Анна АСТАПОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 10 г. Мозыря»,
Гомельская область
В нашем учреждении дошкольного образования работает пункт коррекционно-педагогической помощи, который посещают дети с особенностями речевого развития. Как-то раз ко мне обратилась мама воспитанника с просьбой помочь ей найти правильный подход к ребенку и научить сына составлять полные предложения, красиво излагать свои мысли, легко пересказывать рассказы и заучивать стихи.
Действительно, речь детей с общим недоразвитием речи требует постоянного внимания со стороны взрослых, так как неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение и недостаточный словарный запас мешают ребёнку свободно общаться со сверстниками, овладевать навыками и умениями, необходимыми для дальнейшего успешного обучения.
Именно поэтому предложила ей воспользоваться приёмами мнемотехники, так как в силу преобладания в дошкольном возрасте наглядно-образной памяти, воспитанники лучше запоминают события, предметы и явления, основанные на зрительных впечатлениях. Посоветовала маме начать работу с использования карточек-символов, карточек-действий и карточек, обозначающих цвета. Все подобранные мною карточки являются опорой для запоминания и воспроизведения словесного материала. Далее я показала на практике, как это работает.
Например, в игре «Художники» предлагаю ребёнку выбрать карточку с контурным изображением предмета. Прошу произнести предложение: «Я рисую солнышко». Затем предлагаю найти цветовую карточку и прошу произнести предложение, добавив прилагательное: «Я рисую жёлтое солнышко».
Задание усложняется в игре «Опиши предмет». К выбранной предметной картинке нужно подобрать большое количество прилагательных и отразить их через карточки-признаки. Чтобы облегчить задание, задаю детям вопрос: «Что бывает высоким? Что бывает зелёным?». Воспитанники из предметных мнемоквадратов выбирают те, которые могут являться ответом на поставленный вопрос.
Игра «Составь предложение» позволяет детям проявить свою фантазию. Из набора карточек необходимо выбрать нужные, собрать мнемодорожку и составить предложение. В игре есть и готовые схемы мнемодорожек, в которые можно вносить свои изменения. (Например: Мама идёт в магазин. Девочка идёт в школу). Дети охотно включаются в игру, подбирают карточки по заданному образцу и проговаривают предложения. Во время игры они практикуются в правильном согласовании существительных единственного и множественного числа с глаголами и прилагательными. А также упражняются в правильном употреблении союзных слов и предлогов.
Для развития лексико-грамматического строя речи активно использую мнемотаблицы. Опираясь на таблицу, дети охотнее вступают во взаимодействие с педагогом, успешнее отвечают на вопросы. Заметила, что при заучивании стихотворения по мнемотаблице, ребята легче его запоминают и тратят на это гораздо меньше времени. При воспроизведении заученного стихотворения, имея перед глазами опору в виде мнемотаблицы, воспитанники гораздо лучше справляются с заданием. Это способствует активизации их деятельности на занятии. А хорошее настроение ребенка определяет ход всей коррекционной работы.
Убеждена, для того чтобы был положительный результат, необходимо тесное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей.