г. Изначально «Instagram» назывался немного иначе – Burbn (проект назван в честь бурбона, который очень любит один из создателей сети). Он позволял пользователям «чекиниться» в различных местах, планировать встречи с друзьями и публиковать фотографии. «Они загружали и делились фотками, как сумасшедшие», – отмечает Систром. В связи с этим он вместе с коллегой решает избавиться от всех функций, оставив только выкладку фотографий и видео. Сегодня приложение занимает 17-е место в списке SimilarWeb и имеет более 200 млн. активных подписчиков, которые загрузили более 16 млрд. различных снимков и видеороликов [3].
Таким образом, социальные сети позволяют современным людям общаться друг с другом на больших расстояниях, слушать музыку, читать книги, рассматривать фотографии, писать посты, комментарии и многое другое. С помощью социальных сетей люди могут получать образование, развивать собственное хобби и интересы, а также работать, не выходя из дома. Популярные социальные сети «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter» «Instagram» и др. сделали жизнь современного человека проще, интереснее, насыщеннее.
1.2 История появления социальной сети «TikTok»
В последнее время огромную популярность набрал «TikTok» – относительно новая социальная сеть. После скачивания приложения «TikTok», пользователи публикуют короткие ролики от 15 секунд с наложением фоновой музыки. Пользователи приложения могут отредактировать видео перед загрузкой в сервис, ускорить его или замедлить. Нужно отметить, что фото и другой контент в этом приложении недоступны. Пользоваться можно совершенно бесплатно, но есть реклама и платные опции (монеты, которые меняют на цифровые подарки).
Социальная сеть «TikTok» была запущена в 2016 году компанией «Byte Dance» в Китае. После возникновения большого интереса к «TikTok», создатели решили выйти на международный рынок. На своей родине приложение называется «Доуинь», хотя его интерфейс практически идентичен нашему «TikTok». Разница только в определенных ограничениях, которые накладывает китайская цензура [2].
Несмотря на свою молодую историю, приложение имеет огромную популярность, так как больше миллиарда пользователей появились в последние несколько лет в 150 странах мира. Основная аудитория «TikTok» – это люди в возрасте от 25 до 44 лет (около 60%) и от 16 до 24 (оставшиеся 40%).
В Индии «TikTok» запрещен и внесен в список сервисов, угрожающих целостности страны. Было выяснено, что приложение «TikTok» собирает данные пользователей на серверах в Китае, а значит, оно небезопасно. На момент отключения данной социальной сетью в стране пользовались уже 200 млн. человек.
В США такой запрет тоже обсуждается. В данный момент приложение нельзя использовать американским военнослужащим и работникам некоторых государственных департаментов. Конгрессмены пришли к выводу, что возникла настоятельная необходимость защиты американцев от рисков.
Несколько штатов, включая Южную Дакоту и Мэриленд, уже запретили «TikTok» для официального использования [3].
Аудитория «TikTok» постоянно растет, а вместе с этим увеличивается и количество вирусного контента. Приложением стали пользоваться популярные блогеры, а реклама сервиса показывается буквально на каждом шагу. Современные подростки и молодые люди в прямом смысле зависят от смартфонов, проводя в них большую часть своего времени. Поэтому разработчик «TikTok» и сделал ставку на видео, как на самый востребованный контент в социальных сетях. Еще одна причина огромной популярности «TikTok» – это использование песен в видео. Исполнители сами загружают треки и снимают ролики в приложении, благодаря чему их творчество быстро становится узнаваемым.
Таким образом, современная и относительно новая социальная сеть «TikTok» продолжает расти и не сдает позиций, несмотря на массу негативных отзывов. С каждым годом увеличивается число блогеров «TikTok», которые используют соцсеть в популяризации собственного контента или коммерческих целях. С другой стороны, растет и количество подписчиков «TikTok», использующих эту социальную сеть в свободное время для эмоциональной разгрузки и развлечения.
Глава 2. Социальная сеть «TikTok» как способ организации свободного времени детей и подростков: польза или вред?
Многие молодые люди, в том числе и подростки постоянно хотят быть в тренде, открывать для себя что-либо новое, модное и интересное. У многих современных детей и подростков есть собственные увлечения и хобби, которые помогают «сменить обстановку» и «разгрузиться» в свободное время.
Нами было проведено анкетирование 40 подростков 5-х и 6-х классов, где мы выяснили, какие хобби они имеют. Итак, первое место среди увлечений данной категории учащихся занимают различные виды «hand-made-творчества»: 45 % всех респондентов рисуют, лепят, плетут из бисера и т.д. Второе место среди увлечений молодёжи предсказуемо занимают видеоигры (40 %), так как почти каждый подросток имеет собственный смартфон, с возможностью использования игрового видеоконтента. Такое же количество ребят (40 %) активно занимаются спортом, посещают спортивные секции и клубы. Также 40 % среди увлечений опрошенных подростков 5–6-х классов занимают домашние животные. На третьем месте располагается музыка: 38 % опрошенных учащихся посещают музыкальные школы города, поют и играют на музыкальных инструментах. Примечательно, что достаточное количество опрошенных подростков (28 %) проводят своё свободное время в социальных сетях (Приложение 2).
2.1 Положительные стороны использования социальной сети «TikTok» представителями молодого поколения
На основе дальнейшего анкетирования мы выявили, какие социальные сети наиболее популярны у подростков 5-х и 6-х классов гимназии имени Я.Купалы. Итак, первое место среди наиболее популярных соцсетей занимает «TikTok». Просмотром коротких видео заняты в свободное время 68 % учащихся гимназии 5-х и 6-х классов. Далее следуют «Telegram» (50 %), «Instagram» (43 %) (Приложение 3).
На вопрос о том, зачем ребята 5-х и 6-х классов смотрят видеоконтент в «TikTok», мнения были такими:
– хотят расслабиться и повеселиться – 38 %;
– чтобы узнать что-либо новое – 28 %;
– считают, что могут научиться чему-либо полезному посредством видеоконтента этой сети – 73 %.
Далее мы выясняли, как часто подростки смотрят развлекательные видео в «TikTok». Согласно полученным данным, каждый день смотрят видео в «TikTok» – 38%, пару раз в неделю – 30%, редко – 25%. Полученные результаты опроса являются подтверждением популярности данной социальной сети у современной молодежи.
Как мы видим, социальная сеть «TikTok» предоставляет современному поколению возможность развлечься, расслабиться, снять эмоциональное напряжение, уйти от школьных и семейных проблем. Многие дети и подростки думают, что с помощью «TikTok» они смогут повысить самооценку, свой статус.
Для определения роли социальной сети «TikTok» для современного общества мы побеседовали со специалистом в этой области – педагогом психологом гимназии Я.Купалы Миневичем Ростиславом Марковичем. Он считает, что для современного человека социальные сети просто необходимы. Так как мы существуем сейчас в цифровом пространстве, социальные сети окружают нас почти везде.
С другой стороны, многие люди обходятся без такой социальной сети, как «TikTok». Каждый человек, в том числе и подросток, сам в состоянии определить, что ему полезно или вредно. В любом случае, всё, что мы делаем, может быть в определённой мере полезно. Главное, в любом деле: знать меру. Многим, действительно, необходима эмоциональная разрядка, поэтому они используют «TikTok» и/ или другие социальные сети.
Что касается образовательных целей данной социальной сети, то, по мнению психолога гимназии, просто невозможно получить качественное образование путем просмотра коротких видео. Для этого лучше использовать возможности образовательных учреждений с хорошей репутацией.
Но, чтобы сравнить обозначенное выше мнение специалиста-психолога, мы побеседовали также и с популярным блогером социальной сети «TikTok» учителем русского языка и литературы гимназии имени Я.Купалы Кристиной Савенко.
Кристина Петровна активно ведет свой аккаунт в «TikTok», на который подписано более 90 тысяч пользователей. По мнению Кристины Петровны, социальная сеть «TikTok» сейчас – действительно одна из самых популярных и востребованных. Большинство подписчиков её аккаунта – это в основном школьники, которые активно «лайкают» её контент и пишут комментарии к постам.
Девушка-блогер уверена, что социальная сеть «TikTok» является большой площадкой, где каждый может совершенствоваться и реализовывать собственные идеи. Видео, которые снимает и публикует Кристина Петровна, носят в основном развлекательный характер. Подписчики приходят в её аккаунт, по мнению блогера, за эмоциями, так как тематика видеоконтента разнообразна. Например, активно размещаются блогером видео по теме «Гороскоп», а также идеи для фотографирования или «челленджи». Чтобы создавать определенный обучающий контент, по мнению Кристины Петровны, нужно накапливать соответствующий опыт, иметь достаточно знаний и времени.
Кристина Петровна отмечает, что активное ведение личного аккаунта в социальной сети «TikTok» – это её увлечение в свободное время. Она не преследует каких-либо коммерческих целей.
Таким образом, на первый взгляд социальная сеть «TikTok» играет положительную роль в качестве развлекательного, эмоционально разгрузочного контента для каждого своего пользователя.
Но не стоит забывать, что на просмотр даже коротких смешных видео нужно потратить определенное количество времени. Если не знать меру в «потреблении» контента, можно легко приобрести психологическую зависимость. Какую еще опасность можно приобрести путем использования социальной сети «TikTok», мы рассмотрим далее.
2.2 Отрицательное влияние использования социальной сети «TikTok» в молодёжной среде
Современное поколение молодёжи полностью зависит от смартфонов и проводит в них основную часть своего свободного времени. Очень востребованным в молодежной среде становится разного рода видеоконтент. Пользуясь возможностями социальной сети «TikTok», сегодняшние подростки ищут социальное одобрение среди сверстников. Они не только просматривают чужие ролики, но и выкладывает в «TikTok» свои, следят за тем, сколько «лайков» эти ролики наберут, сколько подписчиков у них появилось. У многих подростков появляется много моментов, которые хочется снять на видео, а потом наслаждаться ярким просмотром и воспоминаниями. Далее приходит желание повторить какой-либо интересный, по их мнению, «челлендж».
Как раз здесь проявляется наиболее негативная сторона социальной сети в «TikTok», т.к. многие «челленджи» могут быть потенциально опасными ребят. Подростки не умеют в силу своего возраста оценить все риски таких вызовов в «TikTok».
В результате нашего анкетирования 55 % опрошенных гимназистов считают, что видео в «TikTok» могут негативно повлиять на тех, кто их смотрит. 75 % полагают, что в результате просмотра определенного видеоконтента в «TikTok» можно научиться чему-либо нехорошему. 13 % об этом вообще не задумывались, а 12 % считают, что это не так. 33 % опрошенных подростков участвовали в некоторых «челленджах», а 47 % учащихся 5–6-х классов – это те подростки, кто планирует и далее участвовать и те, кто хочет поучаствовать впервые.
А каково же мнение родителей? По мнению подростков, 85 % их родителей знают о том, что их дети просматривают видеоконтент в социальной сети в «TikTok», а 75 % спокойно реагируют на данное занятие и не запрещают использовать «TikTok» в свободное от учёбы время. Сами родители (78 %) также смотрят видеоконтент «TikTok» и только 5 % из них принимали «челлендж».
Далее, проведя анкетирование по данной теме и обсудив этот вопрос с психологом гимназии, мы выяснили, что современным детям и подросткам свойственно «клиповое мышление» – это особенность человека воспринимать происходящее в мире через короткий, яркий посыл, воплощённый в форме небольшого видеоклипа. Следовательно, и все события, происходящие в жизни подростка, воспринимаются им не целостно, а фрагментарно.
Итак, современная молодёжь, как и большинство их родителей, часто не осознаёт последствия собственного восприятия видеофрагментов посредством социальной сети в «TikTok».
По мнению психолога гимназии, регулярный, систематический просмотр видеоконтента в социальной сети в «TikTok» ведет к формированию зависимости, особенно у детей и подростков. При этом у данной возрастной группы нарушается целостное восприятие картины мира, развивается эмоциональная нестабильность. Далее появляются проблемы в отношениях с родителями, учителями, сверстниками, снижается успеваемость в школе.
Если речь идет об участии в различные рода «челленджах», популярных в соцсети, это может нанести непоправимый вред жизни и здоровью современных детей и подростков. В этом и кроется наибольшая опасность влияния исследуемой нами социальной сети «TikTok».
Заключение
Социальная сеть «TikTok», как и многие другие соцсети, выполняет в современном мире множество функций. Сюда относятся коммуникационная, информационная, социализирующая, презентационная и развлекательная.
На основании всего вышесказанного в нашем учебном исследовании, а также анализа результатов анкетирования, интервьюирования психолога гимназии Р.М.Миневича, а также блогера социальной сети «TikTok» К.П.Савенко, можно сделать следующие выводы:
– социальная сеть «TikTok» пользуется наибольшей популярностью среди детей и подростков;
– «TikTok» предоставляет возможности не только для профессиональной деятельности современных блогеров, но и для общения, познавательного, увлекательного времяпрепровождения;
– подростки проводят много времени за просмотром видеоконтента, чтобы эмоционально расслабиться после напряженных школьных будней;
– многие подростки начинают снимать и публиковать видеоролики, чтобы набрать большое количество «лайков» и подписчиков на своих страницах, чтобы стать популярным среди сверстников и повысить самооценку.
С другой стороны, социальная сеть «TikTok» имеет и отрицательные стороны:
– у многих пользователей в силу их юного возраста легко может развиться психологическая зависимость от просмотра видеоконтента социальной сети «TikTok», что способствует проблемам в семье и в школе;
– просмотр многих видео занимает много времени, а содержание видеоконтента «TikTok» зачастую не контролируется родителями подростков;
– 55 % опрошенных подростков считают, что видео в «TikTok» могут негативно повлиять на тех, кто их смотрит, а 75 % уверены, что при этом можно научиться чему-либо плохому;
– большинство родителей не интересуются, что смотрят их дети, сколько времени это занятие занимает и как влияет на распорядок дня подростков просмотр ими видеоконтента социальной сети «TikTok»;
– участие или даже само желание детей и подростков участвовать в «челленджах» вызывает обеспокоенность психологов и некоторых родителей, так как «вызовы», которые предлагается повторить подписчикам, могут привести к необратимым последствиям;
– большинство родителей (75 %) не запрещают своим детям часами смотреть видеоконтент социальной сети «TikTok», так как те заняты, находятся дома и при этом и не доставляют беспокойства своим родителям;
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана: молодежь действительно активно использует социальную сеть «TikTok» в свободное время, и этот факт отрицательно влияет на организацию и качество проведения их свободного времени, что в дальнейшем может иметь негативные последствия. Поэтому продуктом нашего учебного исследования стала информационная листовка для подростков и их родителей, содержащая:
– памятку для родителей с рекомендациями специалиста-психолога для рациональной и продуктивной организации свободного времени детей и подростков (Приложение 4);
– лайфхаки блогера для подростков и всех заинтересованных по успешному и безопасному использованию социальной сети (Приложение 5).
Продукт нашего исследования может быть использован в качестве информационного и аналитического материала на классных и информационных часах, а также на родительских собраниях и встречах с педагогом-психологом актуальной тематики (Приложение 6).
Современные подростки часто идут на самые рискованные поступки, чтобы стать популярными и узнаваемыми. Чтобы предотвратить наихудшие сценарии, родители должны знать, чем занят их ребенок в свободное время. По мнению психолога, родителям школьников нужно с детства прививать, развивать у них положительные хобби. А лучшим вариантом будет совместная организация семейного досуга.
Список использованных источников:
1 Affiliate-маркетинг и не только [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aflife.ru/socialnye-seti/tiktok/chto-takoe-prilozhenie-TikTok – Дата доступа: 27.01.2023, 19:15.
2 Videouroki. net [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-TikTok-v-zhizni-podrostka.html – Дата доступа: 07.02.2023, 20:30.
3 Dootik [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dootik.com/ne-rabotaet-TikTok/ – Дата доступа: 13.03.2023, 16:05.
Приложение 1
Тезаурус
Поколе́ние Z (англ. Generation Z) – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 2000 по 2013 год. Данная классификация соответствует теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Представителей поколения называют зу́меры, хоумле́ндеры (англ. Homelanders, Homeland Generation, Zoomers). Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек».
Социальная сеть (сокр. соцсеть) – онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы.
Блогер – это человек, который профессионально ведет свою страницу на каком-либо интернет – ресурсе, на которой делится событиями своей жизни, новостями из различных сфер, размещает познавательную или развлекательную информацию. Ведение блога может приносить владельцу постоянный доход. Это может быть онлайн – дневник, подкаст, видеоблог и т.д.
Аккаунт (account – с англ. – «счет», «учетная запись», «профиль», сокр. «акк») – это запись, которая содержит набор определенных сведений, передаваемых пользователем какой-либо компьютерной системе.
Видеоконтент – это видео, основанное на потребностях целевой аудитории и ее перцептивных навыках. Если говорить по-простому – это полезное видео, которое нужно твоей целевой аудитории, и она его точно посмотрит. Это может быть обучающий, рекламный или презентационный видеоролик, который в быстрой и доступной форме продемонстрирует преимущества компании или продукта.
Подписчик – это пользователь, который проявил интерес к странице или группе в социальной сети, и чтобы следить за обновлениями данной площадки, подписался на нее. Таким образом, подписчики могут получать уведомления о начале трансляций или публикации нового поста.
Лайк/лайки (с англ. – «нравится») – это способ выразить одобрение в Интернете. Обычно это кнопка, которая выглядит как сердечко, палец вверх или плюс. На некоторых платформах бывают и дизлайки – кнопки «Не нравится», которые человек может нажать, чтобы показать неодобрение. Они выглядят как перевернутый «лайк» – палец вниз.
Че́ллендж (в переводе с англ. — «испытание», «вызов») – это жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей.
Лайфхак (от англ. life («жизнь») + hack («взломать») – хитрость, полезный совет, помогающий эффективно решить ту или иную проблему.
Приложение 2
Занятия в свободное время подростков 5-х и 6-х классов гимназии имени Я.Купалы
Виды занятий |
Количество ответов (%) |
Творческие занятия |
45% |
Спорт |
40% |
Видеоигры |
40% |
Домашние животные |
40% |
Музыка |
38% |
Кулинария |
32% |
Чтение |
28% |
Социальные сети |
28% |
Программирование |
5% |
Приложение 3
Популярные социальные сети среди подростков 5-х и 6-х классов гимназии имени Я.Купалы
Социальные сети |
Количество пользователей (%) |
Рейтинг сетей |
«TikTok» |
68 % |
I |
«Telegram» |
50 % |
II |
«Instagram» |
43 % |
III |
«ВКонтакте» |
23 % |
IV |
«Youtube» |
13 % |
V |
Приложение 4
Лайфхаки блогера для подростков по успешному и безопасному использованию социальной сети «TikTok»
(По версии блогера К.П.Савенко)
1 В «TikTok» разрешено регистрироваться только с 13 лет, т.е. имеются возрастные ограничения, согласно политике данной сети.
2 После скачивания приложения «TikTok» необходимо внимательно изучить правила пользования, так как многие видео запрещены политикой данного ресурса (например: сцены насилия, агрессии, употребления нецензурных слов и др.)
3 Чтобы страница в социальной сети «TikTok» стала успешной, нужно сделать её защищенной, т.е. привязать её к электронной почте или номеру телефона, придумать надежный пароль. Все это нужно, чтобы в случае потери пароля, восстановить личную страницу.
4 Чтобы ваши видео попадали в рекомендации пользователям социальной сети «TikTok» (т.е. «залетали в реки»), необходимо снимать видео на определенную тему и далее придерживаться выбранного направления.
5 Избегайте «одинаковости, похожести» вашего видеоконтента на другие аналогичные. Не повторяйте уже известное у других блогеров, не гонитесь за трендами.
6 Будьте индивидуальными, придумайте, как по-хорошему выделяться, т.е. создайте свой неповторимый, непохожий на других стиль. Такая страница в «TikTok» сразу станет узнаваемой и привлечет много подписчиков.
7 Если вы позиционируете себя блогером, то надо понимать, что ваши подписчики ждут регулярно ваших видео.
8 Выкладывайте одно видео в день или, например, три видео в неделю. В социальной сети «TikTok» важна регулярность и системность.
9 Не исчезайте надолго, ведь ваших тематических видео ждут подписчики.
10 Взаимодействуйте со своей аудиторией: отвечайте на вопросы и комментарии. Снимайте такие тематические видео, которые от вас ждут ваши подписчики.
Приложение 5
Памятка для родителей «Организации свободного времени подростков 5-6 класса» (Рекомендации психолога гимназии)
1 Время, которое родители проводят со своими детьми, – самый ценный ресурс для развития молодежи, что предполагает обмен поколений жизненным опытом, а также останется в виде прекрасных впечатлений детства и юности.
2 Выделите регулярно определенное количество времени для своего ребенка. Это может быть каждый день по 1–1,5 часа или хотя бы через день. Главное – регулярность.
3 Планируйте свободное время вместе с ребенком: обсуждайте, куда, когда и с кем ещё пойти на выходных.
4 Лучшими вариантами могут быть совместные прогулки в парк, лес, поездки за город, велопрогулки.
5 Организовывайте семейные культпоходы в театр, музей, выставки кино, цирк и т.д. с последующим обсуждением.
6 Очень популярными являются мастер-классы, школы развития, студии, творческие мастерские. Сопровождайте и встречайте своего ребенка туда и обратно. Обязательно спрашивайте, что ребенку понравилось, что удивило, чему новому он научился. Не перебивайте его, пусть расскажет все, что он захочет.
7 Не ругайте и не поучайте ребенка, если у него не получается что-то на пути развития его увлечений. Главное поддерживать и мотивировать ребенка во всех его начинаниях.
8 Не забывайте, что ребенок ретранслирует, т.е. отражает всё, что он видит и чувствует в семье. Подавайте своему ребенку пример организации свободного времени.
9 Если хотите увлечь ребенка процессом чтения, читайте сами и делитесь с ребенком своими впечатлениями от прочитанного.
10 Читайте своему ребенку с детства хорошую детскую литературу. В дальнейшем можно вместе с ребенком сочинять сказки и истории.
11 Обязательно мотивируйте своего ребенка прекрасными историями своего детства. Например, как интересно можно организовать свободное время без мобильного телефона и других гаджетов.
Приложение 6
Информационный буклет для детей и подростков и родителей
Продукт нашего исследования может быть использован в качестве информационного и аналитического материала на классных и информационных часах, а также на родительских собраниях и встречах с педагогом-психологом актуальной тематики.