Географическое положение. Географические открытия и исследования материка. Искусство Древнего Египта.

- 17:28География. Сценарии, Методичка

Интегрированный урок по учебным предметам «География» и «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». 7 класс

 

Наталья КОВАЛЕНКО,
учитель географии
Большеберестовицкой средней школы
им. С.О.Притыцкого

 

 

Тема урока: Географическое положение. Географические открытия и исследования материка. Искусство Древнего Египта.

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать особенности географического положения Африки; историю исследования материка.

Задачи:

     – образовательные – сформировать у учащихся понятие об особенностях географического положения Африки; познакомить с историей исследования материка; сформировать умение показывать на карте и наносить на контурную карту географические объекты; актуализировать и углубить знания о древнеегипетской культуре;
     – развивающие – развивать у учащихся интерес к расширению знаний по теме, умению применять их в новой, необычной ситуации, устанавливать интеграционные связи между представлением об Африке в географии и ОиМХК; продолжить работу по формированию умений характеризовать географическое положение по плану, сравнивать, обобщать;
     – воспитательные – создать условия для воспитания у учащихся дружбы, взаимовыручки, сплочённости.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок усвоения новых знаний с опорой на ОиМХК.

Метапредметные связи: география и искусство (отечественная и мировая художественная культура).

Программное обеспечение: Microsoft office, MS PowerPoint, Media Player Classic.

Цифровые ресурсы: презентация урока.

Оборудование: мультиборд, компьютер, физическая карта мира, линейки, карандаши, атласы, распечатки заданий для самостоятельной работы, таблицы.

 

Ход урока

     Учитель географии: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как известно, учебные предметы взаимосвязаны. На примере географии и ОиМХК мы убедимся, что знания культуры важны для географии, а с помощью географии можно больше узнать об искусстве (о культуре) разных стран.

     Учитель ОиМХК: Мы рассчитываем на плодотворное сотрудничество, потому что наш урок пройдет как путешествие, где важна работа не только каждого, но и команды (группы).

     Учитель географии: Отправляясь в путешествие, покупая путевки, мы предварительно изучаем страну, континент, на котором она расположена, объекты культуры, читаем отзывы других путешественников.

     Учитель ОиМХК: Итак, мы начинаем.

Презентация «Визитная карточка»
https://drive.google.com/file/d/1cq4Tz-cm1Do_m1iTiasCrmo4HZ0XCMYl/view?usp=sharing


Посмотрите на экран. Перед вами визитная карточка уже знакомой вам цивилизации не только из уроков мировой художественной культуры, но и из уроков истории.

Что это за цивилизация? Назовите исторических персонажей и предметы материальной культуры этой цивилизации, которые вы видите. Чем еще вы можете дополнить этот ряд?

Верно. Это цивилизация Древнего Египта. Много тайн уже открыто, но много еще осталось неизведанным. Мы с вами знакомились на уроке мировой художественной культуры с этой цивилизацией с точки зрения искусства, а сегодня мы посмотрим на нее с точки зрения географии.

Вы приступаете к изучению материков, находящихся на нашей планете Земля. Как вы думаете, с какого материка вы начнете свое путешествие?

Верно, это – Африка. И вместе с учителем географии вам предстоит узнать много нового и интересного о расположении материка, его климате, животном и растительном мире.

     Учитель географии: С чем у вас ассоциируется Африка? (жара, Сахара, слоны…)

     Учитель географии: Да, этим Африка привлекает людей. Но еще она известна как континент рекордов. И сейчас ваша задача, используя материал учебника на с. 59, сконструировать на мультиборде карту рекордов.

(Работа с учебником. Дети называют рекорды и прикрепляют их к карте)

     Учитель географии: Итак, среди континентов Земли Африка на особом положении. Во-первых, по размерам она… Во-вторых, Африка – материк контрастов…

Сегодня на уроке мы начинаем изучать Африку. А изучение любого материка всегда начинается с характеристики его географического положения. Что же входит в понятие «географическое положение»? Это оценка расположения материка в пространстве и изучается оно по определенному плану. Характеризовать географическое положение Африки мы будем одновременно с заполнением контурной карты.

Контурная-карта PDF

     1 Форма и размеры материка.

– Какую форму имеет материк Африка? (треугольника, вытянутого с севера на юг)

– Какова площадь Африки? Какую цифру вы запишете в вашу карту? (30,3)

     2 Определим положение материка относительно линии градусной сети. (Эвристическая беседа)

– Сделаем вывод о расположении материка Африка относительно линии градусной сети. (Африка находится во всех 4 полушариях Земли).

– Для полной характеристики материка нам необходимо познакомиться с понятием «крайняя точка». Это точка материка, более всего выступающая в море или океан по отношению к стороне горизонта. Запишите определение в тетради.

– По рис. 45 учебника (с. 60) определите названия и координаты крайних точек Африки. Назовите.

– Зная крайние точки, можно вычислить наибольшую протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. Выполнять это будем, используя значения координат крайних точек.

– Напомните правило вычисления наибольшей протяженности материка.

– Первый вариант вычисляет протяженность с севера на юг, второй вариант – с запада на восток. (Озвучивают цифры) Внесите данные в соответствующие графы на контурной карте.

– Сделайте вывод: Африка более вытянута с севера на юг.

– А теперь охарактеризуем береговую линию материка. Береговая линия – это граница омывающих его вод морей и океанов. Может быть сильно или слабо изрезанной. Изрезанность береговой линии зависит от количества островов и полуостровов. У Африки – слабоизрезанная береговая линия. Единственный крупный полуостров – Сомали, единственный глубоко вдающийся залив – Гвинейский, самый крупный принадлежащий остров – Мадагаскар, который отделяет самый длинный в мире пролив Мозамбикский.

– Отметьте эти объекты на карте.

– Оценим положение материка относительно других крупных природных географических объектов.

– Дайте полную характеристику географическому положению Африки.

(Ответ учащегося. Комментарий к ответу, выставление отметки.)

– Мы хорошо потрудились, теперь давайте отдохнем.

«Географический причал» (релаксация под музыку): окунитесь в воды самого соленого моря, послушайте тамтамы, вдохните аромат спелых экзотических фруктов, шелест пальмовых листьев и т.п.

     Учитель ОиМХК: Мы уже с вами выяснили, что Африка находится очень близко от Европы и Азии. Логично, что этот континент издревле интересовал европейцев. И сейчас познакомимся с самыми древними исследованиями Африки.

Презентация «Древние исследования Африки»
https://drive.google.com/file/d/1hAzCy6NEHnXLYDly2mo5TPnt3y9Yl01q/view?usp=sharing
Древние-исследования-Африки (текст к слайдам) PDF

     Учитель географии: Продолжаем знакомство с исследователями Африки. Ребята получили индивидуальные задания творческого характера и результаты своей работы сейчас нам представят. Во время сообщений учащихся вы заполните таблицы в тетрадях. (Таблицы подготовить заранее, потом вклеить в тетради):

Имя путешественника Время путешествия Регион исследования
     

 

Сообщения учащихся.

– Первым к берегам Африки отправился Бартоломеу Диаш.
(Вопрос: Что заставило повернуть корабли в Португалию?)

– Спустя 10 лет по его следам отправился Васко да Гама.
(Вопрос: Чему удивился Васко да Гама при высадке на восточный берег Африки?)

– Первым исследователем Южной и Центральной Африки был Давид Ливингстон.
(Вопрос: Почему водопад на реке Замбези назвали Виктория?)

– Центральную Африку изучали и русские путешественники: Василий Юнкер и Николай Вавилов.
(Вопрос «Юнкеру»: Какие науки вы обогатили новыми знаниями?)
(Вопрос «Вавилову»: Центром происхождения каких культурных растений стала Африка?)

     Учитель ОиМХК:

– Как вы думаете, кто-нибудь из белорусов исследовал Африку?

– Наш земляк тоже оставил свой след в истории исследования Африки?

Презентация«Николай Христофор Радзивилл Сиротка»
https://drive.google.com/file/d/1qD1ZXUa1XqbMn4WvgfwzioCxaFQ9Cia2/view?usp=sharing
Николай-Христофор-Радзивилл (текст к слайдам) PDF

(Вопрос: Как Вы думаете, жалел ли он о том, что выбросил за борт мумии?)

Вывод:

– Таким образом, представители разных народов, исследовав материк Африку, обогатили географию, историю и мировую художественную культуру.

Выходной контроль

Медиаазбука вопросы (PowerPoint)
https://drive.google.com/file/d/18M07LoJudoLiZijZVA1Tf6-CyDexGA-I/view?usp=sharing

Медиаазбука ответы (PowerPoint)
https://drive.google.com/file/d/1Qcs1gdMpUW8bOc15Ff38kxaAN-B2U_p5/view?usp=sharing

 

Рефлексия

– Добавьте в ассоциативный ряд 1–2 слова из тех, которые вы запомнили на уроке.

Домашнее задание: п.8, з.3–4 (с.65)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий