Снежана БУРАЧЕВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 1 Ошмян,
Гродненская область
В повышении эффективности обучения и воспитания, развитии творческого самовыражения учащихся очень важную роль играют нестандартные уроки.
В связи с тем, что в 2021 году отмечается 100-летие повести-феерии А.Грина «Алые паруса», я как учитель русского языка и литературы решила провести для учащихся гимназии № 1 Ошмян ряд запоминающихся уроков.
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с мечтами главных героев повести А.С. Грина «Алые паруса»; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления историй их жизни; обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “мечта” и определить пути её воплощения на примере главных героев повести А.С.Грина «Алые паруса».
Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения образов героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к мечте как к неотъемлемой части жизни человека, которая определяет его духовный мир.
Была организована яркая и красочная выставка книг писателя, иллюстраций к его произведению «Алые паруса», а также собственных рисунков наших гимназистов.
Анатоль Франс говорил некогда: “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”. Соотнеся слова французского писателя с произведением А.Грина «Алые паруса», мы сделали вывод, что мечты – это самое драгоценное, что есть в душе каждого человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют творить чудеса.
Для того чтобы создать атмосферу уюта и расположить учащихся к разговору о мечте, а ещё в память об изумительном человеке, «последнем романтике ХХ века», мы зажгли свечу.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный,
С прославленных бригов бегут по заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в январе,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бушующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Из этих строк мы увидели, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими же разными предстают перед нами и герои произведений Александра Грина.
Вместе с ребятами мы формировали умение ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей, умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
Гимназистам была представлена презентация о жизни и творчестве писателя, об истории создания повести-феерии «Алые паруса». Вместе с героями феерической повести мы совершили путешествие к берегам, где живёт мечта о чуде в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнали тайну алых парусов, поразмыслив о великой силе любви. Учащиеся гимназии могли просмотреть фрагменты фильма.
Была проведена словарная работа по слову феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище, а также по многим мореходным терминам, встречающимся в повести.
Свои музыкальные таланты учащиеся проявили, сыграв на гитаре и исполнив песню «Алые паруса».
Была проведена викторина по тексту повести, в ходе которой учащиеся с удовольствием отвечали на вопросы и показывали блестящее знание текста.
На заключительном уроке в честь 100-летия повести-феерии А.Грина «Алые паруса» мы с учащимися 7-го класса решили «испечь» торт. Для этого я распечатала шаблон куска торта для каждого учащегося и использовала 4 поверхности на этом куске (кроме донышка). Все гимназисты получили свой кусочек бумажного торта. На каждую сторону я придумала задания для ребят (написать ассоциации к словосочетанию «алые паруса», описать чудо в их жизни и создать свою самую невероятную мечту). В течение урока мы вместе заполняли все стороны торта, а в конце урока склеивали его.
На заключительном слайде я обратила внимание ребят на корабль с алыми парусами и на высказывание неизвестного автора о мечте. Существует такое мнение, что «Человек без мечты, словно птица без крыльев». Сломать крылья человеку, т. е. заставить его разувериться в жизни могут суровые жизненные обстоятельства (потеря работы, потеря близкого человека, болезнь). К сожалению, сейчас практики, реалисты выживают лучше, чем мечтатели, быстрее адаптируются, приспосабливаются к жизни. Но хорошо, что и в наше время есть люди, которые, не думая о том, какие доходы принесут им плоды их труда, продолжают мечтать, хотят вырваться из обыденной реальности.
И мы понимаем, что Грин хочет сказать нам: «Будьте оптимистами, именно благодаря им развивается мир. Дерзайте и никогда не сдавайтесь!» Очень хочется, чтобы у каждого исполнилась своя крылатая мечта. Главное найти свою точку приложения сил, чтобы наиболее полно реализовать собственную личность.