Если остался один дома. Мультипликационная театральная лекция с Козой, тремя козлятами, Волком, Медведем и Лисой

- 11:35Психологическая помощь

Несмотря на то что педагогами ведётся активная профилактическая работа с родителями об опасности оставления маленьких детей без присмотра, в беседах с детьми часто можно услышать, что это все же бывает. В этом контексте важно обратить внимание детей на правила безопасного поведения в ситуациях, если они остались одни, обсудить с ними ключевые правила безопасного общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, чтоб не стать жертвами насилия.

 

Анна ЯСКЕЛЬЧИК,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 52 г. Гродно»

 

Цель: создание условий для формирования опыта применения детьми компетенций безопасного поведения в случаях, связанных с возможными ситуациями применения к ним насилия.

Задачи:

развивать потребности познания особенностей окружающих людей, социальной действительности;
– умения самостоятельно применять правила безопасного поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, в ситуациях применения к нему насилия;
формировать представления о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях социального (не разговаривать с незнакомыми людьми, не брать у незнакомца угощения, не открывать дверь незнакомым и малознакомым людям, в случае необходимости громко кричать и знать на помощь) и бытового характера (позвать на помощь взрослого, позвонить по телефону);
– представления о правилах поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, в ситуациях применения к нему насилия;
– умение проявлять личностные качества, поступки, действия, эмоциональные состояния, переживания, чувства и самооценивать их с позиции моральных норм;
– умение осуществлять самоконтроль действий, сопоставлять с образцом, находить ошибки и исправлять их;
– умение понимать социальное окружение с ориентацией на морально-этические ценности;
воспитывать желание активно участвовать в событиях социального окружения;
– осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.

Образовательная область: «Ребёнок и общество», направление «Социально-нравственное и личностное развитие».

Целевая аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.

Участники: Ведущий (психолог или другой педагогический работник); взрослые герои Коза, Волк, Медведь, Лиса; три ребёнка, исполняющие роли козлят.

Материалы и оборудование: стулья по количеству детей; телевизор или мультимедийный проектор; костюмы Волка, Медведя, Лисы, Козы, козлят; декорации (лес, домик, скамейка); атрибуты (ключ, торт, сумка почтальона, фуражка милиционера, халат врача, сумка врача, белая шубка, корзина, макеты капусты, книга с детскими сказками), столик для ключа и книги;

презентация, используемая по ходу проведения мероприятия;

музыкальное сопровождение (песня Козы и козлят – https://www.youtube.com/watch?v=m9btmCfV-kU, музыка, сопровождающая выход отрицательных героев (Волка, Медведя, Лисы) – https://www.youtube.com/watch?v=5wZI5quM6RA).

Предварительная работа воспитателей дошкольного образования, учителей начальных классов, педагогов-психологов, педагогов социальных: чтение и обсуждение с детьми сказок «Волк и семеро козлят», «Лиса в заячьей шкуре», беседы с детьми о правилах поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, о правилах поведения, когда остаёшься один дома; разучивание стихов с детьми, исполняющими роль козлят.

 

Ход деятельности

Психолог.

Всем детям – доброго утра,
Всем лицам – широкой улыбки.
За то что пришли, всем спасибо.
Готовы играть?

Дети. Да!

Психолог. Давайте тогда поаплодируем. (Звучат аплодисменты).

Вам часто взрослые говорят, что делать, если остаёшься один дома. Какие правила вы знаете: чего делать нельзя, если остался один дома?

Дети. Открывать дверь незнакомым, рассказывать незнакомым, кто дома, разрешать незнакомым заходить домой.

Психолог. Сегодня мы с вами попадём в сказку, в которой маленькие дети остались одни дома и что из этого вышло. А вот в какую сказку мы попадём, это скажете мне вы, когда отгадаете мою загадку:

Шестерых её детей
Волк обидел – съел, злодей!
Лишь седьмой в живых остался,
Волку в зубы не попался.
Что за сказка, подскажите,
И героев назовите.

Дети. «Волк и семеро козлят»!

Психолог.

Вижу, знаете вы сказку
«Волк и семеро козлят».
Но сегодня у нас сказка
Всего про трёх козлят.
Я сказку сочинила,
Чтобы напомнить вам,
Как важно следовать
Железным правилам!

Ребята, а как вы думаете, а какие правила называют железными?

Дети. Правила, которые нельзя нарушать. Они твёрдые, как железо, их соблюдают всегда и везде.

Психолог.

Ну что ж, тогда давайте и начнём.
И в сказку о трёх козлятах попадём.
Жила-была Коза с козлятами…

Звучит музыка. В музыкальный зал входит Коза и козлята, останавливаются у домика. В руках у Козы – корзина.

Коза.

Милые мои козлятки,
Весёлые мои ребятки,
За капустой я схожу,
Только об одном прошу:
Дружно вместе вы играйте,
И друг друга не обижайте.
За мной дверь закройте на замок,
Чтоб никто чужой войти не смог.
Постараюсь быстро я прийти
И капусту принести.

Козлёнок 1.

Не волнуйся ты за нас,
Будем помнить твой наказ.
Дверь закроем на замок,
Чтоб чужой войти не смог.
Чужому дверь не отопрём,
Чужого в дом не приведём.

Козлёнок 1 закрывает за Козой двери на ключ, произнеся: «Чик-чик!». Коза проверяет, закрыта ли дверь, прощается и уходит.

Козлёнок 2.

Что-то скучно нам без мамы.
Давайте книгу прочитаем сами.
О том, как волк в густом лесу
Однажды повстречал лису.

Козлята садятся на скамейку, берут в руки книгу и изображают чтение.

Звучит грозная музыка, из леса к дому подходит Волк.

Волк. Время близится к обеду (поглаживает брюхо), а в лесу, как назло, ни одного зайца. (Замечает домик) О, а вот и домик мамы-Козы… (Заглядывает в окно.) А её-то самой дома нет. В огород за капустой, наверное, ушла. А козлят-то оставила! А раз Козы дома нет, я съем козляток на обед! Ох, козлятки подросли, большими стали! И меня, Серого Волка, наверное, узнают. Слышал я, как Коза читала козлятам сказку про семерых козлят, где волк с набитым брюхом упал в яму. Такую ошибку я не допущу, буду хитрее.

Волк берёт торт, подходит к домику, стучит. Козлёнок 3 подходит к двери.

Козлёнок 3.

Кто стучится в нашу дверь?
Кто пришёл? Ответь скорей!

Волк. Это ж я, ваш друг, сосед. С мамой вашей мы знакомы. Вот, в гости мама позвала меня.

Козлёнок 3. Нашей мамы дома нет!

Волк. Сладкий торт в подарок я принёс. Ой, что ж это я стою на пороге? Торт-то срочно нужно поставить в холодильник. Ты, открой-ка мне двери. Чаю попьём с тортом, маму подождём. Как же она обрадуется!

Козлёнок 2.

В гости мамин друг пришёл!
Видно, маму не нашёл.
Я открою, и мы вместе
Чай попьём и торт съедим,
Маму тортом угостим!

Козлёнок 3.

Стой-ка, сестрица, подожди!
Открывать ты не спеши!
Мамин помним мы наказ:
Не пускать чужих как раз!
Нам этот голос не знаком,
Нельзя чужих пускать в свой дом!

Козлёнок 1.

Вы, сосед, нас извините,
И лучше вечером зайдите!

Волк. Вот ведь умные козлятки! Ничего, попробую ещё раз.

Волк уходит в лес.

Психолог.     

Молодцы наши козлята!
Очень умные ребята.
Не открыли дверь ему,
Серому Волку самому!

Волк выходит с сумкой почтальона, стучится в домик.

Козлёнок 3.

Кто стучится в нашу дверь?
Кто пришёл? Ответь скорей!

Волк. Как чудесно, что дома кто-то есть! Это я, ваш почтальон! Вам посылочка пришла. С самого завода компьютеров, планшетов и телефонов! Дверь скорее открывайте и посылку получайте!

Козлёнок 2.  

Как здорово! Ура!
Нам посылочка пришла!
Что-то с завода: может, планшет?
У нас как раз такого нет!
Дверь сейчас мы отопрём
И посылку заберём!

Козлёнок 3.

Стой-ка, сестрица, подожди!
Открывать ты не спеши!
Мамин помним мы наказ:
Не пускать чужих как раз!
Нам этот голос не знаком,
Нельзя чужих пускать в свой дом!

Козлёнок 1.

Вы, почтальон, нас извините,
И лучше вечером зайдите!

Волк (злится). Вот упрямые козлята! Что же делать? Как мне быть? Где обед мне раздобыть? (Поглаживает брюхо.)

Звучит музыка, в зал входит Медведь.

Медведь. Добрый день, Серый Волк. Что приутих? Чего не весел?

Волк. Слушай, косолапый, тут такое дело… Коза ушла, а малые козлята одни остались. А есть уж больно хочется. Я и так к ним, и эдак: и соседом прикинулся, и почтальоном. А они ни в какую дверь не открывают.

Медведь (облизываясь). Какая хорошая и вкусная мысль пришла тебе в голову, мой серый друг! А ну-ка, давай я попробую. В дом пройдём и козляток на обед поделим. (Волк соглашается)

Медведь. Есть у меня одна идейка. Слушай, дверь всегда открывают милиционеру и врачу. Вот, смотри (примеряет на себя милицейскую фуражку). Похож я на милиционера?

Волк. Один в один!

Медведь. А ты вот – надевай халат, врачом будешь!

Волк надевает белый халат, берёт в руки сумку врача. Медведь и Волк подходят к домику. Медведь стучится в домик.

Козлёнок 3.

Кто стучится в нашу дверь?
Кто пришёл? Ответь скорей!

Медведь. Добрый день, рад представиться: милиционер Потапыч (приветствует, приложив руку к фуражке). Тут у вас в лесу пожар случился. Дом сгорел у Енота. Обхожу я все дома, проверяю дворы: не перебежал ли огонь ещё к кому в дом. Вот я вам и врача привёл, чтоб он помощь оказал, подлечил немного. Может, вы дыма наглотались?

Козлёнок 2.

Вы слыхали? У Енота
Дом сгорел в субботу!
Милиционер с врачом пришли,
Нам лекарства принесли.
Дверь сейчас мы отопрём
И врача мы впустим в дом!

Козлёнок 3.

Стой-ка, сестрица, подожди!
Открывать ты не спеши!
Мамин помним мы наказ:
Не пускать чужих как раз!
Нам этот голос не знаком,
Нельзя чужих пускать в свой дом!

Козлёнок 1.

Вы, милиционер, нас извините,
И лучше вечером зайдите!
Пожара в доме нет у нас
И все здоровы здесь сейчас.

Медведь (Волку). Ух Коза, научила козлят! Подросли, умнее стали! Как же нам до них добраться-то? Что придумать?

Звучит музыка, в зал входит Лиса.

Лиса. Добрый день, Медведь и Волк. Что это вы столпились у дома Козы?

Волк. Слушай, Лиса, тут такое дело… Коза ушла, а малые козлята одни остались. От голода живот свело. Мы с Медведем и так к ним, и эдак: и соседом прикинулись, и почтальоном, и милиционером, и врачом. А они ни в какую дверь не открывают.

Лиса заглядывает в окно домика, облизывается.

Лиса. Ой, как вкусно выговорите. И какие они пухленькие, румяненькие… И что, дверь совсем не открывают?

Волк. Ни на один засовчик! Голос, говорят, не знаком. Приходите, мол, вечером.

Лиса (задумчиво). Голос, говорите… Балбесы, тут хитрость нужно применить. На голос Козы они точно дверь откроют! Мой голос тоже тоненький, совсем как у Козы. Я их сейчас позову, они и откроют. Вместе полакомимся козлятинкой.

Волк, Медведь и Лиса радостно потирают лапы, облизываются.

Медведь. А если в окно выглянут или в глазок заглянут? Ты вон, вся рыжая. А Коза совсем бела!

Лиса. А у меня, как раз, и шубка есть. Вот, глядите, на день рождения мне подарили! (Примеряет белую шубку) Ну, чем вам не Коза?!

Волк и Медведь. Похожа! Хороша!

Лиса подходит к домику, стучит.

Козлёнок 3.

Кто стучится в нашу дверь?
Кто пришёл? Ответь скорей!

Лиса.

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молока с капустой принесла.

Козлёнок 2. Мама, мамочка пришла! (Бежит к двери и открывает ключом) Чик-чик!

Психолог.

О правилах они забыли
И дверь Лисе они открыли!

Волк, Медведь и Лиса. Облизываясь, проходят в домик. Козлята пятятся назад, изображая испуг.

Козлята. (Хором) Ой!

Козлёнок 3.

Мама, мамочка, беда!
Ты беги скорей сюда!
Злому Волку мы открыли
И Медведя в дом впустили.
Эти бандиты вместе с Лисой
Съесть хотят нас с колбасой!

Коза (из-за двери)

Я бегу, бегу, ребятки!
Скоро будет всё в порядке!

(в адрес Лисы, Волка и Медведя)

Забодаю, не прощу!
За козляток отомщу!

Коза бодает Лису, Волка и Медведя, которые с криками убегают в лес.

Козлёнок 1.

Мама, ты уж нас прости,
Забыли твой наказ.
Уж очень голос был похож,
Поверили в этот раз.
Но ни соседу, ни врачу,
И никому другому
Мы дверь не открывали.
А вот хитрую Лису
Совсем не разгадали.

Коза. Ну что же, милые мои, перепугались сильно?

Козлята (хором) Да!

Коза.

Хорошо, что я успела,
Хорошо, что подоспела.

(Обращаясь к зрителям) А теперь давайте, ребята, вместе вспомним правила поведения «Если остаёшься один».

Психолог вместе с Козой и козлятами проводят со зрителями физкультминутку

Психолог  (предлагает зрителям встать со стульев и повторить движения за героями)

Коль дверной звенит звонок (рукой имитируют игру на колокольчике)
Посмотри сперва в глазок (соединяют пальцы одной ладони в виде колодца, заглядывают в колодец одним глазом)
Кто пришёл к тебе, узнай (заглядывают в колодец другим глазом)

Но чужим не открывай! (предплечья обеих рук скрещивают перед грудью в виде креста)
Если нет глазка, тогда (соединяют пальцы одной ладони в виде колодца)
«Кто там?» спрашивай всегда (хором повторяют вопрос «Кто там?»)
А не станут отвечать – (мотают головой в знак несогласия)

Дверь не вздумай открывать! (Предплечья обеих рук скрещивают перед грудью в виде креста)
Если незнакомец вам звонит (прикладывают ладонь к уху)

И что-то в трубку говорит (второй ладонью соединяют-разъединяют большой и остальные пальцы)
Громко «Нет!» скажи (хором громко говорят «Нет»)
И быстро трубку положи (убирают ладонь от уха)

 

Иногда, когда мы бываем одни, мы волнуемся, чувствуем беспокойство. Чтобы не чувствовать себя одиноким и беспомощным, вы всегда можете сжать себя в вишневые объятия. И тогда вы почувствуете себя сильнее и смелее. Мы научим вас, как это сделать. Разведите руки в стороны, а затем скрестите их так, чтобы ваши руки оказались на спине. Сейчас, легонько похлопайте себя по бокам. Вас как будто кто-то обнимает и успокаивает. Это и есть вишневые объятия! (Психолог предлагает зрителям присесть и приглашает на сцену всех артистов)

Психолог.

Вот как, ребята, бывает.
Опасность везде поджидает.
Козлята чуть не попались,
А мы во всём разобрались.

Давайте наших артистов поблагодарим за представление бурными аплодисментами.

Звучат аплодисменты. Герои кланяются и уходят. Козлята присаживаются в зрительный зал.

Психолог. Ребята, чему нас научила сказка о трёх козлятах?

Дети. Не открывать дверь незнакомым, не впускать чужих в дом, громко звать на помощь, говорить «Нет».

Психолог. Правильно, правила безопасности мы все с вами знаем. Важно всегда их соблюдать, потому что они железные, твёрдые. Их нарушать нельзя.

Давайте с вами поговорим о том, кому можно открывать дверь, если остался один дома.

В этом нам помогут три цвета светофора. Какие это цвета?

Дети. Красный, жёлтый, зелёный.

Психолог. Верно! Начнём с зелёного цвета. Мы все с вами знаем, что зелёный свет светофора для нас разрешающий. Он означает: «Можно идти!» Сюда мы отнесём самых близких вам людей. Самые близкие люди всегда о вас заботятся и очень вас любят. Только с самыми близкими людьми вы можете гулять без разрешения. Они могут дарить вам подарки, покупать игрушки и угощения. Близкие люди могут вас обнимать, гладить по голове. Кто эти близкие люди?

Дети. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка.

Психолог. Молодцы! У кого-то из вас это один или два человека, а у кого-то близких людей больше. Но только этим близким людям, назовём их зелёными человечками, вы всегда можете открыть двери. Как, например, козлята должны были открыть только маме.

Следующий свет светофора – жёлтый. К жёлтым человечкам мы относим только тех людей, которых хорошо знают ваши мамы и папы, от кого мама с папой разрешают вам получать подарки, дружить вместе, ходить в гости. С жёлтыми человечками мы общаемся только с разрешения мамы и папы. Кто эти жёлтые человечки?

Дети. Воспитатели, врачи, подруга мамы, крёстные.

Психолог. Правильно. Жёлтым человечкам мы открываем дверь только с разрешения мамы и папы. Если мамы и папы нет дома, нужно позвонить им и спросить разрешения. Например, козлята должны были позвонить маме-Козе и спросить у неё разрешения, можно ли впустить соседа.

Третий свет светофора – красный. К красным человечкам мы относим незнакомых и малознакомых людей. Этих людей больше всего. Кого сюда отнесём?

Дети. Милиционер, почтальон, весёлый клоун в детской комнате, врач в поликлинике, продавец в магазине, официант в кафе, прохожий.

Психолог. Молодцы. Этим красным человечкам могут открывать дверь только мама или папа. И больше никто.

Иногда незнакомые и малознакомые люди притворяются кем-то: маминой подругой, милиционером, соседом. Или, как, например, Лиса притворилась мамой-Козой.

Поэтому, если кто-то звонит в дверь, всегда нужно посмотреть в глазок, кто стоит за дверью, и спросить «Кто там». Если это близкий человек: мама, папа, брат, сестра, мы дверь открываем. Если в глазок ничего не видно или никто не отвечает, мы дверь не открываем. А если там стоит малознакомый человек, то впустить в квартиру можно только после разрешения мамы или папы: им надо позвонить и спросить разрешения впустить человека в дом.

Это железные правила, их необходимо соблюдать всегда!

А теперь давайте посмотрим несколько мультфильмов и проверим, все ли дети соблюдают железные правила.

Просмотр мультфильмов и видеороликов.

Примерный список обучающих мультфильмов и видеороликов для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1) Что делать, когда остался дома один? Правила детской безопасности (из серии «Железные правила для детей): https://www.youtube.com/watch?v=8mCfBJDUa_I&t=9s
2) Когда они одни дома (из серии «Сеня. Правила безопасности детей): https://www.youtube.com/watch?v=D7u7AxgDyPc
3) Не открывайте дверь незнакомцам (из серии «Анимашка-познавашка»): https://www.youtube.com/watch?v=Znq06zbpsOU
4) Не открывайте дверь незнакомцам (из серии «Кики и его друзья»): https://www.youtube.com/watch?v=POqpkLtu9PQ
5) Кролик, открой дверь! (из серии «BabyBus»): https://www.youtube.com/watch?v=YNoFfQZBWBo
6) Осторожно! Люди! (из серии мультфильмов про АркадияПаровозова):https://www.youtube.com/watch?v=R34x-71dhSM&t=493s
7) «Хитрый волк» (из серии песен «Кукутики»): https://www.youtube.com/watch?v=gMrUiM9j-Oo
8) «Тук-тук. Кто там?» (из серии мультфильмов LittleAngel): https://rutube.ru/video/0236b7db116779052ae2bba654f6032c/

Психолог. Ну вот, ребята, наше приключение подошло к концу? Вам было интересно?

Дети. Да.

Психолог. А что вам показалось интересным?

Дети. Сказка о трёх козлятах, разноцветные человечки, железные правила, мультфильмы о правилах поведения.

Психолог. Я очень рада, что вы у нас такие умные и воспитанные, а также знаете правила безопасности, если остался один!

Если вы хотите избежать опасности,
Соблюдайте всегда железные правила безопасности!

 

Использованная литература

1 Шалаева, Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей / Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. – М. : Эксмо, 2004. – 159 с., ил.
2 Шарова, Л. Безопасный город / Лия Шарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 77, (3) с. : ил. – (Стоп Угроза).
3 Шарова, Л. Безопасный мир / Лия Шарова. – изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 77, (3) с. : ил. – (Стоп Угроза).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий