В материале представлены основные требования к содержанию и планированию работы информационно-методического кабинета учреждения дошкольного образования. Предлагается для использования в работе «Анкета для оценки педагогами работы методического кабинета учреждения дошкольного образования».
Вера БУЯКЕВИЧ,
заведующий
ГУО «Детский сад № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Посредством использования ресурсных возможностей информационно-методического кабинета у руководства учреждения дошкольного образования есть возможности создания условий для:
– совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников,
– повышения их квалификации,
– роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей.
Работа информационно-методического кабинета организуется с целью решения актуальных проблем:
– современная нормативная правовая база, обеспечивающая эффективную деятельность учреждения дошкольного образования по решению основных задач при реализации учебной программы дошкольного образования;
– прогнозирование и планирование повышения квалификации педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях реализации учебной программы дошкольного образования;
– развитие профессиональных управленческих и методических компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в сфере управления в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования;
– методическое сопровождение деятельности педагогических работников учреждений дошкольного образования по реализации учебной программы дошкольного образования на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
– использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе учреждений дошкольного образования;
– организация объединений по интересам;
психологическая и методическая поддержка педагогических работников учреждений дошкольного образования при реализации учебной программы дошкольного образования и др.
Задачи и основные функции методического кабинета учреждения дошкольного образования
Назначение методического кабинета учреждения дошкольного образования многофункционально. Это должна быть творческая мастерская, где педагог может получить конкретную практическую помощь в организации работы с воспитанниками. Это должен быть центр сбора педагогической информации (документы, методическая литература, передовой опыт и т. д.), но не склад. Чтобы методический кабинет действительно выполнял свои функции, следует обсуждать с педагогами:
– для чего нужен методический кабинет?
– что в нём следует изменить и почему?
– какими материалами следует пополнить методкабинет в первую очередь? и т.д.
Чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам педагогов учреждения, следует учитывать, что:
1 Важным условием высокой результативности образовательного процесса является постоянное и своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и практике, о нормативном правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования. Здесь же может быть сосредоточена информация о своём учреждении, авторских разработках, представлена программа развития учреждения дошкольного образования.
2 Методкабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь
удобный график проведения совещаний, семинаров, консультаций и т.д.
3 Все педагоги учреждения дошкольного образования должны постоянно работать и над пополнением методического кабинета пособиями, методическими разработками, педагогическими инновациями и так далее. В этом случае они больше всего будут заботиться о сохранности обеспечения методкабинета, лучше будут ориентироваться в его содержании и использовать в образовательной работе с воспитанниками.
4 Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе, творчеству.
5 Опыт, представленный в кабинете, должен мотивировать педагогов на творчество, совершенствование профессионального мастерства, компетенций.
Основные требования к содержанию, организации и оформлению информационно-методического кабинета
Информационно-методический кабинет должен соответствовать целому ряду требований:
1 Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с потребностями педагогических работников, направлениями деятельности учреждения дошкольного с учетом принципа систематизации (по видам деятельности, возрастному принципу, разделам учебной программы и др.).
2 Учебные издания и средства обучения, в том числе игры и игровое оборудование формируются с учетом психолого-педагогических требований: дидактической ценности, полифункциональности, безопасности, эстетических требований и др.
3 Материалы оформляются эстетично, в едином стиле. Хранение оборудования, учебных изданий и средств обучения должно обеспечивать их продолжительное использование.
4 Средства обучения и воспитания, учебно-наглядные пособия, игры и игровое оборудование, компьютерная техника и др. подбираются в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 9 апреля 2024 г. № 41.
5 Фонды учебно-методических изданий формируются учебными изданиями (учебниками, учебными пособиями и иными учебными изданиями), содержащими с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимыми для реализации образовательных программ, изложенными в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.
В методическом кабинете ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Обеспеченность учебными изданиями рассчитывается по каждой из позиций отдельно и в целом по всему перечню. Процент оснащенности учреждения дошкольного образования учебными изданиями рассчитывается ежегодно по формуле: имеющееся количество учебных изданий (заказанных и приобретенных для методического кабинета, соответствующих возрастных групп, кабинетов музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагоговпсихологов и др.), делится на необходимое для учреждения дошкольного образования количество учебных изданий (с учетом представленных в перечне) и умножается на 100 процентов. Например, если в учреждении дошкольного образования отсутствует та или иная возрастная группа (в том числе разновозрастная), то при расчете процента оснащенности в количество необходимых учебных изданий не включаются соответствующие позиции.
6 На весь материал методического кабинета составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.). Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.
Для организации эффективного функционирования информационно-методического кабинета большое значение имеет грамотно составленный график работы кабинета, в котором должно быть чётко обозначено время выдачи литературы, пособий, время проведения индивидуальных консультаций. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие в разные смены. Недопустимо, чтобы педагог приходил за нужным материалом перед занятием или во время, отведённое для работы с воспитанниками. Это уже должно насторожить заместителя заведующего и дать повод для постановки такого педагога на особый контроль.
Строгое соблюдение времени, обозначенного в графике работы информационно-методического кабинета – это не формализм, а необходимое требование научной организации труда как заместителя заведующего по основной деятельности, так и педагогов.
Материал кабинета может быть систематизирован по видам деятельности, по группам или разделам и направлениям учебной программы дошкольного образования.
Рассмотрим один из видов систематизации по разделам учебной программы:
1 Речевое развитие
доклады, перспективные планы занятий, наблюдений, методические рекомендации, перечни дидактических игр по развитию речи, работе по экологии, перечни альбомов, которые должны быть в каждой возрастной группе и т. д.;
конспекты занятий, целевых прогулок, опытов наблюдений за различными объектами. Обязательны образцы оформления дидактических игр, которые могут быть в альбомах или на фото. Должно быть представлено 1-2 образца дидактических игр для каждой возрастной группы;
наглядный материал (картины сюжетные, предметные, гербарии) который используется в работе с воспитанниками для ознакомления с окружающим миром.
2 Познавательное развитие
картотека животных и растений для каждой возрастной группы;
образец календарей природы, погоды;
перечень оборудования уголка природы;
материал по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей: «Наша Родина — Беларусь»; «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»; «Родной край»; «Развитие экологической культуры детей»;
рекомендации, доклады, конспекты, консультации, разработки, перечень дидактических игр для каждой возрастной группы;
образцы демонстрационного материала для каждой возрастной группы, образцы дидактических игр для развития элементарных математических представлений.
3 Физическое развитие
перечень физкультурного оборудования и пособий (в размерах), которые используются в разных возрастных группах;
эскизы оформления участков в разное время года с указанием размещения сюжетных построек, их размеры, оформление цветами и размещение клумб (при наличии участка);
конспекты занятий, утренней гимнастики, физкультурных праздников и досугов.
4 Эстетическое развитие
сообщения, разработки, перспективные планы, тематика занятий по рисованию, лепке, аппликации, конспекты занятий, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы по рисованию, лепке, аппликации, собранные в альбоме. Материал рекомендуется расположить по возрастным группам;
материал по конструированию из строительного материала, природного, работа с бумагой, деревом;
конспекты, образцы по конструированию в виде рисунков (со строительным материалом) и разверток при конструировании из бумаги;
перечень музыкально-дидактических игр для всех групп;
конспекты музыкальных занятий, сценарии музыкальных праздников, развлечений;
эскизы оформления групп к различным праздникам, оформления музыкального зала;
образцы музыкально-дидактических игр (по несколько для каждой возрастной группы).
5 Игровая деятельность
рекомендации по оформлению сюжетно-ролевых игр;
перечень сюжетно-ролевых игр для каждой возрастной группы и атрибутов для каждой игры;
рекомендации по оформлению дидактической куклы, конспекты занятий с дидактической куклой;
материалы к дидактическим играм (словесный, настольно-печатный, строительно-конструктивные игры).
6 Работа с родителями (законными представителями)
образцы папок-передвижек, ширм;
протоколы родительских собраний;
примерная тематика собраний, консультаций, родительских уголков.
7 Технические средства обучения
перечень имеющихся средств;
картотека мультимедийных презентаций, дисков, видеофильмов, ЭОР.
Система работы по содержанию и организации библиотеки и выставочной деятельности в методическом кабинете
Функциями библиотеки в методическом кабинете учреждения дошкольного образования являются:
формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов учреждения дошкольного образования;
создание информационной продукции: организация и ведение справочно-библиографического аппарата (алфавитных, систематических каталогов, картотек, электронного каталога), разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и др.);
предоставление литературы, информационных ресурсов на различных носителях;
организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности педагога;
библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов, связанных с воспитанием, развитием и обучением детей;
удовлетворение запросов пользователей и информирование о новых поступлениях в библиотеку;
предоставление литературы и других информационных ресурсов.
В информационно-методическом кабинете должны работать выставки: постоянно действующие, эпизодические, передвижные. Постоянно действующие выставки могут быть следующей тематики:
«Передовой опыт – школа мастерства»;
«Новинки литературы» (с аннотациями);
«В помощь педагогу» и т.д.
При этом постоянным является название рубрики, а материалы меняются в течение года.
Передвижные выставки могут быть различной тематики, носить актуальный, занимательный характер.
Информационно-методическая выставка – наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих эффективный педагогический опыт работы, и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы. В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения – стационарной, передвижной или выездной. В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотации литературы.
Постоянные выставки: «Передовой опыт — школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь по самообразованию» — и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
Эпизодические выставки: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, итоговым занятиям и др.); «Аттестация педагогов»; «Объявляется конкурс»; «К новому учебному году»; «Методическая копилка» и т.д.
Тематические выставки в методическом кабинете (к сезону, по результатам диагностики, к семинару, новинки литературы, “Государственная символика Республики Беларусь” и др.). Тематика всех видов выставок может быть разнообразной, однако при их оформлении важно соблюдать следующие рекомендации:
если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, он должен быть представлен, либо сделана ссылка на него с рекомендациями для педагогов по работе с ним;
должны быть представлены методические рекомендации по данной теме;
может быть представлен опыт работы, связанный с темой (педагога, учреждения, района и т.д.);
обязательно – литература по теме (можно дать перечень или представить картотеку);
наглядный материал по теме (образцы поделок, схемы анализа, перечень оборудования и т.д.).
Структурные компоненты информационно-методического кабинета
Информационно-методический кабинет имеет структуру. Его структурными компонентами являются:
сектор нормативного правового обеспечения (банк законодательных актов Республики Беларусь, а также постановления, положения, инструкции и др.);
сектор методической работы (учебно-методические комплексы – учебная программа дошкольного образования, учебные издания, средства обучения и др.);
книжный фонд (библиотека детской художественной и научно-популярной литературы для педагогических работников и законных представителей, периодические печатные издания; справочная литература: словари, справочники, энциклопедии и др.);
сектор аналитической работы (материалы по изучению и анализу результатов мониторинга качества условий деятельности учреждения дошкольного образования, качества здоровьесберегающего образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи детям и др.);
сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников (законодательные акты, материалы по аттестации и повышению квалификации педагогических работников);
сектор инновационных педагогических достижений (информация о фундаментальных, практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования, обобщение педагогического опыта учреждения дошкольного образования и др.);
информационно-технический сектор (компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса: мультимедийная установка, интерактивная доска, телевизор и др.);
сектор идеологической работы (государственная символика, материалы к единому дню информирования и др.;);
педагогические выставки – тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.;
тематические каталоги и картотека методического обеспечения: учебных изданий, средств обучения, оборудования и др.;
аннотированная постоянно действующая выставка научно-методического обеспечения учебной программы дошкольного образования;
электронный каталог и картотека наглядных пособий, дидактических игр по направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
Организация работы информационно-методического кабинета в государственном учреждении образования «Детский сад № 5 г. Сморгони»
Методический кабинет в государственном учреждении образования «Детский сад № 5 г. Сморгони» создан для того, чтобы оказывать повседневную и целенаправленную методическую помощь педагогам в реализации требований учебной программы дошкольного образования, в подготовке к рабочему дню, к педагогическому совету или родительскому собранию, к занятиям по самообразованию и т. д.
Материалы для методического кабинета подобраны в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, учитывая специфику работы учреждения, конкретные задачи плана деятельности на учебный год и состояние работы с воспитанниками.
В методическом кабинете имеются:
нормативная правовая документация, регламентирующая деятельность учреждения дошкольного образования;
материалы из опыта работы воспитателей дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителей физического воспитания, учителей-дефектологов — передовой опыт, конспекты занятий и протоколы родительских собраний, обсуждения открытых просмотров занятий, игр, трудовой деятельности, прогулок и т. д.;
создан каталог электронных образовательных ресурсов;
материалы консультаций и тематических выставок для родителей (законных представителей) и т. д.
В методическом кабинете также представлен опыт работы дошкольных учреждений города, района, страны. Все эти материалы обязательно аннотируются. В аннотации кратко излагается содержание опыта и даются рекомендации по его использованию.
В методическом кабинете хранятся наглядные учебные пособия. Это позволяет одно и то же пособие использовать на разных занятиях, в разных возрастных группах. Раздаточные пособия, которые не требуются ежедневно и приобретаются с расчетом на поочередное использование в разных группах, также хранятся в методическом кабинете.
Пособия и технические средства обучения подбираются по всем разделам учебной программы дошкольного образования.
В методическом кабинете создан фонд методической и детской художественной литературы. Библиотека включает следующие разделы:
педагогика и психология,
методика обучения и воспитания детей,
воспитание в семье,
совместная работа со школой,
справочная литература (о нашей Родине, о музыке, живописи, словари и др.)
журналы и газеты: «Вясёлка», «Буся», «Пралеска», «Народная Асвета», «Адукацыя і выхаванне», «Юный спасатель», «Настаўніцкая газета».
В библиотеке детской художественной литературы имеются книги для детей дошкольного возраста, указанные в учебной программе дошкольного образования, современная детская литература.
Детская литература расставлена в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) — это облегчает пользование художественным фондом. Чтобы воспитатели дошкольного образования не тратили много времени на поиски нужной книги, также составлены библиографические списки по темам: книги о нашей Родине, о Минске, о природе, о труде, о транспорте и др.
На все материалы и пособия, на статьи из журналов и книги составляется картотека. Имеются алфавитный и тематический каталоги. Выставки знакомят с новинками педагогической, методической и детской литературы, с новыми пособиями и игрушками.
Систематически оформляются рекомендации в виде выставок по содержанию образовательной работы согласно плану деятельности учреждения дошкольного образования. Содержание их должно помочь педагогам вести в системе образовательную работу на занятиях и в повседневной жизни, в использовании детской художественной литературы, иллюстративного материала. На выставке обычно представлена литература для воспитателей дошкольного образования, советы по работе с семьей, а также советы по оформлению групп и участка, рекомендации по подготовке приглашений, сувениров, игрушек.
Организуются выставки, отражающие образовательную работу в разные сезоны года. На них представлены сезонные календари природы, примерные планы проведения прогулок, рекомендации по работе с воспитанниками разных возрастных групп на участке и в уголке природы, иллюстративно-наглядный материал, художественные произведения для чтения детям.
В результате анкетирования педагогов по вопросам:
Как часто Вы пользуетесь материалами информационно-методического кабинета?
Достаточно ли хорошо, на Ваш взгляд, он оснащен наглядными и дидактическими пособиями?
Удобно ли расставлена мебель в кабинете, расположены материалы, литература?
По каким разделам учебной программы Вы пользуетесь материалами больше всего?
Что бы Вы изменили в размещении кабинета?
была произведена модернизация методического кабинета. При оформлении методического кабинета руководствовались критериями целесообразности, простоты, удобства в использовании материалов. В настоящее время информационно-методический кабинет соответствует таким требованиям, как информативность, доступность, эстетичность, содержательность.
Список использованных источников:
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М., 2003.
- Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. – М., 2010.
- Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е, перер. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 250 с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2010/2011 учебному году «Приоритетные направления деятельности учреждений дошкольного образования в 2010/2011 учебном году»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году «Приоритетные направления деятельности учреждений дошкольного образования в 2013/2014 учебном году»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2018/2019 учебному году «Приоритетные направления деятельности учреждений дошкольного образования в 2018/2019 учебном году»
- Лусто, И. И. Управление учреждением дошкольного образования : учебно-методические материалы для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальностям 1-01 01 01 «Дошкольное образование», 1-01 01 02-07 «Дошкольное образование. Социальная педагогика», 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология» / И. И. Лусто. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. — 144 с.
Приложение
Анкета для оценки педагогами работы методического кабинета учреждения дошкольного образования
Уважаемые коллеги!
Для оценки работы методического кабинета просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
- Пожалуйста, укажите свой стаж работы по данной специальности:
-
- общий педагогический стаж;
- в данном учреждении дошкольного образования.
- Как часто вы посещаете методический кабинет или обращаетесь в него за помощью?
-
- раз в месяц;
- раз в неделю;
- каждый день;
- по мере необходимости;
- перед проведением важного мероприятия;
- совсем не обращаюсь.
- По вашему мнению, методический кабинет – это:
-
- личный кабинет заместителя заведующего по основной деятельности;
- библиотека;
- комната отдыха педагогов;
- центр педагогической информации;
- комната складирования ненужных вещей;
- другое.
- Удобно ли вам работать в методическом кабинете?
-
- да, здесь есть все для моей работы – необходимая информация, рабочая зона;
- нет, я работаю с материалом в группе;
- нет, это кабинет заместителя заведующего по основной деятельности, я буду мешать его работе.
- Удобно ли расположена литература в методическом кабинете?
-
- неудобно, трудно найти сразу, что нужно;
- недостаточно четко обозначены разделы;
- удобно, очень легко ориентироваться при поиске необходимых пособий;
- нужную литературу найти в этом кабинете практически невозможно.
- Какие разделы методического кабинета больше всего привлекают ваше внимание? Почему?
- Какие разделы, по вашему мнению, совершенно не представлены в методическом кабинете?
- Если у вас возникают трудности в работе, то вы:
-
- обращаетесь за помощью в методический кабинет, там всегда есть все, что нужно для работы;
- стараетесь справиться с проблемами самостоятельно;
- делитесь своими трудностями с другими педагогами;
- ищите необходимую информацию в сети Интернет;
- приобретаете необходимую литературу самостоятельно.
- Вы узнали о выходе новой книги по дошкольной педагогике и хотите с ней поближе познакомиться. Ваши действия:
-
- обращусь за помощью к заместителю заведующего по основной деятельности в методический кабинет, ведь там всегда есть новая информация;
- буду искать эту книгу в магазинах;
- обращусь за помощью к коллегам по работе;
- буду ждать, когда эта книга появится в нашем методическом кабинете.
- Что бы вы изменили в организации работы методического кабинета?