Урок памяти «Память и боль Ивановской земли»

- 9:20Воспитательная работа, Работа по военно-патриотическому воспитанию

Методическая разработка знакомит учащихся с «кровавыми» страницами военной истории Ивановщины и родных деревень. Используются материалы школьного историко-краеведческого музея, стихотворения поэтов Ивановщины И.Соломки и В.Перепёлкина, информационно-аналитические материалы по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа, опубликовнные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.

Данные материалы могут использовать в своей работе классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

 

 

Наталья ПРОКОПЧИК,
учитель русского языка и литературы,
руководитель школьного историко-краеведческого музея
ГУО «Псыщевская средняя школа» Ивановского района,
Брестская область

 

 

Прошлое никогда не проходит бесследно, особенно, если это прошлое – война. Это боль пережитого нашим народом за долгие четыре года Великой Отечественной войны, это потери и жертвы, это тяжёлые дороги воспоминаний.

Нельзя забывать, что нацистская агрессия отобрала у Беларуси каждого третьего жителя. Поэтому важно, чтобы каждое последующее поколение знало правду об этой страшной войне. И именно память о событиях тех лет является напоминанием всем нам, ныне живущим, какой ценой был получен мир на земле. Ведь память даётся человеку, чтобы не повторять ошибок, но «если забывают о войне, приходит новая война!»

Первоочередными задачами, стоящими перед нашим обществом, являются сохранение исторической правды и памяти о войне, формирование у школьников чётких представлений об античеловеческой сущности фашистской идеологии и зверствах оккупационного режима.

Методическая разработка знакомит учащихся с «кровавыми» страницами военной истории Ивановщины и родных деревень. Используются материалы школьного историко-краеведческого музея, стихотворения поэтов Ивановщины И.Соломки и В.Перепёлкина, информационно-аналитические материалы по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа, опубликованные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.

Материалы могут использовать в своей работе классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

 

Цель: сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Ивановского района.

Задачи:

– содействовать формированию у обучающихся гражданско-патриотического сознания, уважительного отношения к трагическому наследию малой родины;
– стимулировать развитие познавательного интереса к истории малой родины и своего народа;
– воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, чувство патриотизма, ответственность за настоящее и будущее своего народа.

Форма проведения: урок памяти.

Участники: учащиеся 8–11-х классов.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, аудиозаписи (взрывы бомб, гул самолётов, голос Левитана, звон колоколов, звук метронома, «Лунная соната» Бетховена, «Реквием» Моцарта).

Эпиграф: «Память о кровавых испытаниях в прошлой войне есть лучший гарант мира и существования разных народов на нашей земле», – В.Быков.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1aeCMbu8ewo567RSL50mmo5BMLV5yzD-W/view?usp=sharing

 

Ход урока

Ведущий 1 (учитель) (на фоне гула самолётов и взрывов).

Сминая счастье тихого рассвета,
Зачёркивая жизни на лету,
Моторный рёв ворвался в утро это,
И взрывы обозначили черту.
Черту, что смертью вспарывала груди,
Отцы за ней исчезли и сыны,
За ней горели города и люди,
За той чертой, той проклятой войны…
Печатью скорби день и месяц эти,
Поставлены на памяти о них,
О тех, кто не дожил на белом свете,
Нам обеспечив место средь живых.
Предупрежденья горькою таблеткой,
Чтоб войны не прервали жизни бег,
Осталась дата, жгуче-чёрной меткой
На летописи Родины навек.
Нам это надо, нашим детям, внукам –
Скорбеть и помнить, сердцем и душой
Воспринимая горькую науку
Истории страны своей родной.

 

Человека можно сравнить с птицей, одно крыло у которой – прошлое, а другое – будущее. Если у птицы ранено одно крыло, она не может летать, падает в пропасть. То же самое можно сказать и о человеке, который не знает истории своего народа, истории своей страны, он падает вниз – в бездуховность.

Ведущий 2 (учащийся). Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю каждого города, деревни, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют стихи, музыку, рассказывают легенды. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть событиям минувших лет.

Ведущий 1. Сегодня мы проводим урок Памяти, посвященный страшным событиям Великой Отечественной войны, которые огненным смерчем прошлись по нашему Ивановскому району.

Вводная часть

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Ведущий 1.

С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства! А если – со слёз!

Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания? А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?

Человеческая память коротка – уроки прошлого забываются слишком быстро. Но о трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего.

Ведущий 2. Прошлое… Оно никогда не проходит бесследно. Особенно, если это прошлое – война. Память войны – это боль пережитого нашим народом за долгие четыре года. Это потери и жертвы, героическая борьба не на жизнь, а на смерть, тяжёлые дороги воспоминаний. Мы сегодня пройдём этими дорогами памяти, чтобы глубже почувствовать счастье завоёванного мира и радость великой победы.

Чтец 1.

Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да – вы скажете.
Неверно!
Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.

Чтец 2.

Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником им
Была Земля с пятью материками.

Ведущий 1. Сегодня будет урок воспоминаний, урок напоминание о подвиге и доблести отцов.

Ведущий 2. Им, нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне, посвящается.

Ведущий 1. Их мужеству, героизму – посвящается!

Ведущий 2. Поколению, вступающему в жизнь – посвящается! 

Песня «Погибшие в небе за Родину» (муз. Е.Крылатова, сл. Е.Евтушенко) 

Основная часть

Ведущий 1. 22 июня 1941 года… Наступающий день – воскресенье. Люди спокойно спят после трудовой недели. Тихо повсюду в этот предрассветный летний час. Зорко охраняют часовые рубежи советской земли. Вдруг видят они: на западе, на чуть светлеющем небе появляются огни: красные, зелёные. Они приближаются к границе нашей Родины. 

Звучат слова Левитана о начале войны.

Ведущий 2. Вся страна содрогнулась от ужасающего слова – война. Все пространство наполнилось страхом, яростью. От мала до велика все поднялись на борьбу за свой дом, свою улицу, свою страну – свою Родину.

Ведущий 1. Брестская крепость. Именно она приняла на себя первый удар фашистской Германии. Немецкое командование планировало захватить город Брест и Брестскую крепость в первые часы войны.

Ведущий 2. 17 тысяч немецких солдат и офицеров штурмовали Брестскую крепость. Пограничники вступили в бой с противником в первые минуты войны. В 10 раз противник был сильнее пограничников. В первый день боев к 9 часам утра крепость была окружена.

32 дня не умолкали бои за крепость. «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних её защитников.

Ведущий 1. Оборона Брестской крепости – большой пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины.

Ведущий 2. В первый день войны при обороне Брестской крепости погибает наш односельчанин Парфеевец Пётр Григорьевич.

Чтец.

Не затихает боль земли,
Стучит в сердца набатом память,
И миллионы душ в огне
К живым взывают бесконечно,
Чтоб помнили в грядущем дне,
Служа отчизне безупречно.

Ведущий 1. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За три года оккупации на территории Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше двух с половиной миллионов человек. Погиб каждый четвертый, а по уточнённым данным – каждый третий житель Беларуси.

За годы оккупации в Псыщевском сельском Совете фашисты уничтожили 319 мирных жителей. В деревне Пнюхи было расстреляно 50 человек, в д.Псыщево – 65, д.Упирово – 83, д.Вартыцк – 82, д.Закалье – 20, д.Лучки – 11, д.Святополка – 8 человек. Угнано в Германию 50 человек.

Ведущий 2.

Трагедий много знало человечество,
Но никогда не ощущали мы подобной,
Чем геноцид огромного народа.
Забыть такое невозможно.

Ведущий 1. Фашизм не просто война. Фашизм – это абсолютная вседозволенность и полное отсутствие морали. Это в полной мере проявилось при установлении «нового порядка» на нашей земле. Разоряя города и села немецкое командование требовало от своих войск создания на оккупированных землях «зоны пустыни»; и они их создавали, совершая чудовищные преступления против мирных граждан нашей страны, наших детей.

Учащийся 1.

Из секретного плана «Ост». Раздел « Онемечивание территорий»

«Восточная территория – это экспериментальное поле по установлению «нового порядка» 70 % польского, русского, белорусского, украинского народов подлежит уничтожению, оставшиеся 30 % – онемечиванию. Дикие народы: башкиры, калмыки, кавказцы, татары и другие народы на 95 % подлежат уничтожению».

Учащийся 2.

Из памятки немецкого солдата «Помни и выполняй»:

«У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа, После войны ты обретешь новую душу. Ясное сердце – для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний…»

Учащийся 3.

«У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, не останавливайся если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя от гибели. Обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века. Мы поставим на колени весь мир. Германец – абсолютный хозяин мира. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык…»

И они убивали. 

Фоновая мелодия «История любви». 

Ведущий 1. Немецкая оккупация Ивановского района продолжалась с 27 июня 1941 по 16 июля 1944 – 1116 суток. Во всех крупных деревнях были созданы районные управы и полицейские гарнизоны из белорусских коллаборационистов. Для осуществления геноцида над мирным народом и проведения карательных операций вслед за войсками в район были направлены карательные подразделения СС.

Спустя месяц в районе начались первые акты геноцида над жителями Иваново и деревни Мотоль. Расстрел ожидал жителей района за многое: появление на улице во время комендантского часа, укрывание военнопленных, партизан, евреев, использование радио, невыполнение заданий немецких властей или полиции.

Ведущий 2. 2 августа 1941 года в д. Пнюхи остановилась бронированная машина. В одно мгновение дома Николая Носульчика и Моисея Грицука были окружены. Хозяев втолкнули в машину. А через некоторое время люди принесли страшную весть: тела двух председателей колхоза находятся в упировском лесу. На следующий день в Псыщево была расстреляна еврейская семья из 9 человек Блюма Шеншели.

Ведущий 1. 9 декабря 1941 года 33 жителя деревень Вартыцк и Пнюхи были арестованы и привезены в Иваново, а 15 декабря расстреляны возле д. Огово. В начале 60-ых их останки были перенесены на кладбище в д. Пнюхи. 

Учащийся.

Из воспоминаний Гребеня Антона Евстафьевича:

– В подозрении за связь с партизанами, за убитых немцев многих жителей Вартыцка и Пнюх арестовали и отправили в застенки гестапо в Иваново. Родные носили им передачи. Вот и я понёс своей матери передачу. Когда мы пришли, то сарай, где держали арестованных, уже был пуст. Двери были открыты, и я зашёл в сарай с надеждой… На земле лежало одеяло, которое мать взяла с собою, когда её арестовывали. Я схватил его и крепко-крепко прижал к груди и почувствовал чуть ощутимую теплоту. Это было последнее тепло моей матери. Её уже не было в живых, их всех вывезли и между г. Иваново и д. Огово расстреляли. 

Ведущий 1. В д. Вартыцк фашисты устроили показательный расстрел для устрашения жителей. На пустырь среди деревни согнали всех жителей. Туда привели шесть односельчан, подозреваемых в связи с партизанами. На глазах у соседей, жён, детей фашисты зверски убили Минзера Ивана Лукьяновича, Карповича Петра Ивановича, Новика Мирона Павловича, Калачука Луку Степановича. В 1969 году на могиле установлен памятник.

Ведущий 2. Когда появились партизаны и начали тревожить оккупантов, опять же ответственность за действия партизан легла на мирное население. За каждого убитого в деревне или около неё немца, а тем более офицера, расстреливали 10, 20, а то и более крестьян-заложников.

Ярким примером такой политики оккупантов к мирному населению стала трагедия в д. Застружье. Во время свадьбы один из партизан убил двух немецких солдат, которые были приглашены на эту свадьбу. За это немцы на следующий день расстреляли всех гостей – 90 человек.

Ведущий 1.

Убивали всех, детей и взрослых,
Будто ад восстал в лице людей,
Превративши их в зверей, в животных,
Для которых целью был еврей.

С первых дней оккупации района фашисты начали планомерно, с невиданной жестокостью и цинизмом уничтожать еврейское население.

Реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, создали на территории района 2 гетто: в г. Иваново и д. Мотоль.

Ведущий 2. Для гетто в г. Иваново был выбран самый густонаселённый квартал города (вся территория от ресторана «Полесский» до площади Октября и от улицы Советской до р. Самаранки). Этот район, обнесённый колючей проволокой, имел только один выход. Там, где сегодня зажигают Вечный огонь (может, позднее само провидение выбрало место для этого памятника). У ворот гетто висел кусок рельса, в который рано утром били железным прутом, и это был сигнал евреям-мужчинам выходить на работу. Они носили жёлтые круги на рукаве, и каждый день ходили строем на железную дорогу и обратно. Но однажды их вывели всех. Вели партиями…

Ведущий 1. Утром 26 сентября 1942 года на опушке Рудского леса было расстреляно более 3500 человек еврейской национальности.

Учащиеся читают отрывок из «Баллады о каждом втором» В.Перепёлкина.

Первый учащийся.

Янов, город родной, ранней осенью сорок второго
В самом центре твоём возведён был колючий забор.
Никогда ещё ты не испытывал горя такого,
И не ведал ты боли такой никогда до сих пор!
Ведь из всех яновских людей
Каждый второй был Еврей.

Второй учащийся.

Их загнали туда вместе с семьями (всех!) в это гетто,
А потом лишь мужчин отобрали и вывели вдруг.
В две колонны по тысяче в каждой, и скопище это
Повели по-отдельности каты на север и юг.
Одну – под Мотоль для смерти и мук,
Другую – для этих же целей – под Рудск.

Третий учащийся.       

Только в гетто самом полторы тыщи душ оставалось:
Лишь одни старики, дети, женщины (кто же ещё).
А на завтра с утра после этой кровавой расправы
Тот фашистский разгул продолжение в гетто нашёл.
И с особым цинизмом кровавил злодей
Женщин, больных и детей.

Четвертый учащийся.

Их закрыли в домах, а потом подожгли все жилища, –
“Пусть живыми горят, это так веселит и пьянит!”.
Тех же, кто не сгорел, кто выскакивал из пепелища,
Автоматным огнём добивал полицай-троглодит.
Кровь, безумство и смрад, вопли, копоть и стон, –
Как бредовый, чудовищный сон…

Ведущий 1. По всей Беларуси, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся так называемые «ямы» – естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

Ведущий 2. Расстрел мирных жителей Мотоля начался 3 августа 1941 года. Всё еврейское население местечка построили в шеренгу, затем отделили мужчин от женщин. Мужчин расстреляли возле д. Осовница, а женщин и детей – по дороге на д. Калилы, в урочище Гай. В этот день было расстреляно около трех тысяч мотольских евреев. 

Звучит музыка «Реквием» Моцарта. 

Чтец.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…

На фоне звона колоколов. 

Ведущий 1.

Когда звонят колокола,
Вы молча голову склоните…
Неважно знание молитв,
Вы слово «помню» прошепчите.
О чем звонят колокола…
Зачем тревожат наш покой?
Напоминанием живым
Звонят о прошлом, о былом.
Когда звонят колокола,
Не будет слышно слов молитв.
Пока звонят колокола,
Все затихает. Всё молчит
Над измученной болью страной.

Ведущий 2. Война страшным ураганом пронеслась по нашей земле, разрушая и уничтожая всё. Превращались в руины города, горели сёла вместе с людьми…

На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на котором символически похоронены 186 белорусских деревень, которые были сожжены вместе с людьми и не восстановлены… И среди них деревня нашего Ивановского района – Мошки. 

Учащаяся читает отрывок из стихотворения

И.Соломки «Была такая вёска»

Фоновая музыка «Колокола Хатыни»

Чтец. 

Каласяцца дні залатыя.
На магілах – кветкі жывыя.
Несмяротная памяць стыне.
Вёска Мошкі – сястра Хатыні.
Новы дзень над вясковым абшарам
Задыхнуўся пякельным пажарам.
Палымнелі і пуні, і хаты –
Вынішчалі нелюдзі-каты
Кожны кусцік і кожнае дрэўца,
Мірнай вёсачкі чулае сэрца
І кавалачак кожны блакіту,
Памяць зводзілі ў бездань нябыту.
Росамі мыецца ранак крамянымі.
Ціха ў вёсачцы Мошкі. Ціха…
Над хатамі неадбудаванымі,
Над зямлі незагойнымі ранамі
Сіратліва крыляе бусліха.
Бо, вядома ж, буслы не гняздуюцца
На мясцінах, людзьмі не абжытых.

Ведущий 1. В Хатыни на символических ветвях деревьев в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны. В этом списке есть и названия наших деревень: Псыщево, Вартыцк, Упирово.

Ведущий 2. Утром 11 июня 1943 года около 80 карателей ворвалось в д. Псыщево на подводах и автомашинах. Через громкоговоритель приказали собрать на подводы всё необходимое для отправки в Германию. Некоторые не подчинились приказу и попытались убежать. Их тут же косили автоматные очереди. Деревню подожгли, людей повели в Иваново. Когда увидели, что несколько домов случайно остались целыми, одна из машин вернулась и вместе с домами фашисты заживо сожгли 85-летнего Мартына Евтуха и 9-летнюю Ольгу Стасюкевич. В тот день в Псыщево было сожжено 113 усадеб, погибло 65 человек.

Ведущий 1. В этот же день такую же кровавую расправу над мирными жителями каратели учинили и в д. Вартыцк. Сожгли 108 домов, забрали весь скот, погибло 82 человека.

Через неделю, 19 июня, ещё одной «Хатынью» стала деревня Упирово. Устроенное здесь пожарище превратило в груды пепла 135 дворов, погибло 83 человека.

Учащийся.

Из воспоминаний Андрея Васильевича Лаврисюка:

– Когда началась «экзекуция», я спрятался в погребе своего дома, что стоял в метрах пятидесяти от улицы. Но бушевавшее пламя заставило покинуть погреб, чтобы не задохнуться от дыма. Переждал, пока немцы пошли дальше, и спрятался в погребе соседа, где пролежал до темноты, а потом пошёл за Упирово в урочище Погоня, где собрались чудом уцелевшие псыщане и жители соседних деревень. 

Учащаяся.

Из воспоминаний Анастасии Захаровны Голик:

– Живой посчастливилось остаться (кроме сбежавших) и Марии Лаврисюк с двумя детьми. Муж спрятал их в бульбяной яме, засыпав сверху мусором и навозом. Только на вторые сутки женщина осмелилась выйти из этого убежища.

– Одна девушка в последний момент спряталась под большие деревянные «ночвы» возле колодца. Так и пролежала, пока стреляли и жгли. Вылезла, когда каратели уехали, всё стихло. Люди сначала не понимали, почему она так странно себя ведёт, а потом сало очевидно, что несчастная не в своём уме. Она быстро поседела и ушла из деревни. Больше её никто не видел.

Ведущий 1. Одной из самых трагических страниц той войны стала массовая отправка людей в Германию на принудительные работы, которая началась весной 1942 года. Задействовав армию и местную полицию, немцы устраивали облавы и угоняли в Германию целые семьи. Из Ивановского района было вывезено более 2208 человек, из них вернулись домой 1822. Подавляющим большинством угнанных в фашистскую неволю были подростки.

Сегодня именно эти люди, бывшие несовершеннолетние узники фашистской неволи, выжившие и вернувшиеся на Родину, являются последними свидетелями самой страшной войны ХХ века.

Живёт в д.Упирово старенькая женщина – Климук Татьяна Фёдоровна. Она – одна из последних свидетелей трагических событий последней страшной войны. 

Фоновая мелодия «Светлая грусть». 

Учащаяся.

– Татьяна Фёдоровна Климук родилась 18 февраля 1924 года на хуторе Ушиёк возле д.Упирово в большой семье – родители и семеро детей. Она окончила польскую школу.
После войны из большой семьи осталось только трое: она, брат Даниил и сестра Александра.
Татьяна Фёдоровна вспоминает, что перед Троицей летом 1942 года оккупанты собрали молодых и, в основном, одиноких работников из Упирово и других деревень. Среди них была она и её подруга Оскирко Мария, 1924 г.р. Привезли их в г. Иваново (Яново) на железнодорожную станцию и отправили в город Брест, где сделали санобработку. Оттуда поездом увезли в чужую, враждебную Германию. Дорога казалась вечностью, а будущее беспросветным, в котором она, возможно, никогда не увидит своих родных.
В Германии подруги попали к достаточно зажиточному хозяину, который владел большим хозяйством: около 30 свиней, коровы, 300 гектаров земли. Его дети, сын и дочь, погибли в Польше, и ему некому было помогать.
За работу им не платили, только кормили. Хозяева относились в целом неплохо.
После освобождения Красной Армией Германии она вернулась домой, в родную деревню, в которой живёт и сейчас. В этом году она отметила 99-й день рождения. При нашей встрече с Татьяной Фёдоровной на Рождественские праздники она сказала: «Я живу так долго, наверное, и за своих родителей, и за старших братьев».

Ведущий 1. Великая Отечественная война никогда не перестанет волновать людей, переживших все её ужасы, и их родственников, которые знают о войне из первых уст. Она оставила в их сердцах много боли и страданий.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 года возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида (уничтожения) мирного населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Генеральной прокуратурой организовано создание межведомственных групп и комиссий, целью деятельности которых является полное и объективное исследование обстоятельств геноцида белорусского народа и увековечение памяти его жертв.

В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период были получены ранее неизвестные факты о деревнях, полностью или частично уничтоженных в оккупационное время.

В январе 2022 года принят Закон «О геноциде белорусского народа». Законом устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете.

Ведущий 2. Мы все родились после Великой Отечественной войны. Но эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все меньше и меньше остается участников и свидетелей той страшной войны.

Ведущий 1. В каждой семье есть свои Герои. Это наши прадедушки и прабабушки – все, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне. Кто-то прошел всю войну, кто-то погиб в ее первые дни, у кого-то за плечами был большой жизненный опыт, кто-то ушёл на войну безусым мальчишкой, только вступив во взрослую жизнь. Память о годах, опалённых войной, хранится в каждой семье, в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, на военных фотографиях.

Фоновая музыка. Выходят учащиеся и педагоги с портретами родных, участников Великой Отечественной войны, и рассказывают о них. 

Ведущий 2. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. 

Песня «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова). 

Ведущий 1. 16 июля 1944 года в ходе развития наступления войск 1-го Белорусского фронта на Барановичско-Брестском направлении был освобождён г. Иваново и весь район.

Ивановский район за время войны понёс большие человеческие потери. При освобождении района погибло 108 воинов и партизан. С полей сражений не вернулось в родные дома 2476 человек. В партизанских отрядах и подполье погибло 123 человека. Мирных жителей было уничтожено 8404 человека, из них 3991 мужчин, 2743 женщин, 1670 детей.

От рук бандитов организации украинских националистов уже на территории освобождённого района погибло 45 человек.

Ведущий 2. Течет река времени. Заросли шрамы окопов, поднялись из руин города и села, выросли новые поколения, но человеческая жизнь не бесконечна, и продлить её может только лишь память, которая одна побеждает время. Наша память – это не просто способность помнить, но и свойство души и сердца хранить и беречь ту тонкую ниточку, что идёт от человека к человеку, от поколения к поколению.

Ведущий 1. Память – это единственное, что остаётся с нами, и чем мы можем отблагодарить не вернувшихся с войны и погибших в годы военного лихолетья. Они погибли ради нас, ныне живущих, и теперь достойны вечной славы, вечной памяти.

Пусть каждый из нас почувствует на себе строгий взгляд павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.

В память о каждом третьем зажжём свечу и помолчим. 

Минута молчания. 

Заключительная часть

Ведущий 1. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память о войне призывает к ответственности за мир на земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат той страшной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 дней.

И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идёт,
Переступая рвы, –
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс. 

Песня «Гранитный сын» (муз. В.Аксёнова, сл. А.Ломунова). 

Чтец 1.

Нам повезло, о той войне
мы знаем только понаслышке:
по хронике военных лет,
по фильмам, песням, книжкам.
А кто-то хвастается тем,
что ничего не знает!

Чтец 2.

И если забывают о войне,
приходит новая война!
И вот тогда, поверь!
нам будет поздно говорить,
что не успели в книжке
параграф повторить!
Что не сегодня – завтра
выучим урок!
Нет! Ничего не изменить,
когда уже нажат курок!

Ведущий 1. Сегодня в нашей стране и на всей земле остро стоит вопрос сохранения мира. Белорусы помнят и чтят подвиг героев, подаривших нам свободу и возможность жить в мирной стране.

Мемориальные комплексы «Хатынь», «Ола», «Детям – жертвам войны» в Красном Береге и другие – подтверждение тому, что подвигу нашего народа жить в веках. Будущее можно построить только в мирном, независимом и суверенном государстве. Наша задача – работать на благо малой родины и всей страны, помнить и сохранять достижения предков, приумножать их, а также достигать новых вершин в развитии нашей родной Беларуси.

Главное, чтобы каждый из вас, ребята, сегодня был благодарен нашим землякам, подарившим мирное и благополучное сегодня, и задумался: «что сделаю я для себя, своей семьи, своей страны?..»

Если хочешь жизнь прожить красиво
И оставить в этой жизни след,
Не живи лениво и тоскливо.
Жизнь одна – другой у тебя нет!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий