Занятие по самоподготовке во 2 классе «Скоро праздник Новый год!»

- 16:03Методичка, Начальная школа. Группа продленного дня

Татьяна ЧЕТВЕРИКОВА,
воспитатель группы продленного дня
ГУО “Средняя школа № 11 г. Мозыря”, 
Гомельская область

 

 

Цель: расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках, развитие индивидуальных способностей, склонностей и дарований каждого учащегося.

Задачи:

– расширять, закреплять и систематизировать знания учащихся;
– тренировать учащихся в применении полученных знаний на практике;
– развивать интерес к учению; формировать исполнительские навыки;
– воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, самостоятельности, трудолюбия.

Подготовительная работа: подготовка рабочего места, проветривание класса, влажная уборка.

Оборудование: памятки «Как выполнять домашнее задание», памятка «Как готовить домашнее задание по русскому языку», «Алгоритм решения задач», «Памятка выразительного чтения стихотворения», сигнальные карточки, дидактические игры: «Нарядим ёлочку», «Составь предложение-загадку»; картинки: «Снежная королева», снежинки; макет ёлки, Деда Мороза, Снегурочки, эмблемы «Консультант», колокольчик, аудиозапись песни «Новогодние игрушки» (Слова А.Дементьева, музыка А.Хоралова.)

Ход самоподготовки

     1 Организационный момент. Установка на работу

Колокольчик ледяной
Он везде помощник мой.
Динь-дон, динь-дон.
Раздаёт советы он:
– Чтобы хорошо учиться,
Надо добросовестно трудиться,
Воспитателя слушать и не зевать,
Все задания правильно выполнять!

– Пришёл декабрь – первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют в народе декабрь «хмурень» – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз, строит ледяные мосты на реках, прудах и озёрах. Но есть в декабре самый долгожданный и всеми любимый праздник. Какой? (Новый год.) За что мы его любим? (За чудеса, волшебство, исполнение желаний.) Наша самоподготовка сегодня тоже полна чудес, трудностей и неожиданностей. Мы не только будем решать, читать, писать, но и попадём в новогоднюю сказку, где всё сбывается. Закройте глазки и представьте себе, о чём я буду говорить.

     Тренинг «Новый год» (под спокойную музыку.)

Новый год. Есть в нём что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, лёгкой порошей, нарядной ёлкой, мерцанием гирлянд и треском свечей, затаённой надеждой… Конечно, он будет хороший. Новый год – это самое подходящее время начать новую жизнь, осуществить планы и мечты. Новый год – это всегда надежда на лучшее.

Есть в этом празднике какая-то сказка, а потому неслучайно, что для многих он самый светлый и любимый. А будет ли Новый год праздником весёлым, удивительным, произойдут ли чудеса, останутся ли после него добрые, милые воспоминания на всю жизнь – зависит от нас с вами, от наших стараний и усердия в работе.

Колокольчик звенит,
Быть нам в сказке он велит.

– У меня на столе появился волшебный ларец. Что же в нём спрятано и от кого он? Сейчас мы всё узнаем. (Воспитатель открывает сундучок, там письмо.)

– Здесь письмо, давайте его прочитаем:

«Дорогие ребята! Помогите нам, пожалуйста. Мы попали в беду. Снежная Королева похитила нас и превратила в ледяные глыбы, а мы очень хотим к вам на праздник. Без нас Нового года не будет! Вы умные дети. И мы знаем, что вы сумеете нам помочь.
                                                                                                         Дед Мороз, Снегурочка, Лесная ёлочка».

– Ребята, поможем сказочным героям? Здесь ещё какой-то шифр – буква «У», в ней спрятано напутствие от наших друзей: «Это должно дать вам силы справиться со всеми трудностями и одолеть чары Снежной Королевы. Назовите слова на букву «У», которые обозначают эти понятия»:

«У» – ум, усердие, уверенность, удача, удовольствие, успех.

– Девизом нашей самоподготовки будет: (Хором читают на доске)

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

– Правильно выполнить домашнее задание вам поможет памятка:

ПАМЯТКА по выполнению домашнего задания:

1 Найди в учебнике нужную страницу.
2 Прочитай правило, примеры. Выучи правило.
3 Повтори правило, приведи свои примеры.
4 Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.
5 Посмотри упражнение, заданное на дом (номер по математике).
6  Устно выполни его.
7 Запиши число, слова «Домашняя работа».
8 Выполни упражнение (номер по математике) письменно. Старайся!
9 Прочитай! Проверь! Ошибок нет?
10 Выполни задания.
11 Повтори правило.
12 Проведи самооценку.
13 Теперь ты готов! Умница!

Звучит фонограмма «Завывание ветра».

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Королева Снежная пришла,
Рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул взгляд холодом её,
Но не боимся ничего!

На доске появляется иллюстрация Снежной Королевы.

– Не помешает нам Снежная Королева! Ребята, я знаю, как противостоять ей: нужно поскорее начинать выполнять домашнее задание по русскому языку. Этим мы поможем нашим героям.

 

     2 Выполнение домашнего задания по русскому языку. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний, введение в предмет.

– Чтобы выполнить упражнение, нужно повторить правило «Написание безударных гласных а, о, и, е, я в слове».(Чтение и заучивание правила на стр.114, Русский язык,II класс, I часть.)

– Как проверить правописание безударного гласного в слове? (Памятка).

ПАМЯТКА

Как проверить правописание безударного гласного в слове:
Чтобы проверитьбезударный гласный в слове,надо изменить слово так,чтобы на этот гласный ПАДАЛО УДАРЕНИЕ: следы – след.

– Перед тем, как выполнять упражнение, поиграем в игру.

Игра «Составь из слов предложение-загадку»

Оборудование: карточки со словами. (На доске)

в..сной в З..мой а л..жал, поле в поб..жал. реку

Задание: из предложенных слов нужно составить предложение-загадку и отгадать её. В словах вставить пропущенные буквы и подобрать к ним проверочные слова. имой в поле лежал, а весной в реку побежал.Снег.)

– Найдите в учебнике домашнее упражнение. (Все задания записаны на доске: с. 121, упр. 199.)

Вся з..мля в сн..гу, /Я на лыжах б..гу. /Ты бежишь за мной, /Хорошо в л..суз..мой: /Небо ярко-синее, /Ели, сосны в инее, /Снег сверкает под н..гами. /Эй, ребята, кто за нами?

– Прочитайте задание к нему. (Какие буквы пропущены в словах? Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Запишите их в столбик.) Пользуйтесь памяткой «Как готовить задание по русскому языку».

Памятка «Как готовить домашнее задание
по русскому языку»

1 Внимательно прочитай задание.
2 Подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении.
3 Если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и ещё раз повтори.
4 Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
5 Выполняя упражнение письменно, сверяйся с правилами.
6 Проверь всю работу. Если обнаружил ошибку, аккуратно исправь её.

– А сейчас выполняем упражнение. Напоминаю, что все задания нужно выполнять правильно, аккуратно, самостоятельно. (Памятка.)

Выполняй домашние задания правильно, аккуратно, самостоятельно!

– Помним об отведённом времени на выполнение домашнего задания по русскому языку – это 15 минут. Экономно используйте время и постарайтесь всё успеть. Звонок колокольчика будет означать завершение работы. После выполнения задания, нужно оценить себя по памятке и повторить правило. Желаю успехов. У вас обязательно всё получится!

На доске памятка:

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

 

     3 Самостоятельная работа учащихся:

     – самоконтроль по памятке;
     – использование сигнальных карточек: зелёный и красный цвета(если ребёнок испытывает затруднения либо выполнил задание);
     – контроль со стороны воспитателя;
     – индивидуальная работа с учащимися, которые нуждаются в помощи.

 

     4 Самопроверка. Взаимопроверка:

     – использование опор;
     – сверка с образцом на доске (на обратной стороне доски рубрика «Проверь себя».)
     – исправление недочётов, ошибок в работе (работа в парах);
     – подключение к работе консультантов (первые учащиеся, правильно выполнившие задание);
     – повторение правила;
     – самооценка по памятке:

ПАМЯТКА

Оцени свою работу:
быстро?

аккуратно?
буквы и цифры красивые?
старался?
без ошибок?
соблюдал тишину?
проверил?
следил за осанкой?
самостоятельно работал?
доволен работой?

     5 Проверка работы воспитателем (варианты на выбор воспитателя):

     – дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный учащийся);
     – выборочная проверка тетрадей (учащиеся, испытывающие трудности);
     – проверка и оценочное суждение работ каждого учащегося(по возможности).

– Ребята, вы очень постарались и отлично  справились с заданием. Посмотрите, Снегурочка уже спасена. (Появляется игрушка «Снегурочка».)

А сейчас давайте отдохнём и наберёмся сил до следующего задания.

 

     6 Физкультминутка. (Подвижная под песню «Новогодние игрушки»)

 

     7 Выполнение задания по математике. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний, введение в предмет.

Колокольчик звенит,
Быть внимательным велит.

– Настало время выполнить задание по математике, решить новогоднюю задачу. Но мы не сможем этого сделать, пока не расколдуем Ёлочку.

Дидактическая игра «Нарядим ёлочку»

Цель: закрепление вычислительных навыков вычитания однозначного числа из двузначного без перехода через десяток «19 –6».

Оборудование: макет ёлки, ёлочные игрушки, карточки с примерами.

Ход игры

Я модница такая,
Что всем на удивление!
Люблю я бусы, блёстки,
Любые украшения.
Но на мою, поверьте,
Великую беду
Не быть в наряде ярком
Мне в нынешнем году.

– Не оставим ёлочку без украшений! Очень постарайтесь: правильно решите все примеры, и тогда вместо льда на ней появится красивый наряд. (По ходу решения примеров, ёлка украшается игрушками (или после решения всех примеров заменить голубую ёлочку на нарядную зелёную.) Ребята проверяют ответы друг друга сигнальными карточками: зелёный цвет – правильный ответ, красный – неправильный.)

Как хороша новогодняя ёлка!
Как нарядилась она, погляди!
Платье на ёлке зелёного шёлка,
Яркие бусы горят на груди.

– А сейчас пора решать задачу. Откройте учебник на странице 113, найдите № 7, прочитайте задачу про себя.(Математика,II класс, I часть)

Задача

Для новогодней ёлки купили 10 красных и 9 белых шаров. Глеб повесил на ёлку 5 шаров. Сколько шаров осталось повесить на ёлку?

– Что непонятно в условии задачи? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? (Использование опоры в учебнике.)

– На выполнение задания по математике вам отводится 20 минут. Звонок колокольчика скажет о завершении работы. Старайтесь выполнить задание не только правильно, но и аккуратно. Я уверена, что вы прекрасно справитесь с работой! Пользуйтесь памяткой по решению задач и опорой в учебнике.

Алгоритм решения задач

1 Прочитай внимательно задачу, если не понял содержания, прочитай ещё раз, подумай.
2 Повтори условие задачи и вопросы к ней.
3 Запиши задачу кратко (сделай чертёж, рисунок).
4 Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
5 Подумай, что уже известно из условия, а что надо найти.
6 Составь план решения задачи (устно). Решай задачу.

После решения задачи появляется игрушка «Дед Мороз».

 

     8 Самостоятельная работа учащихся. (См. пункт № 3;использование опоры в учебнике.)

 

     9 Самопроверка. Взаимопроверка. (См. пункт № 4.)

 

     10 Проверка работы воспитателем. (См. пункт № 5.)

– Отлично потрудились. Пора отдохнуть, закройте глазки.

 

     11 Оздоровительная минутка (спокойная)

Релаксационное упражнение «Воздушные шарики»

Сейчас вы – воздушные шарики. Разноцветные, шаловливые, легкие и стремительные. Вас надувают, вы с каждой секундой становитесь легче, поднимаетесь вверх, касаетесь облаков, летите с ними наперегонки. Ветерок подхватывает вас, вы уноситесь все выше и выше. Сверху вы видите людей, бегущих вслед за вами. Они кричат вам, машут руками. От этого вам становится еще веселее. Но в облаках становится прохладно… Солнце спряталось…, подул холодный ветер… Хочется вернуться домой. Потихоньку выпускаете воздух и спускаетесь вниз. Воздушное путешествие окончено. Вы снова все в кабинете… Потянули за ниточку и открыли глаза на счет «три».

     12 Устные предметы:

А теперь есть предложение
Почитать стихотворение.
Тот, кто лучше всех прочтёт,
Приз получит и почёт!

(За выразительное чтение сладкий подарок от Деда Мороза.)

– использование памятки:

ПАМЯТКА

выразительного чтения стихотворения

1 Постарайся понять содержание и настроение стихотворения.
2 Обрати внимание на знаки препинания.
3 В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое (главное) слово или словосочетание.
4 Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении.
5 Не забудь сообщить автора и название стихотворения.
6 Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.
7 При соблюдении этих пунктов можно сказать: «Какое интересное произведение! Как ты хорошо, красиво читал!»

– самостоятельное чтение (литературное чтение, II класс, Iчасть, с. 121, З. Александрова «Дед Мороз»);

– выразительное чтение вслух.

     13 Итоги самоподготовки:

– общая оценка работы группы;
– проведение рефлексии «Дополни предложение».

Мне больше всего удалось…
Я хочу себя похвалить…
Я научился…
Мне было приятно

Колокольчик зазвонил,
Поиграть нас пригласил.

 

Игра «Да – нет» (Отвечают хором)

Как делал уроки?
Дай, дружок, мне ответ.
Скорее отвечай «да» или «нет»!
Слушал внимательно?
Задания выполнял старательно?
Задачу у соседа списывал?
А мои советы учитывал?
Буквы писал красивые?
Настроение имел игривое?
Чтение читал с охотою?
Доволен своею работою?
Друзья, не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?

– организация выставки работ учащихся (рубрика «Ты – супер звезда!». Вручение медалей «За отличную работу!»);

– похвала, поддержка слабо успевающего учащегося.

– Молодцы, ребята. Отлично потрудились! От вашего усердия и старания Снежная Королева тоже оттаяла, и зло её испарилось. Она дарит вам поздравление. (На обратной стороне снежинок.)

С Новым годом вас, дорогие ребята!
Под Новый год желания сбываются,
Под Новый год всё в жизни получается.
Становятся вдруг лёгкими задачники,
Удача прилетает к неудачникам,
Обиды все и горести прощаются,
Мечты людей, заветные, сбываются,
Становятся враги друзьями, верными –
Всё злое испаряется, наверное.
Становится гораздо лучше свет –
Прекрасней праздника, конечно нет!

– На этом наша самоподготовка закончена. Желаю всем новогоднего настроения и успехов в учёбе!

 

Литература:

1 Шилова, Е.С. Повышение эффективности организации и выполнения домашних заданий младшими школьниками / Е.С. Шилова // Пачатковаенавучанне. – 2019. – № 1. – С. 7–14.
2 Кравцова, Е.И. Выполнение домашнего задания – залог успешной учёбы / Е.И. Кравцова // Пачатковая школа. – 2013. – № 3. – С. 61-64.
3 Филипенко, Н.Д. Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учеников / Н.Д. Филипенко // Пачатковая школа. – 2009. – № 7. – С. 55–58.
4 Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – № 8. – С. 63–66.
5 Максимова, Т.Н. Классные часы: 2 класс / Т.Н. Максимова. – Москва: ВАКО, 2008. – 272с.
6 Гайдина, Л.И. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1–2 классы. / Л.И. Гайдина. – Москва: ВАКО, 2007. – 272с.
7 Форощук, А.А. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. / А.А. Форощук. – Донецк : Сталкер, 1997. – 352с.
8 Иванова, О.П. Инновация в действии / О.П. Иванова // Пачатковая школа. – 2009. – № 5. – С.52–53.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий