Автор предлагает познакомиться с небольшой подборкой игровых упражнений по автоматизации [ш] в предложениях, изготовленных мною самостоятельно. Коррекционный процесс с ними становится интересным, эмоциональным, увлекательным и в результате эффективным.
Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Игровое упражнение «Дашины шубы»
Задачи:
– автоматизировать [ш] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Даша помогала бабушке. Она на швейной машине пришивала на шубы наклейки. Какие наклейки на швейной машине пришила на шубу Даша?
Перед тобой лежат шубы, перевёрнутые лицевой стороной вниз. Бери шубу, переворачивай её, называй ту предметную картинку, которая на ней изображена. Обращай внимание на правильное произношение звука [ш] в словах предложений
Пример. Даша на швейной машине пришила на шубу мишку.
Речевой материал: мишка, шлем, лягушка, лошадь, пушка, катушка, подушка, ромашка, шиповник, петрушка, шляпа, мишень, груша, шоколад, шар, шишка, погремушка, шапка, шишка, кувшин, плюшка, мешок, мышь.
Игровое упражнение «У дедушки в шкафу»
Задачи:
– автоматизировать [ш] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. У дедушки новые роскошный шкаф. Что положил дедушка в роскошный шкаф? Открывай шкаф и называй все предметы, которые там лежат. Обращай внимание на правильное произношение звука [ш] в словах предложений.
Пример. У дедушки в роскошном шкафу шило, кувшинка, кошелёк, неваляшка, шляпа, вешалка, ракушка.
Речевой материал: шило, кувшинка, кошелёк, неваляшка, шляпа, вешалка, ракушка; шлем, шишка, мишень, шампунь, пёрышко, кошка; матрёшка, шахматы, мешок, шары, катушка; машина, шорты, подушка, шапка, шуба, мышь; кормушка, чашки, калоши, рубашка, лошадка; шапка, вишни, гармошка, петушок, башня; мишка, карандаши, груши, ромашка, ландыш; шоколад, кувшин, клюшка, лягушка, шпион.
Игровое упражнение «Шунины мешки»
Задачи:
– автоматизировать [ш] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Лягушата разбросали игрушки и убежали к друзьям. Осталась только лягушка Шуня, которая стала наводить порядок в комнате лягушат. Какие игрушки лягушка Шуня уже положила в мешок. Бери мешок, клади его на фонарик, называй игрушку, которая там лежит. Обращай внимание на правильное произношение звука [ш] в словах предложений
Пример. Лягушка Шуня положила в мешок карандаш.
Речевой материал: мишень, карандаш, башня, кувшинка, штанга, наушники, шапка, шиповник, шахматы, душ, шайба, шланг, машина, шуба, вишни, кошка, кувшин, камыш, мышь.
Игровое упражнение «Что в большой машине»
Задачи:
– автоматизировать [ш] в предложениях;
– закреплять умение употреблять существительные в винительном падеже падеже;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Шофёр Миша развозит игрушки в магазины в большой машине. Что доставил шофёр Миша в большой машине в магазин сегодня? Бери машину, клади её на фонарик, называй игрушку, которая там лежит. Обращай внимание на правильное произношение звука [ш] в словах предложений.
Пример. Шофер Миша доставил в большой машине шмеля.
Речевой материал: шмель, шахматы, шуба, машина, избушка, лягушка, шар, шапка, вишни, мышь, шкаф, бабушка, дуршлаг, шишка, лошадь, мишка, мешок, башмак, шляпа.
Игровое упражнение «Что у Надюши под подушкой»
Задачи:
– автоматизировать [ш] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Бабушка читает перед сном Надюше сказки. Эти сказки бабушка сочиняет сама. А о чём будет следующая сказка, подсказывает Надюша: она каждый вечер из-под подушки достаёт игрушку. Вот про эту игрушку и рассказывает бабушка сказку. Что у Надюши под подушкой сегодня? Бери подушку, клади её на фонарик, называй игрушку, которая там лежит. Обращай внимание на правильное произношение звука [ш] в словах предложений
Пример. У Надюши под подушкой лежит мышка.
Речевой материал: мышка, штаны, шишка, ложка, кошка, шарф, шкаф, карандаш, чашка, шоколад, кошелёк, штанга, мешок, шапка.