Дидактическая игра развивает, побуждает, помогает

- 21:30Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Марина ПОНОМАРЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО “Ясли-сад № 15 г. Жлобина”,
Гомельская область

 

 

Своевременное развитие речи ребёнка позволяет осознанно воспринимать окружающий мир. Использование дидактических игр поможет ему учиться легко, непринужденно и увлекательно, а педагогу оптимизировать процесс обучения, организовать его в доступной и привлекательной для детей форме. При этом педагогу необходимо соблюдать основное правило – не принуждать, а побуждать ребёнка.

Для дидактической игры характерно четкое игровое поведение, которое не предусматривает отклонения от заданного направления. Я использую дидактические игры на своих занятиях, начиная от простых к более сложным. Во время проведения одновременно являюсь участником игры. Наличие таких правил в игре интересует ребенка, так как для него это новый вид игрового поведения. Здесь можно назвать игры «Говори правильно Л», «Говори правильно С», «Говори правильно Щ», «Говори правильно Ш», «Кто как устроен?», «Логопедическая ромашка», «Логопедическое лото», «За стулом, под столом», «Ассоциации», «Зоопарк», «Фигуры», «Учимся говорить красиво», «Кто что ест?», «Овощное лото», «Делим слова на слоги», «Противоположности», «Чей силуэт?», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и др.

В ежедневной работе с детьми я использую и самостоятельно изготовленные дидактические игры, направленные на автоматизацию звуков «Р» («Л», «К», «С») в словах: «Собери букет», «Спаси Колобка», «Угощения для Карлсона», «Волшебные цветы», «Дорожка к домику», «Весёлый поезд», «Поможем Слону полить волшебную поляну», «Букет для Мамы кенгурёнка».

В играх с предметами использую реальные предметы, игрушки и объекты природы. Это даёт мне возможность совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи). Широко использую настольно-печатные игры, которые помогают расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих, помогают детям самостоятельно описывать предметы, выделять характерные их признаки, отгадывать их по описанию, находить различия и сходства предметов и явлений природы.

 

Обязательная часть занятия для формирования восприятия звуковой культуры детей – дидактические игры по развитию речедвигательного аппарата, правильного звукопроизношения. Все игры подбираю в зависимости от того, какие звуки надо закрепить. Например, предлагая игру «Спаси Колобка», упражняла детей в правильном произношении звука [л] в словах, развивала фонематический слух, слухоречевую память. Специфика этого дидактического пособия обусловлена подбором лексического материала, насыщенного изучаемым звуком. При этом исключаю слова со смешиваемыми звуками.

Игра «Спаси Колобка»

     Цель: автоматизация звука [л] в словах.
     Материал: колобки, картинка с изображением лисы.

     Ход игры: рассмотреть лежащие на столе «колобки». Обратить внимание ребенка на то, что они особенные, потому что в них спрятаны картинки. Эти колобки нашла лиса и хочет их съесть. Чтобы этого не произошло, надо правильно назвать каждую картинку.

 

Автоматизацию звуков осуществляю в дидактических играх «Угощения для Карлсона», «Букет для Мамы кенгурёнка», «Паровоз», «Помоги белочке найти дорогу к домику».

 

Игра «Угощения для Карлсона»

     Цель: автоматизация звуков [р] ([л], [к], [с]) в словах.
     Материал: картинка с изображением Карлсона, отдельные плоскостные картинки сладостей, на обратной стороне которых изображены предметы.

     Ход игры: ребёнку предлагается угостить Карлсона чем-то сладеньким. Для этого надо перевернуть угощение и правильно назвать изображенный там предмет. Если предмет назван неправильно — угощение убирается.

 

Игра «Букет для Мамы кенгурёнка»

     Цель: автоматизация звука [рь] в словах.
     Материал: картинка с изображением кенгурёнка и небольшие цветочки разного цвета (из картона), на обратной стороне которых есть изображения различных предметов.

     Ход игры: ребёнок берет цветок, переворачивает его, правильно называет предмет и только тогда отдаёт его кенгурёнку. Чем больше правильно названных слов, тем пышнее букет

 

При развитии лексико-грамматических средств языка использую такие игры, основными задачами которых является учить правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительное с прилагательным в роде, числе и падеже, числительное с существительными, образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить владеть некоторыми способами словообразования: «Назови ласково», «Посчитай», «Близкие слова», «Чей? Чья? Чьё?», «Насекомые», «Какое это блюдо? Посуда?»

Игра «Насекомые»

     Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги (на, над, под, к, с, за, между, из-за, из-под, перед), образовывать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
     Материал: магнитная доска, фигурки насекомых.

     Ход игры: ребёнок размещает насекомых на цветке, под листочком, над цветочком, используя глаголы (прилетела, улетела, подлетел, приползла, уползла, заползла и т.д.).

 

При проведении индивидуальных занятий с помощью дидактических игр для развития связной речи «Где начало рассказа?», «Закончи сам», «Опиши-угадай», «Волшебный мешочек», «Чего на свете не бывает» учу детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу, по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам.

Для развития речевого и фонематического слуха в процессе специальных игр «Что звучит?», «Колокольчик» развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти игры способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. Для того чтобы дети научились различать силу и характер звука, в играх использую музыкальные инструменты и озвученные игрушки. Для дифференциации фонем предлагаю дидактические игры «Поймай звук», «Цепочка слов», «Определи первый звук в слове», «Рыбалка», «Как звучит слово» и другие. Например, в игре «Магазин» дети учились слышать, различать и определять первый звук в слове, в игре «Цепочка слов» – первый и последний звуки в ряде слов, в игре «Что звучит вокруг нас?» они определяли любую позицию звуков в слове (вначале, в конце и в середине).

 

Так как правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, использую на каждом занятии игры для развития речевого дыхания «Волшебные картинки», «Листопад», «Вертушка», «Сдуй бабочку с цветка», «Загони мяч в ворота» и др.,.

 

Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, помогают поддерживать интерес к знаниям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, становятся основой для установления контакта с трудными детьми, а всё это способствует достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков и развития речи.

Свою деятельность организую во взаимодействии с воспитателями, которые часто на занятиях по развитию речи используют рекомендованные мною игры. Об эффективности использования дидактических игр информирую родителей на собрании, через консультации, предлагаю мастер-классы по их применению.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий